Решение по делу № 2а-240/2018 ~ М-261/2018 от 01.11.2018

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера

Дело Э а-240-2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> 09 ноября 2018 года

Касторенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прохоровой Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в несоблюдении законодательства при распоряжении и использовании государственного и муниципального имущества, в том числе земельными участками в Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой установлено, что перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения муниципальное образование «<адрес>» <адрес> был утверждён решением собрания депутатов поселка Новокасторное от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>» <адрес>. При этом анализ полученных сведений показал, что в нарушение изложенных требований законодательства автомобильные дороги муниципального образования «<адрес>» <адрес>, внесенные в указанный перечень, расположенные по <адрес>, переулок Сварочный, <адрес> не поставлены на кадастровый учет, государственная регистрация права муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» <адрес> в отношении указанных объектов не осуществлена. Автомобильные дороги данного муниципального образования, расположенные по <адрес> поставлены на кадастровый учет, но регистрация права муниципальной собственности на них не произведена.

Кроме того, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором изложено требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений, выразившихся в том, что муниципальным образованием неудовлетворительно ведется работа по проведению кадастрового учета и регистрации прав на дороги местного значения, балансодержателями которых они являются. По результатам рассмотрения данного представления Администрацией муниципального образования принято решение о том, что будет проводиться регистрация прав собственности на дороги местного значения, однако до настоящего времени такая работа в отношении перечисленных дорог не проведена.

Указывает, что непринятие мер к постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения и государственной регистрации права муниципальной собственности на них может привести к отчуждению необходимых для обеспечения дорожной деятельности земельных участков, осуществлению в их границах хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц.

Полагает, что бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих и находящихся на территории указанного муниципального образования, на обеспечение безопасности дорожного движения в границах муниципального образования, а также лиц, являющихся участниками дорожного движения, круг которых также неограничен.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к постановке на государственный кадастровый учет и не проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения по <адрес>, переулок Сварочный, <адрес>, расположенные в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а также в не проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги по <адрес>, расположенные в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>; обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес>, переулок Сварочный, <адрес>, расположенных в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, после чего провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на них, а также провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

В силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон.

Изучив письменные материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Изучив письменные материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Частью 1 ст. 13 указанного закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися владельцами автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее государственная регистрация прав).

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Судом установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что решением собрания депутатов поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>» <адрес>» утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>».

По делу также установлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства автомобильные дороги муниципального образования «<адрес>» <адрес>, внесенные в указанный перечень, расположенные по <адрес>, переулок Сварочный, <адрес> не поставлены на кадастровый учет, государственная регистрация права муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» <адрес> в отношении указанных объектов не осуществлена. Автомобильные дороги данного муниципального образования, расположенные по <адрес> вокзальная, <адрес> поставлены на кадастровый учет, но регистрация права муниципальной собственности на них не произведена.

Данный факт подтверждается письмом главы поселка Новокасторное от ДД.ММ.ГГГГ .

Из материалов дела также следует, что прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором изложено требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений, выразившихся в том, что муниципальным образованием неудовлетворительно ведется работа по проведению кадастрового учета и регистрации прав на дороги местного значения, балансодержателями которых они являются.

По результатам рассмотрения данного представления Администрацией муниципального образования принято решение о том, что будет проводиться регистрация прав собственности на дороги местного значения, что подтверждается письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени такая работа в отношении перечисленных дорог не проведена.

    Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства, в связи с чем, административный иск прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

Как следует из ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с изложенным, суд полагает установленным, что непринятие мер к постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения и государственной регистрации права муниципальной собственности на них может привести к отчуждению необходимых для обеспечения дорожной деятельности земельных участков, осуществлению в их границах хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц.

Бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившиеся в непринятии мер к осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих и находящихся на территории указанного муниципального образования, на обеспечение безопасности дорожного движения в границах муниципального образования, а также лиц, являющихся участниками дорожного движения, круг которых также неограничен.

    Поэтому, исходя из совокупности доказательств по делу, и с учетом всех фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, резолютивная часть решения должна содержать указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание значимость защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, объем работы по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда годичный срок с момента вступления его в законную силу, поскольку такой срок является разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к постановке на государственный кадастровый учет и не проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения по <адрес>, переулок Сварочный, <адрес>, расположенные в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а также в не проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги по <адрес>, расположенные в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес>, переулок Сварочный, <адрес>, расположенных в границах муниципального образования «<адрес>» <адрес>, после чего провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на них, а также провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> сообщить об исполнении решения суда и устранении допущенных нарушений прокурору <адрес> и суду не позднее, чем в течение месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.А. Прохорова

2а-240/2018 ~ М-261/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Касторенского района
Ответчики
администрация поселка Новокасторное
Суд
Касторенский районный суд
Судья
Прохорова Любовь Алексеевна
01.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
09.11.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
09.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2018[Адм.] Дело оформлено
10.01.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее