Дело № 2-1291/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иваново 10 июня 2015 г.
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,
при секретаре Котелевской Е.Н.,
с участием истца Красильниковой Т.А.
представителя истца Красильниковой Т.А. – Белянкина А.Г.,
представителя ответчика ТУСЗН г. Иваново – Брюшининой Н.А.,
представителя третьего лица УМВД России по Ивановской области – Бахтинова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красильникова Т.А. к Территориальному управлению социальной защиты населения г.Иваново о признании гражданина ветераном боевых действий, признании право на меры социальной поддержки и выдаче удостоверения,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на меры социальной поддержки, установленные Федеральным закон от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах». Иск мотивирован тем, что Красильников А.Н. (сын истца) в период с 12.10.1999г. по 08.02.2000 г. проходил службу на территории Чеченской республики в в/ч7456 и в в/ч 3641 МВД России и принимал участие в боевых действиях. 25.07.2005 г. Красильников А.Н. умер, не успев оформить и получить в установленном законом порядке удостоверение «Ветеран боевых действий». 25.04.2014 г. Красильникова Т.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – УПФРФ) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п/п 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах». Решением УПФ РФ № 62438/14 от 30.04.2014 г. (протокол № 155 от 30.04.2014г.) Красильниковой Т.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п/п 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах», в виду отсутствия документа (удостоверения установленного образца), подтверждающего право заявителя на льготы, предоставляемые члену семьи умершего ветерана боевых действий. ТУСЗН по г. Иваново в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах» отказано, поскольку Красильников А.Н. при жизни не оформил соответствующее удостоверение. Истец полагает, что она имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах», поскольку Красильников А.Н. является ее сыном, принимал участие в боевых действиях, получил ранение (контузию), имел право на получение статуса «Ветеран боевых действий», при жизни обратился в компетентные органы с заявлением о присвоении статуса «Ветеран боевых действий» и получения соответствующего удостоверения. В процессе сбора необходимых документов, подтверждающих право Красильникова А.Н. на получение статуса «Ветеран боевых действий», последний умер, не успев получить удостоверение ветерана боевых действий. В настоящее время из-за отсутствия удостоверения ветерана боевых действий на имя Красильникова А.Н. истец лишена возможности получения социальной поддержки как мать умершего ветерана боевых действий, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах». В этой связи истец просила признать за ней право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5–ФЗ «О ветеранах»; признать за истцом право на ежемесячную денежную выплату в размер, установленном п/п 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах» с момента первоначального обращения.
Определением суда от 23.04.2015 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истца Красильниковой Т.А. привлечено Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново.
Определением суда от 23.04.2015 г. производство по делу по иску к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на меры социальной поддержки, установленные Федеральным закон от 12.01.1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах» прекращено, в связи с отказом от исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании истец и ее представитель требования к ТУСЗН по г. Иваново увеличили и просили признать Красильникова А.Н., умершего 25.07.2005 г. ветераном боевых действий, признать за Красильниковой Т.А. право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах»; обязать ТУСЗН по г. Иваново выдать Красильниковой Т.А. удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах».
Представитель ответчика на исковые требования возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Так, в частности указала, что Красильникова Т.А. обращалась в управление в 2014 г. по вопросу выдачи удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах», представила справку УМВД России по Ивановской области от 14.03.2014 г. № 20/14-136 о том, что Красильников А.Н. принимал участие в составе войсковых частей МВД России в контртеррористических операциях в Чеченской республике и имел право на получение статуса ветерана боевых действий. Из ответа УМВД России по Ивановской области, направленного Управлением для определения права Красильниковой Т.А. на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5 –ФЗ «О ветеранах», установлено, что Красильников А.Н. за получением удостоверения ветерана боевых действий не обращался, удостоверение ему не выдавалось. Определение статуса военнослужащего, присвоение военнослужащему статуса «ветеран боевых действий» не относится к компетенции Управления. Военнослужащий МВД как ветеран боевых действий имеет право на меры социальной поддержки при подтверждении указанного статуса удостоверением «Ветеран боевых действий», выданным органами МВД РФ, поскольку удостоверение ветерана боевых действий Красильникову А.Н. не выдавалось, право Красильниковой Т.А. как матери умершего ветерана боевых действий, на получение удостоверения для получения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах» возникает после того, как УМВД России по Ивановской области подтвердит наличие у Красильникова А.Н. на момент смерти статуса «Ветеран боевых действий». В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица УМВД России по Ивановской области на исковые требования не возражал, оставил решение вопроса на усмотрение суда. При этом пояснил, что в УМВД России по Ивановской области Красильников А.Н. с заявлением о выдаче удостоверения «ветеран боевых действий» не обращался. Красильников А.Н. принимал участие в составе войсковых частей МВД России в контртеррористических операциях в Чеченской республике и имел право на получение статуса ветерана боевых действий. В случае обращения Красильникова А.Н. в УМВД России по Ивановской области с заявлением о выдаче удостоверения «ветеран боевых действий» такое удостоверение ему было бы выдано.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.
Красильникова Т.А. и Красильников Н.А. являются родителя Красильникова А.Н.,02.09.1979 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-ФО № 400900 от 01.10.1979 г., актовая запись № 6 (л.д.7).
Согласно свидетельству о смерти I-ФО № 644700 от 26.07.2005 г. Красильников А.Н. умер 25.07.2005 г., актовая запись № 333 от 26.07.2005 г. (л.д. 7).
Красильникова Т.А. обратилась в Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново с заявлением о выдаче удостоверения на меры социальной поддержки членам семьей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах».
Письмом Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново от 03.06.2014 г. № 01-16-1456 в удовлетворении заявления Красильниковой Т.А. отказано, поскольку Красильников А.Н. с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий в УМВД Росси по Ивановской области не обращался, соответствующее удостоверение ему не выдавалось (л.д. 9-10).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Раздел 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, являющийся приложением к Закону о ветеранах, к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относит: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
Согласно справке УМВД Росси по Ивановской области от 14.03.2014 г. № 20/14-136 Красильникова А.Н., 02.09.1979 года рождения, принимал участие в составе войсковой части внутренних войск МВД России № 7456, прикомандированной в распоряжение войсковой части МВД России № 3641, на территории Северно-Кавказского региона Российской Федерации в контртеррористических операциях в Чеченской республике в период с 12.10.1999 г. по 08.02.2000 г. и в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах» имел право на получение статуса ветерана боевых действий (л.д. 8). Указанные обстоятельства так же подтверждаются выписками из приказа в/ч 3641 от 01.11.1999 г. № 13, в/ч 3641 от 01.12.1999 г. № 21, в/ч 3641 от 02.01.1999г. № 13, в/ч 3641 от 03.02.2000 г. № 2, в/ч 3641 от 01.03.2000 г. № 42, записями в военном билете АМ № 0394339 от 03.12.1997 г. на имя Красильникова А.Н. (л.д. 38-45).
Из пояснений истца и ее представителя следует, что в 2005 г. Красильников А.Н. обратился в ОВД Пучежского района Ивановской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако получить его не успел, поскольку в процессе сбора необходимых документов, подтверждающих право Красильникова А.Н. на получение статуса «Ветеран боевых действий», он умер, не успев получить удостоверение ветерана боевых действий.
Как следует из сообщения МО МВД России «Пучежский» от 21.04.2015 г. № 3160 журналы регистрации обращений граждан за период 2001-2005 г.г. уничтожены по истечении срока давности, в виду чего представить сведения по факту обращения Красильникова А.Н., 1979 года рождения, за получением удостоверения «Ветеран боевых действий» не представляется возможным (л.д. 59).
Вместе с тем факт обращения Красильникова А.Н. в 2005 г. в ОВД Пучежского района Ивановской области с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» подтверждается запросом начальника ОВД Пучежского района УВД Ивановской области Афанасьева С.И. от 18.01.2005 г. на имя командира войсковой части 7456 с просьбой предоставить справки о периоде нахождения на территории Чеченской республики и количестве дней фактического участия в КТО (зачет к выслуге лет) для решения вопроса о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» (л.д. 35-37), а так же показаниями свидетеля Афанасьева С.И.
Так, допрошенный в качестве свидетеля Афанасьев С.И. пояснил, что в период с 2001 г. по 2006 г. занимал должность начальника ОВД Пучежского района УВД Ивановской области. Примерно в 2005 г. в ОВД Пучежского района УВД Ивановской области обратился Красильников А.Н. по вопросу получения удостоверения «Ветеран боевых действий», он приходил вместе с мамой Красильниковой Т.А. При обращении к Афанасьеву С.И. они пояснили, что длительное время пытаются оформить документы для получения удостоверения «Ветеран боевых действий», но у них возникают трудности с получением документов, подтверждающих факт участия в боевых действиях. Красильников А.Н. написал заявление о выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий», с целью получения подтверждающих документов об участии в КТО в Чеченской республике, был подготовлен и направлен запрос в г. Москву командира войсковой части. Получил ли в дальнейшем Красильников А.Н. удостоверение «Ветеран боевых действий», свидетель не знает.
Согласно статье 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
В целях исполнения указанных положений Закона Правительством РФ издано постановление от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», вместе с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которой установлено, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с абз.2 п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России утвержден Приказом МВД России от 07.05.2004 г. № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» (далее – Приказ № 282).
Указанный Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».
В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации функции по заполнению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий осуществляют ДГСК МВД России, ФЭД МВД России, УК ГКВВ МВД России, кадровые и пенсионные подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне, кадровые подразделения оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России (п. 2 Приказа №282).
Согласно Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверения оформляются и выдаются лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, в том числе сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, кроме подразделений, указанных в пункте 2.1 настоящей Инструкции, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел; военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России через кадровые подразделения оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России по месту дислокации при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих воинских формирований внутренних войск МВД России; гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России без права на пенсию, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по их месту жительства по соответствующим запросам этих кадровых подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России.
К подтверждающим документам относятся для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлен факт непосредственного выполнения Красильниковым А.Н. задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с октябре 1999 г. по февраль 2000 г., который подтвержден представленными в дело доказательствами, что свидетельствует о наличии у него права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Красильников А.Н. выразил свое волеизъявление на получение удостоверения «Ветеран боевых действий» и обратился с соответствующим заявлением в компетентные органы. Доказательств обратного суду не представлено.
Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Однако в силу п. 2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина (способность иметь гражданские права и нести обязанности) возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Красильников А.Н. 25.07.2005 г. утратил правоспособность в связи со смертью, в виду чего требование о признании Красильникова А.Н. ветераном боевых действий удовлетворению не подлежит.
В то же время как установлено судом Красильников А.Н. являлся участником боевых действий, получил ранение (контузию), имел право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона о ветеранах предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего).
В силу пункта 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Таким образом, п. 2 ст. 21 Закона о ветеранах прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона о ветеранах для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации). Юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона о ветеранах является гибель военнослужащего – ветерана боевых действий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт непосредственного участия Красильникова А.Н.
в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с октября 1999 г. по февраль 2000 г., участие в боевых действиях в вышеуказанный период, суд приходит к выводу, что истец имеет право, как мать умершего ветерана боевых действий на получение льгот, установленных для данной категории лиц действующим законодательством.
При этом факт отсутствия у Красильникова А.Н. удостоверения боевых действий, неполученного на основании поданного в компетентные органы заявления по причине смерти, не влияет на право истца на получение мер социальной поддержки и выдачу ей соответствующего удостоверения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Красильниковой Т.А. в части признания за ней права на меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действии, предусмотренных ст.21 и ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах», возложении обязанности о выдачи удостоверения на право предоставления таких мер подлежат удовлетворению.
Иные доводы Красильниковой Т.А. в обосновании заявленных требований, так же как и иные доводы ответчика в обоснование своей позиции по иску, не являются основанием как для удовлетворения требований истца в полном объеме, так и для отказа в удовлетворении исковых требований Красильниковой Т.А. в полном объеме, поскольку не опровергают доводы каждого из процессуальных оппонентов в указанной части.
При таких обстоятельствах, требования истца являются правомерным и подлежащим удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Красильникова Т.А. к Территориальному управлению социальной защиты населения г.Иваново о признании гражданина ветераном боевых действий, признании права на меры социальной поддержки и выдаче удостоверения – удовлетворить частично.
Признать за Красильникова Т.А. право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах».
Обязать Территориальное управление социальной защиты населения г.Иваново выдать Красильникова Т.А. удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21, 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5 –ФЗ «О ветеранах».
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 17.06.2015 г.