Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-330/2013 ~ М-337/2013 от 08.07.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2013 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Объедкова А.А.,

с участием помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанина А.Н.,

при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-330 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области об обязании организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

Установил:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор (с учетом уточнения исковых требований) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Администрация) об обязании организовать на территории указанного сельского поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями: обеспечить необходимым количеством контейнеров согласно разработанной генеральной схеме муниципального района Шигонский, согласовать и определить места размещения площадок для установки контейнеров.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности сельского поселения было установлено, что указанная деятельность не соответствует требованиям действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. В нарушение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88, Администрацией должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения. Согласно таблице 7 утвержденной в 2010 году администрацией района Генеральной схемы очистки территории муниципального района Шигонский Самарской области на территории сельского поселения для надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов необходимо установить 16 контейнеров. Однако, фактически на территории сельского поселения Муранка контейнеры установлены только в с. Львовка. Кроме того, Администрацией не согласован и не утвержден перечень контейнерных площадок, не отведены в установленном порядке земельные участки под временное накопление твёрдых бытовых отходов. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и государства как собственника земли.

В ходе судебного заседания представитель истца по доверенности помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Ламбанин А.Н. исковые требования поддержал по приведенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что требование о сборе мусора в контейнеры предусмотрено как обязательное действующим законодательством и не ставится в зависимость от наличия других видов, в том числе поведерного (поквартирного). Считал возможным и достаточным предоставить ответчику 9 месяцев для исполнения решения суда.

Представитель ответчика Администрации по доверенности Якорхина Н.В. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что генеральная схема очистки населенных пунктов сельского поселения Администрацией не утверждалась, поэтому применяется утвержденная в 2010 году администрацией района Генеральная схема очистки территории муниципального района Шигонский. Администрация не бездействует, ею организован поведерный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с помощью специального транспорта имеющим соответствующую лицензию МП «УК ЖКХ муниципального района Шигонский», которое осуществляет вывоз мусора 2-3 раза в неделю, что является достаточным. Причиной образования несанкционированных свалок на территории поселения является несознательность граждан, которые не желают заключать договоры на вывоз мусора с указанным предприятием. Установка на специальных площадках контейнеров для сбора мусора по сравнению с поведерным сбором мусора повлечет гораздо больший вред для окружающей среды ввиду угрозы появления около них насекомых, крыс, бродячих собак. Обустройство контейнерных площадок экономически нецелесообразно и приведет к неоправданным расходам бюджетных средств, которых и так недостаточно. В случае удовлетворения иска просила предоставить 1 год для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Самарской области (в лице Территориального отдела в г.Сызрани) в судебное заседание не явился, направив заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных исковых требований.

Согласно ст. 76 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения и, соответственно, к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 6 апреля 2010 года № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления наделены полномочиями по государственному надзору в области обращения с отходами.

Статьями 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее – СанПиН, Правила) данные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил (п. 1.1.).

Как установлено данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2.).

Пунктом 2.1.1. СанПиН установлено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с п. 2.1.3. Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4. Правил).

Согласно п. 2.2.2. СанПиН для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Пунктом 2.2.3. Правил установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

В нарушение данных требований Администрацией, которая является исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом сельского поселения, должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения: отсутствует необходимое количество контейнеров на территории поселения, не определены и не согласованы в установленном законом порядке места размещения площадок для установки контейнеров (под временное накопление твёрдых бытовых отходов), что приводит к захламлению территории сельского поселения несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территорий населённых пунктов.

Судом установлено, что генеральная схема очистки населенных пунктов сельского поселения Администрацией не утверждалась. В связи с этим подлежит применению утвержденная в 2010 году администрацией района Генеральная схема очистки территории муниципального района Шигонский Самарской области.

В соответствии с таблицей 7 данной Генеральной схемы (расчет потребности в контейнерах объемом 0,75 м3 для населенных пунктов муниципального района Шигонский (ежедневный вывоз)) для надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства в2010 году необходимо было установить 16 контейнеров (в дальнейшем их количество постепенно должно увеличиваться).

Согласно п. 2.2.3. указанной Генеральной схемы при комбинированной схеме сбора и удаления ТБО, принятой в качестве основного варианта на период до 2015 года, предлагается сочетание контейнерной системы сбора с маршрутным сбором пакетированных отходов. Однако даже при таком варианте для надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения необходимо установить 10 контейнеров.

Фактически же на территории сельского поселения в настоящее время контейнеры отсутсвуют, что подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.

В связи с тем, что сбор и вывоз на территории сельского поселения не организован должным образом, в адрес главы сельского поселения истцом было внесено представление от 28.03.2013 года об устранении выявленных нарушений. Однако, Администрация отказала истцу в удовлетворении представления и до настоящего времени сельское поселение не обеспечила расчетным количеством контейнеров.

Указанные нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции России, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу требований части 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью. Поскольку государственная собственность на земельные участки, занятые мусором и бытовыми отходами, не разграничена, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения. Кроме того,

Согласно статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Вместе с тем, в результате бездействия ответчика состояние земельных участков, занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о нецелесообразности обустройства контейнеров ввиду возможного ухудшения санитарного состояния территории и отсутствия необходимых средств в бюджете не могут быть учтены судом, поскольку правового значения по делу не имеют. Кроме того, при условии надлежащей обработки контейнеров и своевременного вывоза отходов санитарное состояние не ухудшится.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

Обустройство контейнерных площадок в целях сбора мусора предусмотрено в качестве обязательного требования действующим законодательством и не ставится в зависимость от наличия других видов сбора и вывоза мусора, в том числе поведерного (поквартирного). Кроме того, поведерный сбор мусора и отходов является ущербным и недостаточным, является причиной несанкционированных свалок. Ответчиком должна быть обеспечена возможность удаления и хранения мусора в период отсутствия спецмашины.

В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 01.05.2014 года, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 1 мая 2014 года организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно обеспечить необходимым количеством контейнеров согласно Генеральной схеме очистки территории муниципального района Шигонский Самарской области, согласовать и определить места размещения площадок для установки контейнеров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения через Шигонский районный суд.

Председательствующий А.А.Объедков

2-330/2013 ~ М-337/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация с.п.Муранка
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Объедков А.А.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
08.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2013Передача материалов судье
10.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.07.2013Предварительное судебное заседание
30.07.2013Судебное заседание
30.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее