ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № 2-1827/13
«06» декабря 2013 года г.Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:председательствующего судьи Винниковой Н.И.
при секретаре судебного заседания Висич О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Косенко А.ВА. и Бахтинова В.А. к администрации Изобильненского муниципального района <адрес> о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Косенко А.М. и Бахтинова В.А. обратились в суд с иском к администрации Изобильненского муниципального района <адрес> о признании за ними по № доли в праве собственности на № часть земельного участка, площадью № га, расположенного в границах <адрес>», имеющего кадастровый номер № в порядке наследования после смерти их отца А.М.
В судебном заседании истица Бахтинова В.А. и ее представитель - адвокат Шеховцов Ю.Ю. поддержали заявленные исковые требования и просили удовлетворить. При этом истица пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец А.М.. Она и ее брат - истец по делу, Косенко А.А. являются наследниками по завещанию. При жизни их отец А.М. и А.А. организовали крестьянское (фермерское) хозяйство «<адрес>». На основании постановления главы администрации <адрес> «О предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен земельный участок общей площадью № га, в том числе в собственность № га. Свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок крестьянским (фермерским) хозяйство «Золотой колос» не было получено. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок, расположенный в границах КДХ «<адрес>», площадью № га. поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №. Считает, что она и ее брат Косенко А.А. как единственные наследники имеют право наследования по № доли в праве на № часть земельного участка площадью № га. В настоящее время они являются фактическими владельцами указанного земельного участка, так как получают арендную плату за его использование сельскохозяйственным предприятием, платят земельный налог.
Истец Косенко А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик - представитель Администрации Изобильненского муниципального района <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация Изобильненского муниципального района <адрес> не возражает в удовлетворении исковых требований и просит рассмотреть дело без участия представителя АИМР СК.
В судебное заседание не явился Косенко А.А., привлеченный по делу в качестве третьего лица, однако находясь в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования признал и просил удовлетворить, пояснив, что он и А.М., умерший ДД.ММ.ГГГГ. вышли из членов КДХ «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ., каждый имел пай по № га земли. Они организовали КФХ «<адрес>». Свидетельство о праве собственности на землю КФХ они не получали. Чтобы получить правоустанавливающие документы на земельный участок, истцам необходимо вступить в наследство.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истицу и ее представителя - адвоката Шеховцов Ю.Ю., исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно свидетельству о смерти серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> <адрес> А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ года, место смерти - <адрес>. После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>. Наследниками по завещанию являются истцы Косенко А.А. и Бахтинова В.А. Факт родства между ними и умершим А.М. подтверждается представленными истцами свидетельствами о рождении, свидетельством о расторжении брака между Бахтинова В.А. и Б.
Как следует из свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., выданному нотариусом по <адрес> районному нотариальному округу <адрес> Л. наследником имущества на жилой дом и земельный участок для личного подсобного хозяйства А.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ на основании завещания является его сын Косенко А.ВА.. Бахтинова В.А. от № доли наследства отказалась.
В соответствии с п.4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и местом открытия наследства согласно ст.1115 ГК РФ является его последнее место жительства.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № А.А. и А.М. на основании их заявления был предоставлен для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Золотой колос» земельный участок общей площадью № га, в том числе в собственность №. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «<адрес>» утвержден А.А. и членом хозяйства А.М..
В судебном заседании установлено, что Свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок крестьянским (фермерским) хозяйством «Золотой колос» не было получено.
Согласно ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. (Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2009 № 8-Г09-19).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок, расположенный в границах КДХ «Правда», <адрес>, площадью № га, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. с присвоением кадастрового номера №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок с кадастровым номером №, что подтверждается уведомлением управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право собственности за наследодателем А.М.. на указанный земельный участок возникло на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ при отсутствии государственной регистрации таких прав.
Согласно ст. 1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается, и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257 - 259 ГК РФ. Если наследник умершего члена крестьянского фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства.
Судом установлено, что истцы фактическиприняли наследство в виде указанного земельного, производят оплату земельного налога за фактическое использование земельного участка, что подтверждается уведомлением администрации Передового сельсовета <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Косенко А.ВА. об оплате земельного налога за период ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истцы Косенко А.А. и Бахтинова В.А. являются единственными наследниками умершего А.М.. и имеют право на наследование по № в праве на № часть земельного участка площадью № га, расположенного в границах КДХ «<адрес>», <адрес>.
Абзацем 4 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства.
В соответствии с п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Указанные обстоятельства являются основанием для признания за Косенко А.ВА. и Бахтинова В.А. права собственности на № часть земельного участка в порядке наследования.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции, при этом порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество устанавливается, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 131 ГК РФ, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 218, 257, 1152,1153,1179 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Косенко А.ВА. и Бахтинова В.А. к администрации Изобильненского муниципального района <адрес> о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Косенко А.ВА. и Бахтинова В.А. по № доли в праве собственности на № часть земельного участка, площадью № га, расположенного в границах КДХ «<адрес> <адрес>, имеющего кадастровый номер №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Изобильненский районный суд.
Судья Н.И.Винникова