Гражданское дело № 2-2538/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2016 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Поляковой ТП
при секретаре Газенкамф ЭВ
при участии представителя истцов Рахманова АВ, Рахманова СВ – Мининой ЮА
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахманова АВ, Рахманова СВ к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Рахманов АВ, Рахманов СВ обратились в суд с иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру № по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Свои требования мотивировали тем, что истцы проживают и состоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ данному жилому помещению был присвоен адрес: <адрес>.Спорное жилое помещение было предоставлено истцам и их матери, Р, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполкомом Центрального Райсовета г. Красноярска на основании решения исполкома горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Красноярскому отделению Союзмаркштреста предприятию в 1949 году Красноярским городским советом депутатов был предоставлен земельный участок, на котором и был возведен спорный жилой дом, на основании типового акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации. На данном предприятии работал дед истцов Г. ДД.ММ.ГГГГ Р умерла. В спорном жилом помещении остались проживать Рахманов АВ и Рахманов СВ. Истцы не могут приватизировать спорную квартиру, в связи с тем, что она отсутствует в реестрах муниципального и федерального имущества, поэтому администрация Центрального района г. Красноярска не заключила с истцами договор социального найма на данную квартиру. При таких обстоятельствах истцы не могут осуществить свое право на приватизацию.
В судебном заседании представитель истцов Рахманова АВ, Рахманова СВ – Минина ЮА (доверенность в деле) исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Истец Рахманов АВ, Рахманов СВ, представитель ответчика администрации г. Красноярска, представитель третьего лица ТУФА по УГИ в Красноярском крае в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по КК, представитель третьего лица МБУ г. Красноярск «Центр недвижимости», представитель третьего лица администрации Центрального района в г. Красноярске в зал суда не я вились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, и в силу ст. 233 ГПК РФ вынести заочное решение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
В силу ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из действующего законодательства, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий, в том числе на право бесплатной приватизации.
Как установлено в судебном заседании, Красноярскому отделению Союзмаркштреста предприятию в 1949 году Красноярским городским советом депутатов был предоставлен земельный участок, на котором и был возведен спорный жилой дом, на основании типового акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, что подтверждается копией типового акта от 20.08.1949г. С 1954 года по 1983г. дед истцов Г работал в Красноярском отделении Союзмаркштреста, что подтверждается копией трудовой книжки Г
Спорное жилое помещение было предоставлено истцам и их матери, Р, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполкомом Центрального Райсовета г. Красноярска на основании решения исполкома горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается копией ордера. Факт родственных отношений подтверждаются свидетельствами о рождении серия № от 11.12.1956г., серия № от 14.03.1979г., серия № от 15.01.1980г.
Истцы проживают и состоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ данному жилому помещению был присвоен адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Р умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серия № от 24.11.2014г. В спорном жилом помещении остались проживать Рахманов АВ и Рахманов СВ, что подтверждается копией домовой книги.
Истцы не могут приватизировать спорную квартиру, в связи с тем, что она отсутствует в реестрах муниципального и федерального имущества, поэтому администрация <адрес> не заключила с истцами договор социального найма на данную квартиру.
По данным технического плана помещения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры № по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объект недвижимого имущества - квартиры № дома № по <адрес> не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 06.11.2015г. №, №.
Согласно сообщений Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 21.07.2014г., от 29.12.2015г. квартира № по <адрес> отсутствует в реестре федерального имущества Красноярского края.
Согласно сообщений Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 14.01.2016г. квартира № по <адрес> отсутствует в реестре государственной собственности Красноярского края.
В соответствии с письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска от 26.02.2015г. указанное жилое помещение в Реестре муниципального жилищного фонда не числиться. В этой связи истцам было отказано в заключении договора социального найма, а также в заключении договора о приватизации указанного жилого помещения.
Ранее истцы в приватизации жилых помещений не участвовали, что подтверждается справками №, № от 27.11.2015г. МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости».
Спорное жилое помещение, которое истцы желают приватизировать, не подпадает под перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, установленный ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации».
Пунктом 11 ст. 54 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае если нахождение имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом объекты жилищного фонда не отнесены к имуществу, которое может находиться в федеральной собственности.
Таким образом, жилищный фонд, находящийся в пользовании граждан в соответствии с договорами социального найма, подлежит передаче из федеральной собственности в собственность соответствующих муниципальных образований и в собственность граждан.
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991г за № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» в редакции постановления ВС РФ от 23 мая 1995г за № 2824-1 жилищный и нежилой фонд относится к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Поскольку соответствующий объект является объектом муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорное жилое помещение должно рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда не свидетельствует о том, что данное помещение не является объектом муниципальной собственности. Тот факт, что квартира и дом являются объектами муниципальной собственности, также подтверждается иными материалами дела.
Как было указано выше, истцы занимают жилое помещение на условиях найма, входящего в состав муниципального жилищного фонда, следовательно, вправе реализовать свое право на его приватизацию.
Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда является препятствием в приватизации жилого помещения занимаемого истцами, поскольку по этим основаниям им может быть отказано в передаче квартиры в собственность.
Однако отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда никаким образом не может повлиять на реализацию права истцов на приватизацию жилого помещения, поскольку реестр муниципального жилищного фонда существует с целью учета собственника жилого фонда – муниципального образования г.Красноярска своего имущества и не влечет последствий, предусмотренных ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст.131 ГК РФ. Как было указано выше, закон связывает право на приватизацию жилого помещения, являющегося муниципальной или государственной собственностью, которое лицо занимает на условиях социального найма. В силу ст.672 ГК РФ на условиях договора социального найма предоставляются жилые помещения только в государственном и муниципальном жилищном фонде. Таким образом, наличие договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда является достаточным основанием для передачи жилого помещения в собственность истцов в порядке приватизации.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. На основании выше изложенного, суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Рахмановым АВ, Рахмановым СВ право общей долевой собственности по ? доли каждому на жилое помещение – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в порядке приватизации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: /подпись/ Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.