Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 03 июля 2018 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаталова Антона Владимировича к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
Установил:
Истец Шаталов А.В. предъявил к ответчику - Балашихинскому управлению социальной защиты населения иск о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания, в обоснование которого указал о том, что он проходит военную службу в войсковой части 3186, дислоцированной в г. Балашиха Московской области. Он и члены его семьи: супруга - Шаталова Диана Рашитовна и двое несовершеннолетних детей: дочь - Шаталова Евгения Антоновна, сын - Шаталов Максим Антонович, зарегистрированы по месту жительства - по адресу воинской части: <адрес>. Также его дочь, Шаталова Евгения Антоновна, является ребенком - инвалидом, что подтверждается справками МСЭ об инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ года ему и членам его семьи на основании договора пользования служебным жилым помещением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года заключенного между войсковой частью 3492 и им, предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. С момента заключения договора и по настоящее время я и члены моей семьи постоянно проживаем в данной квартире по адресу <адрес>, однако они не могут постоянно зарегистрироваться по данному адресу, поскольку она не является собственником квартиры и проживают в ней не на основании договора социального найма, а на основании договора пользования служебным жилым помещением. В то же время он несет ответственность за сохранность
и оплату коммунальных услуг в занимаемом им и членами его семьи служебном жилом помещении. Учитывая, что он и члены его семьи фактически проживают по адресу: 143914, <адрес>, а зарегистрированы по адресу нахождения войсковой части 3186: <адрес>, в соответствии
с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», я не могу быть лишен права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющих детей-инвалидов, только по причине отсутствия регистрации по месту жительства.
На основании изложенного, истец Шаталов А.В. просил суд признать
за ним и членами его семьи по месту фактического проживания по адресу: <адрес> право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; обязать Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области установить ему выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения
в размере 50 процентов, с момента заключения договора пользования жилым помещением - с 17 ноября 2017 года (л.д. 3-6).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ
с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика – Балашихинское управление социальной защиты населения надлежащим ответчиком – Министерство социального развития Московской области (л.д. 39).
В судебном заседании истец Шаталов А.В. иск поддержал, и просил удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - Министерство социального развития Московской области
по своего представителя не направил, о месте и времени извещен надлежащим образом. Ранее представил письменные возражения на исковое заявление,
в которых просил отказать в удовлетворении иска (л.д. 36-38), указывая, в том числе и о том, что истец не зарегистрирован по адресу: <адрес>..
Учитывая мнение истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие
не явившегося в судебное заседание представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, и не сообщившего суду о причинах своей неявки.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон, ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).
Согласно ст. 3 названного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия
для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности
и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами
и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ инвалидам
и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя
из занимаемой общей площади жилых помещений государственного
и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных
вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного
по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно абзацу 2 вводной части названного выше Федерального закона, меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки
и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться
за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся
в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам
для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья
и коммунальных услуг» для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей
за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ (ст. 5) федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия
по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту,
и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе
по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок), который определяет условия предоставления мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление),
а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению,
и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель).
Согласно п.п. 2 и 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
(далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации
по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения
в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых
он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации
его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела.
Шаталов А.В. проходит военную службу по контракту
в войсковой части 3186, в связи с чем, семья проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате не имеет. Истец
с членами своей семьи зарегистрированы по адресу восковой части: <адрес>
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами: отметками о регистрации в паспортах истца и его супруги (л.д. 7; 8; 9; 10; 11; 12), свидетельством о заключении брака (л.д. 13), свидетельством о рождении (л.д. 14; 15), свидетельством о регистрации по месту жительства (л.д. 16; 17), выпиской из домовой книги (л.д. 18), договором пользования служебным жилым помещением (л.д. 22-24), актом приема-передачи и технического состояния помещения (л.д. 2-2615), платежными документами и квитанциями об их оплате (л.д. 28-30; 42), справкой
об отсутствии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 27).
Согласно справки серии <данные изъяты> следует, что дочери истца - Шаталовой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена группа инвалидности по категории «ребенок – инвалид» (л.д. 21).
При таких обстоятельствах Шаталов А.В. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренную ст. 17 ФЗ
от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к ответчику с заявлением
о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг, предусмотренную ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ,
в чем ему было отказано в письменном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года,
в обоснование отказа указано о том, что гражданин не зарегистрирован
по адресу: <адрес> (л.д. 31-32).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Шаталову А.В. тех мер социальной поддержки,
за получением которых он обратился к ответчику.
Регистрация Шаталова А.В. и членов его семьи по адресу войсковой части: <адрес>, обусловлена прохождением Шаталовым А.В. военной службы
по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г.
<данные изъяты>, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ
от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав
и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу
в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком
в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки, выраженный в письменном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года
б/н и уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года исх. № <данные изъяты>, не соответствует требованиям закона, а заявленное истцом требование о признании его таковым является обоснованным, и подлежит удовлетворению, поскольку Шаталов А.В. имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки
по адресу: <адрес>
Нарушенное право Шаталова А.В. возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу и членам его семьи меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» начиная
с ДД.ММ.ГГГГ года применительно к п. 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области
от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>, поскольку истец обратился к ответчику
ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах, требования истца не подлежат удовлетворению в части предоставления меры социальной поддержки с момента заключения договора пользования жилым помещением – с ДД.ММ.ГГГГ года.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шаталова Антона Владимировича к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания – удовлетворить частично.
Признать не соответствующим требованиям закона решение Министерства социального развития Московской области об отказе Шаталову Антону Владимировичу в предоставлении меры социальной поддержки, выраженное в письменном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года № 19.21.06-461.
Признать за Шаталовым Антоном Владимировичем по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 17 Федерального закона
от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации».
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Шаталову Антону Владимировичу меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований:
в части предоставления меры социальной поддержки с момента заключения договора пользования жилым помещением – с 17 ноября 2017 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 08 июля 2018 г.
Судья Д.И. Лебедев