Гр.дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. Бородинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Лисейкина С.В.,
с участием представителя органа опеки и попечительства <адрес> Поздняковой Е.М.
при секретаре Калугиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снытко Е.А. к администрации <адрес>, ОУМИ <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Снытко Е.А. обратился в суд по тем основаниям, что с 28.12.1995 года по 31.08.2007г. он являлся воспитанником КГКОУ «Бородинский детский дом» в связи с тем, что его мать ФИО2 была лишена родительских прав на основании решения Бородинского городского суда от 19.06.1995 года, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. До помещения его в детский дом он проживал с матерью в квартире по адресу: <адрес>, жилье было закреплено за ним постановлением администрации <адрес> от 05.09.1995г. № №. Квартира являлась муниципальной, в договор социального найма он был включен вместе с матерью. В апреле 2012 года в связи с программой переселения из ветхого жилья им с матерью, сестрой и ее малолетней дочерью было предоставлено другое жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма от 16.04.2012 года общей площадью 38.3 кв.м, в том числе жилой площадью 17,6 кв.м. Поскольку он был включен в договор социального найма права на постановку на учет в Министерстве образования и науки <адрес> с целью получения отдельного жилого помещения по договору социального найма как оставшийся без попечения родителей до 2013 года он не имел. В настоящее время он как лицо из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей желает воспользоваться своим не реализованным до 23 лет правом на получение отдельного жилого помещения. Какого-либо недвижимого имущества в собственности он не имеет. С марта 2013 года по сентябрь 2014 года он проживал и работал в <адрес> и <адрес>. О праве на обращение в администрацию <адрес> об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 38.3 кв.м, где зарегистрированы четыре человека и постановке на учет в Министерстве образования и науки <адрес> он не знал. Просит признать пропуск срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей по уважительным причинам. Обязать администрацию <адрес> предоставить ему на территории <адрес> изолированное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных законом норм по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании Снытко Е.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что ранее не обращался с требованием о предоставлении квартиры, так как не знал о данном праве. До января 2015 он обращался в органы опеки <адрес>, где ему сказали собирать документы и обратиться в Администрацию <адрес> за справкой о том, что его семью переселяли в другое жилье. Он обратился в администрацию, где ему сказали прийти позже. Все обращения были в устной форме, с заявлениями он никуда не обращался. Позже он вновь устно обратился в орган опеки <адрес>, где ему пояснили, что всё не так быстро делается. Потом он уехал жить и работать в Красноярск
Представитель ответчика администрации г.Бородино Васильева О.В. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями, суду поясняла, что на дату обращения истца в суд ему исполнилось 24 года. До достижения возраста 23 лет истец не обращался с письменным заявлением в компетентные органы о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не предпринимал никаких мер по реализации своих жилищных прав. Истец устно обращался в орган опеки и попечительства, узнавал информацию, но необходимый пакет документов так и не собрал. С января 2013 года Снытко Е.А. обладал полной дееспособностью и мог самостоятельно реализовать свои жилищные права. Доказательств наличия каких либо препятствий для реализации права на жилье с января 2013 года по март 2014 года истцом не представлено, письменных обращений от него за указанный период не поступало, отказов в постановке на учет не имелось. Причины пропуска срока истца для обращения в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения не являются уважительными, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ОУМИ <адрес> в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, предоставила возражения на исковые требования, где указала о не согласии с ними мотивируя тем, что Снытко Е.А. до 23 лет не обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в льготном порядке.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Представитель органа опеки и попечительства <адрес> Позднякова Е.М. суду пояснила, что официально с заявлением Снытко Е.А. в Министерство образования не обращался. При беседе она истцу разъясняла, что ему необходимо сделать, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, говорила, какие необходимо собрать документы, но всё это у него как-то затянулось. Необходимость в жилье у истца была всегда, поскольку совместное проживание с матерью было не возможно. Но, поскольку жилое помещение за ним было закреплено по договору социального найма, то оснований для обращения в Министерство образования не было. Однако в 2013 года законодательство изменилось и Снытко Е.А. имел возможность собрать документы и обратиться с заявлением о постановке на учёт. Однако истец стал проживать в Красноярке, полный пакет документов так и не собрал. Со своей стороны она направляла запрос в регистрационную палату, но ответ так и не получила.
Заслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к следующему
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 ЖК РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия, в том числе: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В силу ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Названным Федеральным законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.
В судебном заседании установлено, что Снытко Е.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО2 была лишена родительских прав на основании решения Бородинского городского суда от 19.06.1995года, являлась одинокой матерью, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении Снытко Е.А. на основании заявления матери.
Согласно справки КГКОУ «Бородинский детский дом» Снытко Е.А. являлся воспитанником КГКОУ «Бородинский детский дом» с28.12.1995г. по 31.08.2007г.
Согласно справки администрации <адрес> от 15.01.2015г. Снытко Е.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, данное жилое помещение было закреплено за Снытко Е.А. постановлением администрации <адрес> от 05.06.1995г. № «О признании несовершеннолетнего Снытко Е.А. оставшимся без попечения родителей». В связи с переселением граждан из аварийного жилого дома ему было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от 16.04.2012г. заключенного между ОУМИ <адрес> и нанимателем ФИО2, нанимателю передано во владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются дочь ФИО2, сын Снытко Е.А., внучка ФИО5
Как следует из выписки из поквартирной карточки на регистрационном учете в квартире по адресу: <адрес> состоит ФИО2, Снытко Е.А., ФИО5, ФИО3
Согласно информации, предоставленной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 21.01.2015г. сведения о правах Снытко Е.А., ФИО2, ФИО3, на имеющиеся у него объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
По сообщению Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 11.12.2014г. по состоянию до 1999 года какие либо жилые объекты за ФИО2, Снытко Е.А., ФИО3 на праве собственности не зарегистрированы.
Как установлено судом и не отрицалось истцом в ходе судебного заседания, Снытко Е.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23-летнего возраста с заявлением в письменной форме о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья в уполномоченный орган не обращался, необходимые для этого документы не предоставлял, в связи с чем, не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Суду не представлено доказательств того, что причины, по которым истец не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются уважительными. К таким доказательствам не может быть отнесена сама по себе позиция истца о том, что он не знал о праве на жилье, поскольку не согласуется с общеправовым принципом презумпции знания закона.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Таким образом, по достижении восемнадцати лет и до достижения возраста 23 лет, истец имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Не имеется также оснований считать, что Снытко Е.А. не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, состояния его здоровья, которое объективно бы не позволяло ему в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении. Снытко Е.А. предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако его устное обращение в орган опеки и попечительства <адрес> носило консультативных характер, необходимые документы и заявление не предоставлялись.
По смыслу и содержанию Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, то указанное право ими утрачивается, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
У Снытко Е.А. после 01.01.2013г. действительно возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако данным правом он не воспользовался, так как до достижения 23-летнего возраста не обратился с соответствующим заявлением о постановке его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан, обратился в суд с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения лишь 07.04.2015г., т.е. в возрасте 24 лет, когда утратил статус ребенка оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, с учетом пояснений истца о том, что до достижения возраста 23 лет он не обращался в уполномоченный орган по вопросу предоставления ему жилого помещения, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включен, на момент обращения с иском в суд истцу исполнилось 24 года, принимая во внимание, что обстоятельств свидетельствующих о бездействии и непринятии мер органами опеки и попечительства к постановке истца на учет или необоснованном отказе в постановке на такой учет и иных причин, объективно препятствующих своевременному обращению либо исключающего его, не установлено, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Снытко Е.А. о признании пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей по уважительным причинам и предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Снытко Е.А. к админситарции <адрес>, ОУМИ <адрес> о признании пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей по уважительным причинам и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Лисейкин С.В.
о