Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
17 июля 2013 г. с. Шалинское
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Мамоля К.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Манского района Красноярского края Севрюкова А.И.,
представителя ответчика в лице главы Администрации Каменского сельсовета Манского района Красноярского края Данилова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменского сельсовета Манского района Красноярского края о понуждении организовать водоснабжение в границах поселения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Манского района Красноярского края обратился в Манский районный суд Красноярского края с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Каменский сельсовет) о понуждении организовать водоснабжение в границах поселения.
Исковые требования, с учетом поданных уточнений, аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края в феврале 2013 г. проведена проверка по заявлению жителей д. <адрес>а <адрес> об отсутствии водоснабжения в деревне, бездействии Каменского сельсовета в этой части, и в ходе этой проверки установлено, что на территории д. <адрес> водозаборные колонки, водонапорные башни отсутствуют, водоснабжение осуществляется жителями д. <адрес> самостоятельно через индивидуальные колонки. Других источников холодного водоснабжения на территории д. Сергеевка, как показала проверка, не имеется. Подвоз воды Каменским сельсоветом не осуществляется.
Исходя из таких сведений, прокурор, ссылаясь на положения п. 3 ч. 1 ст. 14, ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), ст. ст. 2, 15 Конституции РФ, ст. ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), просит суд:
- обязать Администрацию Каменского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать бесперебойное круглогодичное водоснабжение холодной питьевой водой на территории д. <адрес>;
- обязать Администрацию Каменского сельсовета ежедневно, со дня вступления решения суда в законную силу, осуществлять подвоз холодной питьевой воды на период отсутствия бесперебойного круглогодичного водоснабжения холодной питьевой воды на территории д. <адрес>.
Представитель Каменского сельсовета Данилов В.П. с исковыми требованиями не согласился, подал на них возражения, в которых указал на то, что доставка питьевой воды жителям д. Сергеевка осуществляется МУП ЖКХ «Нижне-Есауловское» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно поданным заявкам, а потому считает, что Каменский сельсовет выполнил возложенные на него обязанности по организации водоснабжения.
Представитель прокуратуры <адрес> Севрюков А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, согласился с освобождением Каменского сельсовета от обязанности по ежедневному подвозу холодной питьевой воды, не возражал об установлении судом периодичности подвоза воды в большие сроки, но при условии установления судом факта соблюдения требований действующего законодательства и Устава муниципального образования при проведении Каменским сельсоветом ДД.ММ.ГГГГ собрания жителей д. <адрес>, в рамках которого было принято решение об осуществлении подвоза воды один раз в неделю.
Представитель Каменского сельсовета Данилов В.П. в судебном заседании исковые требования также не признал, указал на то, что в бюджете сельсовета отсутствуют денежные средства для организации холодного водоснабжения на территории д. <адрес> нет денег для данных мероприятий и в Администрации Манского района Красноярского края, куда он (Данилов В.П.) неоднократно обращался с просьбой оказать содействие в финансировании данного мероприятия. Положительно результата о финансировании организации холодного водоснабжения до сегодняшнего дня так и не получено. Ранее до банкротства совхоза «Геолог», действовавшего на территории д. Сергеевка, существовало две скважины для забора холодной питьевой воды, однако после банкротства этого предприятия жители населенного пункта сами захламили эти скважины, в связи с чем их эксплуатация в настоящее время невозможна. Итоги собрания жителей д. Сергеевка от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу подвоза воды не публиковались, отдельного постановления по этому поводу Каменским сельсоветом не выносилось, о проведении данного собрания жители извещались путем вывешивания соответствующего объявления возле поселкового магазина. Решение об итогах собрания граждан занесено в протокол собрания. Жители д. Сергеевка, согласно принятому на собрании решению, сами выразили согласие о подвозе воды один раз в неделю, поскольку они не готовы платить по <данные изъяты> коп. за ежедневный подвоз 1 тонны воды.
Исследовав материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, суд находит исковые требования прокурора Манского района Красноярского края законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Положениями 46 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Исходя из правил ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Положениями пп. 4, 6 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») предусмотрено, что под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Нецентрализованной системой холодного водоснабжения признаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц. Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (пп. 4, 13, 18 ст. 2 указанного Федерального закона).
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, как указано в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», направлена на достижение целей в виде охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Нормами ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в частности в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
Уставом Каменского сельсовета в п. 1.4 ст. 7 также закреплено, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, снабжение населения топливом.
Исследованием доказательств суд установил, что прокуратурой Манского района Красноярского края по заявлению жителя д. <адрес>а <адрес> ФИО6 об отсутствии водоснабжения в населенном пункте, бездействии Каменского сельсовета в этой части проведена проверка, в рамках которой установлено, что на территории д. <адрес> отсутствует холодное водоснабжение, в связи с чем в адрес Каменского сельсовета прокуратурой района направлено представление об устранении нарушений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (л.д. 3 - 4).
Каменским сельсоветом дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается на то, что для снабжения д. Сергеевка водой необходимо пробурить скважину, установить емкость, подвести линию электропередачи, подвести подъездную дорогу. Расходы на бурение скважины и установку накопительной емкости составляют <данные изъяты> руб., в связи с чем для решения этого вопроса ДД.ММ.ГГГГ сельсоветом было направлено письмо в Законодательное собрания Красноярского края, откуда получен ответ, согласно которому обращение рассмотрено на заседании Законодательного собрания и направлены в соответствующие органы министерства и управления.
Письменные доказательства, представленные стороной истца, в которых содержится ответ от ДД.ММ.ГГГГ, достоверно свидетельствуют о том, что Каменским сельсоветом допускается нарушение в части неисполнения обязанности по организации в границах поселения бесперебойного водоснабжения холодной питьевой водой, предусмотренной действующим законодательством.
Каменским сельсоветом ни в возражениях на иск, ни в судебном заседании не отрицается, что на территории д. Сергеевка отсутствует, как централизованное, так и нецентрализованное холодное водоснабжение.
Нормой ч. 9 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительства РФ.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в рамках которых реализуется процедура, указанная в ч. 9 ст. 7 названного Федерального закона, до настоящего времени Правительства РФ не утверждены, однако данное обстоятельство не исключает обязанности Каменского сельсовета по организации водоснабжения на территории д. Сергеевка, поскольку такая обязанность вытекает из положений пп. 4, 6 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и более того она обусловлена положениями со ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Изложенные в судебном заседании доводы Каменского сельсовета об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств для организации водоснабжения на территории д. Сергеевка суд во внимание не принимает, поскольку нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не связывают организацию водоснабжения в пределах поселения в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования. Положениями ст. 15 Бюджетного кодекса РФ прямо закреплено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, а соответственно Каменским сельсоветом при формировании муниципального бюджета должны предусматриваться расходы, связанные с организацией водоснабжения на территории д. Сергеевка.
Исследуя материалы дела, суд не усматривает оснований для возложения обязанности по организации водоснабжения на территории д. Сергеевка на другое муниципальное образование, в том числе и на Администрацию Манского района Красноярского края, поскольку это будет противоречить положениям ст. ст. 12, 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из которых следует, что на муниципальные районы не возлагается обязанность по организации водоснабжения в пределах поселения, а сама обязанность подлежит исполнению тем местным поселением, где находится соответствующее территориальное образование.
Правовых оснований для освобождения Каменского сельсовета от обязанности осуществлять ежедневный подвоз холодной питьевой воды со дня вступления решения в законную силу на период отсутствия соответствующего бесперебойного круглогодичного водоснабжения на территории д. Сергеевка судом не установлено, поскольку, согласно пп. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Протокол собрания жителей д. Сергеевка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Каменский сельсоветом, в рамках которого, по утверждению представителя ответчика Данилова В.П., было принято решение об осуществлении подвоза воды один раз в неделю, суд во внимание не принимает, поскольку согласно чч. 1, 2, 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Периодичность доставки холодной питьевой воды жителям д. Сергеевка и также ее количество необходимое для удовлетворения потребностей населения по своей сути относятся к вопросам местного значения, а соответственно эти вопросы могли быть поставлены Каменским сельсоветом на разрешение собрания жителей д. Сергеевка.
Порядок, сроки проведения собрания граждан, подведение его итогов на территории Каменского сельсовета предусмотрены ст. 42 Устава муниципального образования, и согласно данным положениям Устава, собрание должно быть назначено в течение 20 дней с даты издания соответствующим органом правового акта, выражающего инициативу проведения собрания или с даты получения документов, подтверждающих инициативу населения. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета депутатов сельсовета, главы сельсовета. Собрание граждан назначается Советом депутатов сельсовета по собственной инициативе, по инициативе 3% населения соответствующей территории подтвержденной подписями в подписных листах. Собрание, проводимой главой сельсовета, назначается главой сельсовета. Орган, назначивший собрание, должен известить жителей сельсовета о готовящимся собрании не позднее чем за 10 дней до его проведения. Информация о проведении собрания должна содержать сведения о дате, времени и месте проведения, вопросе, выносимом на собрание. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Исходя из положений из положений ст. ст. 19, 27 Устава, глава сельсовета в пределах своей компетенции издает постановления администрации по вопросам местного значения. Правовые акты главы сельсовета вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное. Решение Совета депутатов сельсовета считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета депутатов количества, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов. Решения Совета в течение 10 дней с момента их принятия подписывает и направляет на опубликование глава сельсовета. Нормативные правовые акты, как главы сельсовета, так Совета депутатов сельсовета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Каменским сельсоветом не представлено доказательств того, что жители д. Сергеевка были извещены о собрании по вопросу периодичности подвоза воды, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ, в сроки, установленные ст. 42 Устава, равно как не представлено доказательств того, что такое собрание вообще назначалось Каменским сельсоветом, а итоги собрания от ДД.ММ.ГГГГ были официально опубликованы (обнародованы), и именно на основании этих итогов был установлен график подвоза воды, согласованный между Каменским сельсоветом и МУП ЖКХ «Нижне-Есауловское».
Исходя из отсутствия прямого волеизъявления жителей д. Сергеевка о периодичности доставки им холодной питьевой воды, закрепленного в опубликованном правовом акте по итогам собрания граждан, суд отвергает за несостоятельностью представленный Каменским сельсоветом согласованный с МУП ЖКХ «Нижне-Есауловское» график подвоза воды в д. <адрес> один раз в неделю с 09 до 13 час. по понедельникам, поскольку такой график мог быть принят Каменским сельсоветом только после установления потребностей жителей д. <адрес> в питьевой холодной воде в порядке, предусмотренном ст. 42 Устава.
Позицию Каменского сельсовета о том, что жители д. Сергеевка не намерены оплачивать доставку воды исходя из стоимости <данные изъяты> коп. за 1 тонну, суд также считает несостоятельной, поскольку представленная калькуляция расчета подвоза воды никем не заверена и более того, она не отвечает требованиям ч. 3 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов.
Государственными органами, наделенными правом установления тарифов на подвоз холодной воды на территории Красноярского края является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, о чем прямо указано в Постановлении Администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» и в Постановлении Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Региональной энергетической комиссии Красноярского края»
Приказов об установлении тарифа за подвоз питьевой воды для МУП ЖКХ «Нижне-Есауловское» в размере <данные изъяты> коп. за 1 куб.м., ни Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, ни Региональной энергетической комиссией Красноярского края, не принималось, доказательств обратного суду Каменским сельсоветом не представлено.
Исходя из изложенных обстоятельств, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов жителей д. Сергеевка по получению холодной питьевой водой, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме, соглашается с доводами прокурора о том, что на период отсутствия бесперебойного круглогодичного водоснабжения холодной питьевой воды подвоз воды жителям д. Сергеевка должен осуществляться Каменским сельсоветом ежедневно, поскольку такой порядок будет отвечать требованиям ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Иного порядка, влекущего увеличение периодичности подвоза воды с жителями д. <адрес> Каменским сельсоветом не согласованно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменского сельсовета Манского района Красноярского края - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Каменского сельсовета Манского района Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать бесперебойное круглогодичное водоснабжение холодной питьевой водой на территории д. <адрес>.
Обязать Администрацию Каменского сельсовета Манского района Красноярского края ежедневно, со дня вступления решения суда в законную силу, осуществлять подвоз холодной питьевой воды на период отсутствия бесперебойного круглогодичного водоснабжения холодной питьевой воды на территории д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2013 г.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2013 г.