Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1352/2021 ~ М-705/2021 от 01.03.2021

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1352/21 по иску Большакова А. П. и Большаковой И. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Большакова А. П. и Большаковой И. А. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 13.01.2021 г. №РД-17.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от 14.12.2020 г. №СП-9/5175 о перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1352/21 по иску Большакова А. П. и Большаковой И. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Большаков А.П. и Большакова И.А. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решений Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>А, обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 240 м2, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и их земельного участка. Распоряжением от 31.01.2021 г. №РД-17 им отказано в заключении соглашения о перераспределении со ссылкой на сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, согласно которым часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования, а также возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. В границах красных линий частично расположен земельный участок с кадастровым номером а на земельный участок площадью 240 м2, испрашиваемый в порядке перераспределения, ограничения не распространяются. Согласно пояснениям кадастрового инженера Арслановой И.А. формирование самостоятельного земельного участка в границах территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером невозможно. Просят признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 31.01.2021 г. №РД-17 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности от 24.10.2020 г. Кудинова Т.В. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от 31.12.2019 г. №Д05-01/3556 Воробьев И.Л. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 27-38).

Заинтересованные лица Басов В.В., Сакин А.И., Якушева М.Э. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела признаются извещёнными применительно к положениям п.2 ст.100 КАС РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, отзывов на иск не представили.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцам с 17.10.2011 г. принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером площадью 574±8 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 13, 47-48).

14.12.2020 г. истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером (л.д. 41) на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 49), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.

Распоряжением от 13.01.2021 г. №РД-17 (л.д. 18) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцам в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.9, 11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).

Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истцов о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.

Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.39.28 ЗК РФ.

В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются такими градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.

Согласно п.2, 6 ст.30 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков указываются в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, сами градостроительные регламента при этом являются частью правил землепользования и застройки.

В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-1 – зоны застройки индивидуальными жилыми домами, п.5 ст.30 Правил предельный минимальный размер земельных участков для этой зоны установлен в 300 м2.

Из проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 49) усматривается, что истцы желают путём перераспределения присоединить к своему земельному участку территорию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 240 м2, примыкающую к их земельному участку с 3 сторон (с юго-запада, с юга и юго-востока).

Предусмотренное пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков обусловлено тем, что земельное законодательство предусматривает в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 г. №1584-0, от 17.07.2014 г. №1685-0, от 19.07.2016 г. №1549-0, от 24.11.2016 г. №2465-0, от 27.06.2017 г. №1266-0). Вместе с тем, с учётом специфики земельных отношений законодатель устанавливает и иные способы приватизации, одним из которых является перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности. Положения пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ ограничивают возможность злоупотребления правовым инструментом перераспределения, препятствуя приватизации в порядке перераспределения таких земель, относящихся к публичной собственности, из которых могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.

При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учётом требований, изложенных в ст.11.9 ЗК РФ, иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки) исходя из изложенного выше смысла рассматриваемого законоположения.

Иными словами, критерием применимости пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ является возможность приватизации земель, относящихся к публичной собственности, путём формирования самостоятельного земельного участка и его продажи на открытых торгах, т.е. путём конкурентной процедуры, а не посредством механизма перераспределения.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и из представленного ответчиком графического материала – выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (л.д. 82) усматривается, что с 2 сторон границы территории, которую истцы желают присоединить к своему земельному участку, не могут быть произвольно передвинуты – южная граница проходит по красной линии, определяющей границы территории общего пользования, а именно, <адрес>, восточная граница проведена по границе смежного земельного участка с кадастровым номером принадлежащего Сакину А.И. (л.д. 75-77). С северной стороны испрашиваемая к присоединению территория примыкает к земельному участку истцов. Однако по указанным выше графическим материалам создаётся впечатление, что восточная граница испрашиваемой территории может быть передвинута с увеличением площади этой территории до предельного минимального размера земельного участка (300 м2).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста штатный сотрудник ответчика Колесников А.А. пояснил суду, что при принятии решения об отказе в перераспределении земельных участков по заявлению истцов Департамент градостроительства г.о. Самара руководствовался топографическими материалами (л.д. 50), из которых также следует, что испрашиваемая территория не со всех сторон ограничена сложившимися землепользованиями. Имеется возможность сформировать земельный участок площадью свыше 300 м2 и сдать его в аренду для использования под огород.

Однако общеизвестно, что топографические материалы Департамента градостроительства г.о. Самара (т.н. планшеты) ведутся с 1950-х годов. Сведений о дате актуализации материала, на который ссылается ответчик, суду не представлено.

Из графического материала, составленного ООО «Земля Поволжья» (л.д. 19) и спутниковой фотографии территории, хранящейся в системе публичной кадастровой карты Росреестра (л.д. 58) совершенно очевидно, что и с восточной стороны территория, которую желают присоединить к своему земельному участку истцы, ограничена сложившимися землепользованиями – землевладением с адресом: <адрес>, участок , и землевладением с адресом: <адрес>. На кадастровую карту эти землевладения не нанесены, поскольку соответствующие земельные участки поставлены на кадастровый учёт как ранее учтённые без установления границ. На это же указывается и в заключении кадастрового инженера Арслановой И.А. (л.д. 20-21). Земельный участок по адресу: <адрес>, имеет кадастровый и принадлежит на праве собственности Басову В.В. (л.д. 66-68). Земельный участок по адресу: <адрес>, имеет кадастровый и принадлежит на праве собственности Якушевой М.Э. (л.д. 72-74). Граница этого земельного участка в настоящее время установлена решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 19.11.2020 г. (л.д. 60-62).

Местоположение границы испрашиваемой к приобретению территории согласовано истцами с собственниками смежных земельных участков Басовым В.В., Сакиным А.И. и Якушевой М.Э. (л.д. 59).

Таким образом, вывод ответчика о возможности формирования самостоятельного земельного участка площадью, превышающей 300 м2, сделан на основании устаревшего (неактуализированного) топографического материала. Формированию самостоятельного земельного участка препятствует конфигурация границ смежных земельных участков и территории общего пользования.

Оспариваемое решение мотивировано также ссылкой на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.

В оспариваемом решении указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные федеральными законами.

Ответчик указывает, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, частично расположен в границах территории общего пользования, обозначенной красной линией.

Согласно п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом территорий общего пользования.

Законодателем установлен запрет на приватизацию земельных участков из земель населённых пунктов, относящихся к территориям общего пользования (п.12 ст.85 ЗК РФ).

Однако из представленных ответчиком сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 78-82) недвусмысленно следует, что в пределах территории общего пользования находится та часть образуемого в результате перераспределения земельного участка, которая уже принадлежит истцам на праве общей совместной собственности, испрашиваемая же к присоединению территория не находится в пределах красных линий и не относится к территории общего пользования.

Это же усматривается и из графического материала, составленного ООО «Земля Поволжья» (л.д. 19).

Таким образом, в результате испрашиваемого заявителями перераспределения не произойдёт передачи в частную собственность земельного участка, относящегося к территории общего пользования (<адрес>), в связи с чем решение ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении по указанному им основанию не соответствует закону.

Ответчик не вправе отказать в перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на том основании, что последний включает в себя частично территорию общего пользования, не подлежащую приватизации, т.к. эта приватизация уже состоялась ранее. Существующее право собственности может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Ответчик, рассматривая заявление о перераспределении, не уполномочен проверять законность возникновения у заявителей права на принадлежащий им земельный участок и не может отказать в перераспределении даже и в том случае, если, по его мнению, ранее возникшее право приобретено с нарушениями.

Ответчик не вправе обязывать истцов отказаться от части уже принадлежащего ему земельного участка, находящейся в пределах красных линий, поскольку никто не может быть произвольно лишён собственности.

Законность приватизации земельного участка с кадастровым номером его первым собственником не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу.

Право собственности заявителей на этот земельный участок не оспорено.

Следует отметить, что нахождение части земельного участка с кадастровым номером в пределах красных линий в настоящее время само по себе не свидетельствует о том, что она находилась в пределах красных линий и на момент приватизации земельного участка.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Большакова А. П. и Большаковой И. А. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 13.01.2021 г. №РД-17.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от 14.12.2020 г. №СП-9/5175 о перераспределении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.04.2021 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-1352/2021 ~ М-705/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Большаков А.П.
Большакова И.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Якушева М.Э.
Сакин А.И.
Кудинова Т.В.
Басов В.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
01.03.2021Регистрация административного искового заявления
02.03.2021Передача материалов судье
04.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Подготовка дела (собеседование)
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее