Дело об административном правонарушении № 5-18/2019
РЕШЕНИЕ
15 марта 2019 года город Черняховск
Судья Калининградского гарнизонного военного суда Салов Алексей Николаевич, при секретаре судебного заседания Колесовой Т.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Суслина С.В., его защитника Фроленкова Ю.А., помощника военного прокурора Гусевского гарнизона Лубнина Р.А., в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Калининградская область, года Черняховск, ул. Ю.Гагарина, д. 20а, рассмотрев жалобу военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Суслина Сергея Валерьевича на постановление главного специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее – главный специалист-эксперт Росприроднадзора) Лиль И.Ю. от 11 января 2019 года № 04-01/407-2018/-2019 о назначении административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного специалиста-эксперта Росприроднадзора от 11 января 2019 года № 04-01/407-2018/-2019 Суслин С.В. признан виновным в совершении указанного выше правонарушения, а именно в том, что он, являясь должностным лицом – заместителем командира войсковой части № по тылу, 12 октября 2018 года на территории военного городка №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (далее – военный городок №), не выполнил экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
В своей жалобе Суслин С.В. указал, что вынесенное в отношении него постановление является необоснованным, поскольку в силу своего должностного положения он не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а также то, что территория военного городка №, являющаяся местом совершения правонарушения, не относится к войсковой части №
Главный специалист-эксперт Росприроднадзора ФИО5, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явилась, в связи с чем, в силу пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, жалоба рассмотрена в отсутствие должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление.
В суде Суслин С.В. и его защитник Фроленков Ю.А., каждый в отдельности, поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Прокурор просил постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу Суслина С.В. без удовлетворения.
Заслушав явившихся участников, исследовав представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов прокурорской проверки и дела об административном правонарушении, 12 октября 2018 года на имя военного прокурора Гусевского гарнизона поступила докладная записка помощника того же прокурора Лубнина Р.А., из которой усматривается, что проведенной проверкой выявлены нарушения экологического законодательства в деятельности должностных лиц войсковой части №. Установлено, что в указанной воинской части допущены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в том, что около 12 часов 12 октября 2018 года на территории военного городка № в <адрес> обнаружены свалки бытовых отходов. Согласно данному Суслиным С.В. в ходе проверки письменному объяснению он с 2017 года занимает должность заместителя командира войсковой части № по тылу и отвечает за экологическую безопасность воинской части. Также из объяснения усматривается, что Суслин С.В. признал свою вину в нарушении. По итогам проверки заместителем военного прокурора Гусевского гарнизона в отношении Суслина С.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Согласно поступившим от командующего Балтийским флотом сведениям, а также копии приказа начальника Калининградского территориального гарнизона от 25 ноября 2016 года №, старшим военного городка № по состоянию на 12 октября 2018 года являлся командир войсковой части №.
Из акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № следует, что указанные объекты переданы под охрану командиру войсковой части № от ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России 7 февраля 2019 года.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 8.2 КоАП РФ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон).
Согласно статьи 1 Закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу пунктов 3.2, 3.4 и 3.13 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. Предельное количество отходов при открытом хранении определяется по мере накопления массы отходов в установленном порядке.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно пункту 2 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года № 333 (далее - Руководство), хозяйственная деятельность соединений (воинских частей) включает в себя, в частности, мероприятия экологической безопасности, противопожарной защиты, а также охраны окружающей среды; выявление негативных внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на войсковое (корабельное) хозяйство, ошибок в хозяйственной деятельности, оперативное принятие мер по их устранению; контроль деятельности должностных лиц, отвечающих за войсковое (корабельное) хозяйство.
В соответствии с пунктом 78 Руководства проверка хозяйственной деятельности соединения (воинской части) представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственной деятельности, правильности ее отражения в документах учета и отчетности, а также законности действий командира соединения (воинской части) и иных должностных лиц соединения (воинской части), на которых возложена ответственность за ее осуществление.
Содержание положений статей 81 и 324 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, пунктов 242, 243 Руководства свидетельствует, что командир соединения (воинской части) обязан осуществлять мероприятия по предотвращению вреда окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части, обеспечивать выполнение мероприятий по экологической безопасности.
Анализ приведенных выше нормативных правовых актов, а также исследованного в суде приказа воинского должностного лица указывает на то, что выполнение мероприятий по экологической безопасности в воинской части, в том числе соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на территории военного городка №, возложено на командира войсковой части №
Доказательств, подтверждающих возложение соответствующих обязанностей на Суслина С.В., ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящей жалобы, не представлено.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что Суслин С.В. субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не является.
Учитывая изложенное, постановление специалиста-эксперта Росприроднадзора ФИО5 от 11 января 2019 года № 04-01/407-2018/-2019 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
жалобу Суслина Сергея Валерьевича удовлетворить.
Постановление главного специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области ФИО5 от 11 января 2019 года № 04-01/407-2018/-2019 о назначении Суслину Сергею Валерьевичу административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Суслина С.В. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья