Решение по делу № 2-1121/2019 ~ М-1099/2019 от 26.09.2019

УИД 11RS0010-01-2019-001780-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года гор. Сыктывкар Республики Коми

Эжвинский районный суд гор. Сыктывкара Республики Коми

в составе судьи Петровой М.В.

при секретаре Томашевич А.В.,

с участием истца Лотка Н.М., действующей в своих интересах и интересах Лотка С.И.,

представителя ответчика - администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Брызгуновой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1121/2019 по иску Лотка Нины Михайловны, Лотка Семена Ивановича к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения,

установил:

Лотка С.И. обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, равнозначного занимаемому ранее, благоустроенного и отвечающего всем необходимым требованиям, состоящего из не менее, чем ... квартиры. В обоснование иска указано, что в квартире по адресу ... проживают по договору ... найма. Распоряжением руководителя администрации ... от **.**.** №... многоквартирный дом по адресу ... признан аварийным и подлежащим сносу. В уведомлении к распоряжению указан срок расселения до **.**.**, вместе с тем, до настоящего времени дом не расселен, решение о предоставлении жилья не принято.

...

В судебном заседании привлечённая в качестве соистца Лотка Н.М., ... Лотка С.И., заявленные требования поддержала, пояснила, что обращалась в администрацию района с вопросом о постановке ... на учет в качестве ... нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения, однако по итогам исчисления совокупного дохода ... в постановке на указанный учет им было отказано.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Брызгунова О.Ф. исковые требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв, полагала, что оснований для внеочередного предоставления жилого помещения истцам не имеется, за предоставлением жилого помещения в маневренном жилом фонде ... Лотка не обращались.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» и третьего лица -Министерства строительства и дорожного хозяйства РК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что **.**.** между ... и Лотка С.И. заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, согласно которому Лотка С.И. предоставлено в бессрочное пользование жилое помещение по адресу ....

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заключением межведомственной комиссии администрации ... №... от **.**.** дом по адресу ..., признан непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу.

Распоряжением руководителя администрации ... от **.**.** №... дом по адресу ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с распоряжением администрации ... от **.**.** №... с учетом изменений, внесенных распоряжениями №... от **.**.** и №... от **.**.** собственникам жилых помещений спорного дома срок принятия мер к отселению был изначально установлен до **.**.**, затем продлевался соответственно до **.**.** и до **.**.**. К указанным срокам собственники жилых помещений должны принять меры к отселению и освобождению занимаемых помещений, обеспечить снос многоквартирного дома.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.05.2011 № 643-О-О для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Согласно Закону Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан - лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» непригодными для проживания.

Реализуя полномочия по определению категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений.

По общему правилу, установленному ст. 49 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (вместе с «Перечнем аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации», «Перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года», «Реестром аварийных многоквартирных домов по способам переселения», «Рекомендуемыми требованиями к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах»).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», правительством Республики Коми утверждена республиканская адресная программа: постановление Правительства РК от 31.03.2019 № 160 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» (вместе с «Перечнем аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации», «Перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года», «Реестром аварийных многоквартирных домов по способам переселения», «Рекомендуемыми требованиями к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах»).

Ответственным за реализацию адресной программы является Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

В целях реализации указанных программ на уровне органа местного самоуправления, администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» принята муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на период 2019 - 2025 годы» (Постановление администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 21.05.2019 № 5/1440 (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» на период 2019 - 2025 годы» (вместе с «Перечнем аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации», «Реестром аварийных многоквартирных домов по способам переселения»)

В указанную адресную программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными до **.**.** и подлежащие сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Заказчиком данной программы является администрация МО ГО «Сыктывкар» как получатель средств из Республиканского бюджета для исполнения программы, в программу включены ... дома, расположенные на территории Эжвинского района, в том числе дом по адресу ... со сроком переселения до **.**.**.

При разрешении вопроса о праве истцов на обеспечение их другим жилым помещением по предусмотренным статьей 86, частью 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ основаниям, судом учитывается правовая позиция, изложенная в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, согласно которой, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Юридически значимым обстоятельством в этой связи является выяснение наличия опасности для жизни и здоровья истцов, которое требует незамедлительного решения вопроса о переселении в другое жилое помещение и имеют ли они возможность до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Справкой ... подтверждается, что по адресу ... зарегистрированы: Лотка С.И. (...), Лотка Н.М. (...), Л (...).

Выписками из ЕГРН подтверждается отсутствие у Лотка Н.М. и Лотка С.И. в собственности жилых помещений.

Справкой администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** подтверждается, что Лотка С.И. в списках граждан, в качестве имеющих право на получение жилых помещений по договору ... и в качестве имеющих право на получение ... выплат на строительство или приобретение жилья (субсидий) не значится. Состоял в списке граждан, в качестве имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма с **.**.**. исключен из списков распоряжением руководителя администрации ... от **.**.** №....

Таким образом, материалами дела подтверждается, что семья Лотка не признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.

Принимая во внимание отсутствие у истцов права на внеочередное получение жилого помещения, а также тот факт, что истцы за предоставлением жилого помещения в маневренном жилом фонде к ответчику не обращались, доказательств того, что проживание в доме несет реальную опасность для жизни и здоровья истцов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Лотка Нины Михайловны, действующей в своих интересах и интересах Лотка Семена Ивановича, к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд гор.Сыктывкара.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2019 года.

Судья М.В. Петрова

2-1121/2019 ~ М-1099/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лотка Семен Иванович
Ответчики
Администрация МО ГО Сыктывкар
Администрация Эжвинского района
Другие
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
Судья
Петрова Мария Васильевна
Дело на странице суда
ejvasud--komi.sudrf.ru
26.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2019Передача материалов судье
26.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2019Судебное заседание
18.11.2019Судебное заседание
19.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Дело оформлено
14.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее