РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года г.о.Самара
Советский районный суд г.Самара в составе:
судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Драгуновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по коллективному административному исковому заявлению членов Гаражно-строительного кооператива №2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары, Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары о признании незаконными действий по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ,
установил:
Административные истцы – члены ГСК №2 – в лице Константинова В.Н. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором указали, что 31.12.2009г. ИФНС России по Советскому району г.Самары исключила ГСК №2 из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи № от 31.12.2009г., как фактически прекративший свою деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ. членом ГСК №2 Константиновым В.Н. как представителем группы лиц – членов ГСК №2, чьи права были нарушены, в УФНС России по Самарской области была подана коллективная жалоба на вышеуказанное действие ИФНС России по Советскому району (вх.№ от 18.09.2018г.).
Решением УФНС России по Самарской области № от 25.09.2018г. было принято жалобу на решение ИФНС России по Советскому району г.Самары от 11.09.2009г. № о предстоящем исключении недействующего юридического лица ГСК №2 из ЕГРЮЛ оставить без рассмотрения.
Решение об исключении ГСК №2 из ЕГРЮЛ члены ГСК считают незаконным по следующим основаниям.
ГСК №2 был организован и зарегистрирован в соответствии с решениями № от 04.09.1980г. горисполкома г.Куйбышева и № от 28.10.1980г. Советского райисполкома г.Куйбышева. Здание ГСК №2 было введено в эксплуатацию в соответствии с Актом приемки в эксплуатацию от 28.12.1987г. Устав ГСК №2 был утвержден собранием членов ГСК №2 от 10.01.1995г. и зарегистрирован постановлением Главы Администрации Советского района г.Самары №№ от 19.04.1995г. Инспекция МНС РФ по Советскому району г.Самары подтвердила постановку юридического лица на учет с 11.05.1988г., присвоила ИНН 6318320290 и КПП 631801001, дата выдачи Свидетельства 28.09.2000г., серия № номер №
15.03.2005г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары ГСК №2 присвоен основной государственный регистрационный номер № и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002г.
Признаки для исключения ГСК №2 из ЕГРЮЛ были формальные, так как ГСК №2 являлось и является действующей организацией, вела хозяйственную деятельность и осуществляла операции по банковскому учету. Тот факт, что ГСК №2 проводил операции по существующему банковскому счету организации № в ОАО «Сбербанк России» подтверждается чеком ордером от 29.10.2008г. по оплате членских взносов плательщиком ФИО3, Актами сверки с ООО «Самтелеком» за 2008, 2009гг., Актами инвентаризации расчетов между ГСК №2 и МП «Самараводоканал» за 2008, 2009гг., справкой по оплате МП «Самараводоканал» за 2008, 2009гг. Подтверждением того, что ГСК №2 осуществлял деятельность подтверждается Договором на оказание услуг по централизованной охране и техническому обслуживанию технических средств охраны с ОВО при УВД по Советскому району г.о.Самара, ФГУП «Охрана» МВД РФ от 24.007.2008г. № с дополнительным соглашением об изменении суммы по договору № от 24.12.2008г., дополнительным соглашением к договору на оказание охранных услуг № от 29.07.2009г., Договором на оказание услуг по централизованной охране и техническому обслуживанию технических средств охраны с ОВО при УВД по Советскому району г.о.Самара, ФГУП «Охрана» МВД РФ от 05.08.2009г. №.
Таким образом, с момента регистрации и по настоящее время ГСК №2 осуществлял свою уставную деятельность, проводились собрания, собирались членские взносы, пользовались земельным участком и гаражами, оплачивались услуги по электро- и водоснабжению, услуги связи, организовывался вывод мусора. ГСК №2 являлось действующим юридическим лицом и упущения в неподаче налоговой отчетности являются формальным основанием к исключению из ЕГРЮЛ.
Истцы просили признать незаконным внесение ИФНС России по Советскому району г.Самары в ЕГРЮЛ записи об исключении ГСК №2 и признать запись ГРН № от 31.12.2009г. недействительной, а также обязать ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары исключить сведения о прекращении деятельности ГСК №2 в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель административных истцов Константинов В.Н. требования уточнил, в порядке восстановления нарушенного права членов ГСК №2 просил признать запись ГРН 2096318155790 от 31.12.2009г. ИФНС России по Советскому району г.Самары об исключении ГСК №2 из Единого государственного реестра юридических лиц недействительной и обязать ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары восстановить сведения о ГСК №2 в Едином государственном реестре юридических лиц как о действующем юридическом лице.
Также представитель административных истцов представил письменное ходатайство, в котором просил восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение с заявленными требованиями в суд, ссылаясь на то, что об исключении ГСК №2 из ЕГРЮЛ стало известно после переизбрания председателя 28.05.2018г. и получения 27.07.2018г. выписки из ЕГРЮЛ в отношении ГСК №2. Ходатайство мотивировано тем, что в период с 10.09.2018г. по 16.09.2018г. было проведено внеочередное общее собрание собственников гаражей в ГСК №2 в очно-заочной форме, что подтверждается протоколом №2 от 17.09.2018г. с оповещением членов об исключении ГСК №2 из ЕГРЮЛ в 2009 году. До проведения внеочередного общего собрания собственников гаражей в ГСК №2 от 17.09.2018г. абсолютное большинство членов ГСК №2 не знало об исключении из ЕГРЮЛ и находилось в неведении, так как согласно Уставу председатель осуществлял финансово-хозяйственную деятельность ГСК №2 и должен был отслеживать информацию о юридическом лице и его ликвидации на официальном сайте Федеральной налоговой службы и в случае исключения организации из ЕГРЮЛ обязан был сообщить членам ГСК №2 данную информацию, проведя собрание собственников. Данная информация не доводилась до собственников гаражей на общих собраниях, что подтверждается Протоколами общих собраний членов ГСК №2 за 2010-2018 годы. Полагая изложенные доводы уважительными, представитель административных истцов просил восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование действий ИФНС.
В судебном заседании представитель административного ответчика ИФНС России по Советскому району г.Самары ФИО10 просила признать причины пропуска срока на обжалование действий неуважительными, заявленные требования не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на основания, изложенные в письменных возражениях (л.д№).
Представитель административного ответчика ИФНС России по Красноглинскому району г.Самара ФИО5 в судебном заседании просила признать причины пропуска срока на обжалование действий неуважительными, заявленные требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области ФИО6 в судебном заседании просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу установлена судом, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются членами ГСК №2.
ГСК №2 был организован и зарегистрирован в соответствии с решениями № от 04.09.1980г. горисполкома г.Куйбышева и № от 28.10.1980г. Советского райисполкома г.Куйбышева. Здание ГСК №2 было введено в эксплуатацию в соответствии с Актом приемки в эксплуатацию от 28.12.1987г. Устав ГСК №2 был утвержден собранием членов ГСК №2 от 10.01.1995г. и зарегистрирован постановлением Главы Администрации Советского района г.Самары № от 19.04.1995г. Инспекция МНС РФ по Советскому району г.Самары подтвердила постановку юридического лица на учет с 11.05.1988г., присвоила ИНН 6318320290 и КПП 631801001, дата выдачи Свидетельства 28.09.2000г., серия №.
15.03.2005г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары ГСК №2 присвоен основной государственный регистрационный номер № и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002г.
Согласно Уставу ГСК №2, кооператив создан с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для индивидуальных автомобилей путем строительства гаражей на собственные средства, а также последующей эксплуатации и управления этими гаражами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 23.11.2018г. ГСК №2 прекратило свою деятельность 31.12.2009г. в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ, ГРН записи 2096318155790 ввиду непредставления документов отчетности и отсутствия в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам.
Основанием для внесения ГРН записи № в ЕГРЮЛ послужило решение ИФНС России по Советскому району г.Самары о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ №№ от 11.09.2009г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2015 года N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" наряду с институтом ликвидации юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о регистрации юридических лиц предусматривают механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность: непредставление юридическим лицом в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление им операций хотя бы по одному банковскому счету (пункт 1 статьи 64.2 ГК Российской Федерации и статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"); исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф.", установленный статьей 21.1 Закона о государственной регистрации признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица - неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Из изложенного следует, что установленный статьей 21.1 Закона о государственной регистрации упрощенный (внесудебный) порядок исключения из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность.
Таким образом, положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ само по себе не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 налоговыми органами является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
В соответствии с положениями статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительский кооператив является некоммерческой организацией и не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли.
При этом по смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, за исключением случаев, установленных названным федеральным законом.
Административными истцами в материалы дела представлены следующие документы:
- договор № от 27.02.2002г., заключенный между ГСК №2 и МП «Самараводоканал» на отпуск питьевой воды и прием сточных вод;
- соглашение о замене стороны в договоре № от 27.02.2002г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод;
- акт приемки водомерного узла № от 15.10.2015г.;
- справка МП «Самараводоканал» об объемах потребляемой воды за период с 2008 по 2012 год;
- договор № от 24.07.2008г. на оказание услуг по централизованной охране и техническому обслуживанию технических средств охраны, заключенный между ОВО при УВД по Советскому района г.о.Самара и ГСК №2;
- дополнительное соглашение об изменении суммы по договору № от 05.08.2009г.;
- дополнительное соглашение к договору № на оказание услуг по централизованной охране и техническое обслуживание технических средств охраны от 10.04.2012г.;
- дополнительное соглашение к договору № от 05.08.2009г.;
- публичный договор оказания услуг телефонной связи № от 02.02.2004г., заключенный между ООО «Самтелеком» и ГСК №2;
- дополнительное соглашение к договору оказания услуг связи № от 02.09.2004г., заключенное 01.01.2012г.;
- соглашение № о санитарном содержании и благоустройстве прилегающей территории от 12.05.2014г., заключенное между Администрацией Советского района г.Самары и ГСК №2;
- соглашение № на возмещение затрат потребленной электрической энергии от 30.07.2010г., заключенное между ГСК № и МП г.Самары «Самараводоканал»;
- договор энергоснабжения № от 09.09.2011г., заключенный между ГСК №2 и ЗАО «Самарагорэнергосбыт»;
- карта программирования интервального прибора учета от 26.02.2014г.;
- акты инвентаризации расчетов за услуги по отпуску питьеой воды и приему сточных вод;
- документы, подтверждающие оплату денежных средств в счет членских взносов, в счет оплаты услуг водоснабжения и канализации за 2012-2013гг.;
- протоколы общего собрания членов ГСК №2 от 06.02.2010г., 26.03.2011г., 25.02.2012г., 30.03.2013г., 29.03.2014г., 28.03.2015г., 19.03.2016г., 28.05.2018г., 17.09.2018г.
Из содержания вышеперечисленных документов следует, что членами правления кооператива разрешались хозяйственные вопросы, а также вопросы управления кооперативом.
Учитывая, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что с момента государственной регистрации ГСК №2 фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на закрепленном за кооперативом земельном участке, суд пришел к выводу о том, что неосуществление кооперативом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности не может быть в данном конкретном случае признано достаточным для вывода о прекращении им деятельности.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В соответствии со ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Суд считает убедительными доводы представителя административных истцов о том, что о нарушении своих прав административные истцы узнали 28.05.2018г., после переизбрания председателя и получения выписки из ЕГРЮЛ, при этом в суд с настоящим административным иском обратились 29.10.2018г., то есть в течение года со дня, когда им стало известно о нарушении прав.
Таким образом, установив, что наличие записи об исключении ГСК №2 из ЕГРЮЛ препятствует ему осуществлять уставную деятельность, а также нарушает права и законные интересы членов ГСК, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, о том, что об исключении ГСК №2 из ЕГРЮЛ было известно из общедоступного источника Единого государственного реестра юридических лиц 31.12.2009г., суд не принимает во внимание, поскольку данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об осведомленности членов ГСК №2 о начавшейся в отношении ГСК №2 процедуре исключения из ЕГРЮЛ либо об исключении из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Коллективный административный иск членов ГСК №2 удовлетворить.
Признать запись ГРН 2096318155790 от 31.12.2009г. ИФНС России по Советскому району г.Самары об исключении ГСК №2 из Единого государственного реестра юридических лиц недействительной.
Обязать ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары восстановить сведения о ГСК №2 в Едином государственном реестре юридических лиц как о действующем юридическом лице.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29.12.2018г.
Судья: подпись
Копия верна
Судья (Смолова Е.К.)
Секретарь (Драгунова М.О.)