УИД 28RS0008-01-2021-001512-48
Дело № 2-873/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Щербаковой А.И.,
с участием истца Барановой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барановой С. Н. к администрации города Зеи, Афанасьевой М. В. и Баранову А. В. о признании нечленами семьи, признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Баранова С.Н. обратилась с настоящим иском к администрации города Зеи, просит признать, что Афанасьева М.В. и Баранов А.В. не являются членами её семьи, а также признать за ней право на получение государственной жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с 16 января 2009 года.
В обоснование иска истец указала, что она являлась участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и с 16 января 2009 года состояла на учете в администрации города Зеи в качестве лица, желающего выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, по категории «пенсионеры», с составом семьи 4 человека, включая её, её мужа Баранова В.В. и детей Баранова А.В. и Афанасьеву М.В. С заявлением о постановке на учет в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей она обратилась в администрацию г. Зеи 16 января 2009 года, а поскольку на тот момент дети Баранов А.В. и Афанасьева М.В. (ранее ФИО8) собственного жилья не имели, постоянно проживали в г. Зее вместе с ней и мужем, она указала их в качестве членов своей семьи. В августе 2014 года ее дочь вышла замуж и уехала в г. Благовещенск, где вместе с мужем оформила ипотеку и заключила договор от 20.10.2014г. об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Благовещенске. С 2019 года дочь со своей семьей (мужем и двумя детьми) постоянно проживает в г. Благовещенске. Сын Баранов А.В. в 2019 году по договору купли-продажи от 12.11.2019г. за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных ему ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору, приобрел в собственность квартиру, расположенную в г.Благовещенске, в которой он проживает в настоящее время. Таким образом, её дети Баранов А.В. и Афанасьева М.В., несмотря на их регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении фактически не проживают уже несколько лет, поскольку добровольно выехали из него, проживают в квартирах, приобретенных ими в ипотеку. В то же время они с мужем Барановым В.В. продолжают проживать в г.Зее, поскольку к жилым помещениям своих детей, которые живут самостоятельной жизнью, они никакого отношения не имеют.
С заявлением о предоставлении жилищной субсидии в администрацию города Зеи обращалась только она, каких-либо заявлений на участие в данной программе её дети в администрацию города Зеи не предоставляли.
В конце июля 2021 года из администрации города Зеи ею было получено письмо от 29.07.2021 <Номер обезличен>, из которого ей стало известно о том, что при изучении её учетного дела выявлено, что у её дочери Афанасьевой М.В. и сына Баранова А.В. в собственности имеются жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем решением жилищной комиссии (протокол <Номер обезличен> от 22.07.2021г.) и постановлением администрации города Зеи от 26.07.2021 <Номер обезличен> она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с приобретением жилых помещений в г.Благовещенске.
Поэтому считает, что поскольку её дети не отвечают условиям, предусмотренным ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, необходимым для признания их членами её семьи по смыслу указанного закона, так как они не проживают с нею, считает, что у ответчика отсутствовали основания для снятия её с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Истец Баранова С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Зеи.
Ответчики Афанасьева М.В. и Баранов А.В. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Баранов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Согласно ст.ст.2,5 Федерального закона от 25 октября 2002 г №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очерёдность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу ст.3 указанного Федерального закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Согласно п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 (с изменениями), в настоящих Правилах членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы признаются следующие граждане:
в) в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил:
постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;
другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;
в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.31 и ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи собственника и нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в жилом помещении его супруг, дети, родители, а также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены в качестве члена семьи, ведут общее хозяйство.
В соответствии с пп.11, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при признании лица членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения необходимо учитывать факт его вселения в жилое помещение, а также учитывать, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Из материалов дела следует, что на основании заявления от 16 января 2009 года Баранова С.Н. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с составом семьи четыре человека: Баранова С.Н., Баранов В.В. (<данные изъяты>), Баранов А.В. (<данные изъяты>), Афанасьева М.В. (<данные изъяты>).
