2-2976 (2019)
УИД № 24RS0002-01-2019-003090-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
при секретаре Лукьяновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусляковой Н. Д. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гуслякова Н.Д. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» (МБДОУ «Детский сад № 44», учреждение) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что по трудовому договору от 21.03.2014 г. принята на работу в учреждение на должность <данные изъяты>, и полагает, что в период работы с сентября 2018 года по май 2019 года заработная плата работодателем выплачивалась ей ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с включением в таковой оплаты работы в ночное время и праздничные дни. Полагала, что оплата за работу в ночное время и праздничные дни должна производиться ответчиком сверх минимального размера оплаты труда с применением надбавки и районного коэффициента, в связи с чем просит взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по заработной плате в общей сумме 14 730,84 руб., компенсацию за задержку заработной платы в сумме 1 236,56 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Определением от 01.07.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление образования Администрации г.Ачинска (л.д.1).
В судебное заседание истец Гуслякова Н.Д., уведомленная о дате и месте рассмотрения дела судебным извещением (л.д. 60) не явилась, в ранее представленном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 29).
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 44», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания сообщением (л.д. 60), в суд не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г.Ачинска, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания извещением (л.д. 60), в суд не явился, в возражениях по иску представитель Гудков Ю.А., действующий по доверенности от 21.11.2018 г., полагает, что исковые требования не могут быть удовлетворены в полном объеме в связи с неоднозначностью толкования норм Трудового кодекса РФ и приведения их в соответствие на федеральном и региональном уровнях, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.25-27).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Гусляковой Н.Д. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.03.2018 № 421 с 01 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда на территории РФ установлен в сумме 11 163 руб., с 01 января 2019 г. на основании Федерального закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ – 11 280 руб.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, размер ежемесячного заработка истца при отработанной норме рабочего времени с 01 мая 2018 года не мог быть менее 17 860,80 руб., с 01.01.2019 – менее 18 048 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного Распоряжением Управления образования Администрации г. Ачинска, осуществляет образовательную деятельность.
В учреждении действует Коллективный договор, которым предусмотрена выплата заработной платы два раза в месяц: 4-го числа следующего месяца, соответственно авансирование осуществляется 19-го числа текущего месяца (л.д. 51).
21.03.2014 Гуслякова Н.Д. принята на работу <данные изъяты> в МБДОУ «Детский сад № 44», с ней заключен трудовой договор по основному месту работы. По условиям трудового договора за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику установлен должностной оклад в 2033 руб. в месяц, районный коэффициент - 30 %, северная надбавка – 30 %, продолжительность рабочего времени установлена – с 19 ч. 00 мин. до 07 ч. 00 мин. чередуясь сменами, в выходные и праздничные дни – с 07 ч. 00 мин. до 07 ч. 00 мин. (л.д. 31-33).
Как видно из трудового договора, Гуслякова Н.Д. работала в условиях сменного режима рабочего времени, который регулируется положениями ст. 103 ТК РФ.
В соответствии со ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
В данном случае, работодателем составлялся график сменности, как это предусмотрено трудовым договором истца, с пофамильным указанием работников, даты рабочих и нерабочих дней для каждого работника по графику, запланированных дневных и ночных часов каждой смены.
При этом, с учетом сменного режима работы норма рабочего времени для истца, установленная графиком сменности, в отдельные месяцы могла как превышать количество рабочих дней для 5-дневной рабочей недели, так и быть менее таковой с оплатой работодателем заработной платы как за полностью отработанный месяц.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова" взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении, из приведенных правовых позиций следует, что оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Гусляковой Н.Д. ввиду характера ее работы ответчиком производилась доплата за работу в ночное время и праздничные дни, суммы которой с начисленным районным коэффициентом и северной надбавкой включены в состав заработной платы истца при соотнесении с МРОТ, что противоречит приведенным разъяснениям.
Поскольку размер заработной платы Гусляковой Н.Д. за период с 01 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года был ниже вышеуказанного размера МРОТ, недоначисленная заработная плата по заявленным истцом требованиям по основной должности составила 7 090,42 руб., исходя из следующего расчета:
Месяц начисления | Норма рабочего времени по графику в днях | Отработанно фактически, дней | Начисленная заработная плата, руб. | Доплата за работу в ночное время, в праздничные дни, руб. | Величина МРОТ, руб. | Заработная плата, подлежащая начислению, руб. (МРОТ х 1,6) | НедополученнаяЗаработная плата, руб. |
сент.18 | 20 | 20 | 17861 | 468,13 | 11 163 | 18 609,81 | 748,81 |
окт.18 | 20 | 20 | 17 861 | 407,07 | 11 163 | 18 512,11 | 651,11 |
нояб 18 | 20 | 9 | 8 037,45 | 211,77 | 11 163 | 8 376,19 | 338,74 |
дек.18 | 21 | 21 | 21 355,64 | 459,72 | 11 163 | 18 596,35 | 0 |
январь 19 | 21 | 21 | 18 048 | 1 673,84 | 11 280 | 20 726,14 | 2 678,14 |
февр.19 | 18 | 18 | 18 048 | 709,97 | 11 280 | 19 183,95 | 1 135,95 |
март 19 | 21 | 21 | 18 048 | 600,61 | 11 280 | 19 008,98 | 960,98 |
апр.19 | 20 | 9 | 8 121,60 | 203,30 | 11 280 | 8 446,88 | 325,28 |
май 19 | 21 | 6 | 5 156,57 | 157,13 | 11 280 | 5 407,98 | 251,41 |
Итого | 7 090,42 |
Таким образом, действия ответчика не соответствуют положениям ст.133 ТК РФ, в связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика.
При этом, суд не может согласиться с представленным истцом расчетом задолженности (л.д. 3), поскольку при расчете был неверно определен размер подлежавшей начислению заработной платы с учетом фактически отработанного времени, в том числе в ночное время и праздничные дни, в связи с чем, размер задолженности определен исходя из произведенного судом расчета.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Гусляковой Н.Д. о взыскании недополученной заработной платы подлежат удовлетворению в сумме 7 090,42 руб.
На основании ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При этом, как указано в п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Учитывая неполную выплату истцу заработной платы, заявленные требования Гусляковой Н.Д. о взыскании компенсации по ст. 236 ТК РФ суд находит законными и обоснованными.
В связи с несвоевременной выплатой заработной платы Гусляковой Н.Д. за заявленный период с 01.09.2018 г. по 31.05.2019 г., суд полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию за задержку заработной платы, исходя из требований ст. 236 ТК РФ, в общей сумме на 20.07.2019 г. в 617,10 руб., из расчета:
Месяц | Сумма долга, руб. | Период просрочки с, | Сумма денежной компенсации в руб. |
сент.18 | 748,81 | 05.10.2018 г. | 110,47 |
окт.18 | 651,11 | 03.11.2018 г. | 86,62 |
нояб 18 | 338,74 | 05.12.2018 г. | 39,64 |
дек.18 | 0 | 30.12.2018 | 0 |
январь 19 | 2 678,14 | 05.02.2019 | 228,18 |
февр.19 | 1 135,95 | 05.03.2019 | 80,35 |
март 19 | 960,98 | 05.04.2019 | 52,58 |
апр.19 | 325,28 | 01.05.2019 | 13,43 |
май 19 | 251,41 | 05.06.2019 | 5,83 |
Итого | 617,10 |
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Гусляковой Н.Д. о взыскании компенсации морального вреда. Вместе с тем, заявленную истцом сумму в 10 000 рублей, суд полагает завышенной с учетом обстоятельств дела и требований разумности и справедливости суд полагает необходимым взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда в пользу Гусляковой Н.Д. 1 000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, а также требований о компенсации морального вреда, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 700 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусляковой Н. Д. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» в пользу Гусляковой Н. Д. задолженность по заработной плате в размере 7 090 рублей 42 копейки, компенсацию за задержку заработной платы в размере 617 рублей 10 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а всего взыскать 8 707 (восемь тысяч семьсот семь) рублей 52 копейки, в удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» в доход бюджета муниципального образования город Ачинск государственную пошлину в сумме 700 (семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина