Дело №2а-138/2020
УИД 13RS0017-01-2020-000126-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь Республики Мордовия 16 июня 2020 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Солдатова М.О.
при секретаре Бахметовой Л.К.
с участием:
административного истца Абросимовой Е.Н., не явилась,
представителя административного истца – Терешкина Ю.Н., действующего на основании доверенности от 28 марта 2019 года,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, представитель не явился,
заинтересованного лица Подмарева Е.А.,
заинтересованных лиц Беляковой В.В., Малыгиной М.Н., Дурниной Т.И., Глубинова И.И., Буровой Г.Л., Тихонова Г.М., Кашиной А.П., Егорова В.В., Лобанова А.И., Лобановой Е.Д., Дурниной Н.П., Кулагиной Н.И., Вдовина Н.Н., Егорова Н.А., Линёвой Т.М., Адмираловой В.И., Подмаревой М.А., Подмаревой О.И., Антошиной Н.Н., не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абросимовой Е.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков, возложении обязанности аннулировать записи о постановке земельных участков на кадастровый учет,
установил:
Абросимова Е.Н. обратилось в суд с указанным административным иском. Заявленные требования мотивирует тем, что является сособственником двух земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенными в <адрес>» Починковского района Нижегородской области. 30.09.2019 г. ее представитель обнаружил, что площадь земельных участков значительно уменьшилась. На ее обращение административный ответчик разъяснил, что указанное изменение произошло в связи с выделом в 2018 г. новых земельных участков.
Считает данные выделы незаконными, т.к. в 2016 г. когда производились ею кадастровые работы, в адрес органа кадастрового учёта и в адрес кадастрового инженера направлялись соответствующие возражения относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков. В суде данный спор разрешен не был.
Просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенных по адресу: Нижегородская область, Починковский район. Обязать ответчика аннулировать в кадастре недвижимости записи о постановке на кадастровый учет указанных земельных участков.
В судебное заседание административный истец Абросимова Е.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Терешкин Ю.Н. требования своей доверительницы поддержал по изложенным основаниям. Просит суд иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Подмарев Е.А. в судебном заседании относительно иска возразил, считает, что формирование вновь образованных земельных участков осуществлено с соблюдением действующего законодательства. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска Абросимовой Е.Н.
Заинтересованные лица Белякова В.В., Малыгина М.Н., Дурнина Т.И., Глубинов И.И., Бурова Г.Л., Тихонов Г.М., Кашина А.П., Егоров В.В., Лобанов А.И., Лобанова Е.Д., Дурнина Н.П., Кулагина Н.И., Вдовин Н.Н., Егоров Н.А., Линёва Т.М., Адмиралова В.И., Подмарева М.А., Подмарева О.И., Антошина Н.Н. в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, о времени о месте и времени рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Абросимова Е.Н. является сособственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:59:0130101:520 и 52:59:0130101:525, расположенных в СПК «Дубровский» Починковского района Нижегородской области. При этом, является таковым как на день рассмотрения дела судом, так и на момент оспариваемого выдела новых земельных участков, что подтверждается как выписками из ЕГРН, так и сведениями регистрирующего органа, приведенными в возражениях к административному иску.
26.03.2018 г. государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым <номер>, образованного путем выдела из земельного участка с кадастровым <номер>.
15.08.2018 г. принято аналогичное решение в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, образованного путем выдела из земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Формирование земельных участков произошло на основании межевых планов, подготовленных кадастровым инженером Гизазовым Р.Р. 26 февраля 2018 г. и 10 августа 2018 г. соответственно.
Как указано в административном иске, о нарушении своих прав при выделе указанных земельных участков Абросимова Е.Н. узнала от своего представителя, который 30.09.2019 г. на сайте Росреестра в сети интернет обнаружил значительное уменьшение площади этих земельных участков.
За разъяснением она обратилась в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия, заявления датированы 04.10.2019 г. (штампы входящей корреспонденции 07.10.2019 г.). Данные заявления 09.10.2019 г. пересланы по принадлежности в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, а уже оттуда 16.10.2019 г. – Руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. 13.11.2019 г. в адрес Абросимовой Е.Н. регистрирующим органов направлен ответ на ее запросы с разъяснениями сложившейся ситуации.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из приведенных выше обстоятельств дела, суд считает, что срок для обращения в суд следует исчислять с момента совершения оспариваемых регистрационных действий и каких-либо объективных оснований для начала исчисления данного срока с 30.09.2019 г. не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в силу ч.1 ст.95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Устанавливая срок для обращения в суд с соответствующим административным иском, законодатель предполагает, что лицо при проявлении должной предусмотрительности и добросовестности в осуществлении предоставленных ему законом прав, имеет возможность рассчитать необходимое ему время для подготовки административного иска таким образом, чтобы не пропустить установленный срок для его подачи. Институт восстановления процессуальных сроков призван гарантировать права лиц, объективно не имевших возможности подать жалобу в установленный законом срок. Подобных обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению за судебной защитой, связанных с личностью административного истца, состоянием его здоровья или иными заслуживающими внимание обстоятельствами, по делу не установлено.
Кроме того, не усматривая законных оснований для удовлетворения иска, суд исходит из следующего.
В силу п.п.1, 2 ст.13. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Пункт 4 статьи 13 указанного Федерального закона предусматривает право собственника земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключить договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В силу п.13 ст.13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.
В силу положений п.14 ст.13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г.) возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
Согласно п.24 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается, в том числе, в случае, если в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений.
Таким образом, кадастровый учет и государственная регистрация прав на выделяемые земельные участки из исходных земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> могли быть приостановлены на основании возражений Абросимовой Е.Н. в случае, если такие возражения были поданы в соответствии с перечисленными в законе требованиями.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания спорных земельных участков было опубликовано кадастровым инженером Гизазовым Р.Р. в газете «На земле Починковской» 5 ноября 2016 г. Предложения по доработке проекта межевания земельного участка и возражения относительно размера и местоположения границ каждого выделяемого участка по проектам межевания принимались в течение 30 календарных дней со дня опубликования извещения по адресу: Нижегородская область, Починковский район, с. Починки, ул. Заречная, д.28, второй этаж.
Согласно материалов дела свои возражения относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков Абросимова Е.Н., действуя через своего представителя Абросимова В.А., 01 декабря 2016 г. направила в адрес ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области» (орган кадастрового учета) и в адрес Гизазова Р.Р. (кадастровый инженер).
Вместе с тем не представляется возможным установить соответствие текста возражений и приложений к нему, тем возражениям, которые направлялись в адрес вышеуказанных лиц, т.к. отсутствует опись почтового вложения либо иной аналогичный документ. Соответственно суд лишен возможности проверить соблюдение административной истицей требований п.13 ст.13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, имеющиеся в материалах дела копии почтовых конвертов свидетельствуют о направлении возражений в адрес кадастрового инженера в Ульяновскую область, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д.20., оф.1 (конверты вернулись отправителю из-за отсутствия адресата), тогда как в информационном сообщении в газете «На земле Починковской» указан другой адрес для возражений: Нижегородская область, Починковский район, с. Починки, ул. Заречная, д.28, второй этаж. Таким образом, кадастровый инженер не был надлежащим образом уведомлен Абросимовой Е.Н. о наличии у нее данных возражений.
Аналогичные возражения Абросимовой Е.Н. были получены органом кадастрового учета 19 декабря 2016 г. (согласно уведомлениям о вручении). Вместе с тем с 01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который среди прочего предусматривает, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (пункт 1 статья 3).
Одновременно с этим в силу вступила и новая редакция п.14 ст.13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ), предусматривающая направление возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не в орган кадастрового учета, а в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка.
В силу п.24 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений.
Согласно ст.27 вышеназванного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из представленных материалов (заявления о государственном кадастровом учете объектов недвижимости, решения о приостановлении соответствующего учета регистрационные действия, выписки из ЕГРН на выделенные земельные участки), действия оспариваемые Абросимовой Е.Н. совершались государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, при этом ни в адрес регистрирующего органа, ни в адрес кадастрового инженера возражения от Абросимовой Е.Н. в установленном порядке не поступали, в связи с чем не могли быть положены в основу решения государственного регистратора о приостановлении или отказе осуществления государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Абросимовой Е.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков, возложении обязанности аннулировать записи о постановке земельных участков на кадастровый учет
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия М.О. Солдатов
Решение в окончательной форме принято 18 июня 2020 года.
Судья М.О. Солдатов