Решением жилищной комиссии (протокол <Номер обезличен> от 22.07.2021) и постановлением главы города Зеи <Номер обезличен> от 26.07.2021 Баранова С.Н. снята с регистрационного учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключена из числа участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Основанием для принятия вышеуказанного решения послужил тот факт, что у её дочери Афанасьевой М.В. и сына Баранова А.В. в собственности имеются жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следует из материалов дела, в том числе материалов учетного дела Барановой С.Н., истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней по данному адресу зарегистрированы Баранов В.В. (<данные изъяты>), Афанасьева М.В.(<данные изъяты>) и Баранов А.В. (<данные изъяты>). В заявлении о постановке на учет от 16 января 2009 года истец Баранова С.Н. Баранова С.Н. указала состав семьи – 4 человека. В последующем заявления об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году в администрацию города Зеи Баранова С.Н. не подавала, перерегистрацию не проходила, своих детей Афанасьеву М.В. и Баранову А.В. в качестве членов семьи не указывала.
По состоянию на 01 января 2021 года Баранова С.Н. значилась в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья по категории «пенсионеры» под номером 574 с составом семьи: Баранов В.В. (<данные изъяты>), Афанасьева М.В.(<данные изъяты>) и Баранов А.В. (<данные изъяты>).
Однако судом установлено, что после постановки истца на учет для получения жилищной субсидии в 2009 году ее дети Афанасьева М.В. и Баранов А.В. перестали являться членами ее семьи, поскольку выехали из жилого помещения по адресу: <адрес> совместно с Барановой С.Н. не проживают, общее хозяйство не ведут.
В материалы дела представлены договор <Номер обезличен> от 20.10. 2014 об участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в Западном промышленной зоне г.Благовещенска, заключенный Афанасьевой М.В., Афанасьевым К.С. и ЗАО «Амурская нефтяная компания»; кредитный договор от 24 апреля 2019 года, заключенный Афанасьевой М.В., Афанасьевым К.С. с ПАО Сбербанк. Предметом которого является ипотека на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; выписка из ЕГРН о праве общей совместной собственности Афанасьевой М.В. и Афанасьева К.С. на жилое помещение по адресу: <адрес>, дата регистрации права – 12 сентября 2016 года; свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное Афанасьевой М.В., о том, что она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 11 сентября 2018 года по 05 сентября 2023 года, кредитный договор от 12 ноября 2019 года, заключенный между ПАО Сбербанк и Барановым А.В., на приобретение готового жилья – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН право собственности на данную квартиру зарегистрировано 20 ноября 2019 года.
Ответчики Афанасьева М.В. и Баранов А.В. возражений против заявленных исковых требований не имеют.
Таким образом, суд находит, что Афанасьева М.В. и Баранов А.В., будучи зарегистрированными по месту жительства по адресу места проживания Барановой С.Н.: <адрес>, после постановки истца на учет для предоставления социальной выплаты добровольно выехали из данного жилого помещения, перестали быть членами семьи Барановой С.Н., поскольку фактически не проживают по данному адресу, общее хозяйство с Барановой С.Н. не ведут, совместного бюджета не имеют.
С учетом изложенного, суд находит, что Афанасьева М.В. и Баранов А.В. не являются членами семьи истца.
Рассматривая требования истца о признании за ней права на получение государственной жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с 16 января 2009 года, суд учитывает следующее.
Согласно подпункту «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ.
Как указано выше, основанием для снятия истца с учета явилось наличие у членов ее семьи Афанасьевой М.В. и Баранова А.В. жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Вместе с тем, судом установлено, что Баранова С.Н. отвечает условиям, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ на получение социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку момент принятия ответчиком решения о снятии истца с учета Афанасьева М.В. и Баранов А.В. не являлись членами семьи Барановой С.Н., сама Баранова С.Н. и член ее семьи – супруг Баранов В.В. не обеспечены жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При таких обстоятельствах, имеются правовые и фактические основания для признания за Барановой С.Н. права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с 16 января 2009 года.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Барановой С. Н. удовлетворить.
Признать, что Афанасьева М. В., <Дата обезличена> года рождения и Баранов А. В., <Дата обезличена> года рождения, не являются членами семьи Барановой С. Н..
Признать за Барановой С. Н. право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с 16 января 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 28 октября 2021 года
Судья О.Б. Ворсина