строка 095г
Дело № 2-2729/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2018 г. Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре Мячиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шонбиной Надежды Александровны и Шонбина Николая Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Шонбина Н.А. и Шонбин Н.А. обратились в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: Шонбина Н.А. является многодетной матерью. С 2000 г. истица неоднократно обращалась в органы государственной власти по вопросу постановки членов ее семьи на очередь и признания их нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Распоряжением Администрации Краснопольского сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области жилье истца по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Указанное распоряжение вынесено на основании акта обследования жилого дома, а также заключения о признании жилого дома непригодным для проживания от 03 августа 2015 г. Основываясь на изложенных обстоятельствах, а также указывая, что истцы относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением из государственного жилищного фонда по договору социального найма, вместе с тем, жильем до настоящего времени не обеспечены, Шонбина Н.А. и Шонбин Н.А. обратились в суд с иском, в котором просят:
- обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Шонбиной Н.А., Шонбину Н.А. благоустроенного жилого помещения применительно к условиям г. Воронежа, соответствующего санитарным и техническим требованиям, исходя из норм жилой площади по договору социального найма;
- обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Шонбиной Н.А., Шонбиным Н.А. договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
В судебном заседании истец Шонбина Н.А. и ее представитель Сиволдаев И.В., допущенный к участию в процессе в порядке пункта 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить иск в полном объеме, указав, что право на обеспечение семьи истцов жильем закреплено нормами действующего законодательства, так как занимаемое ими жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, в связи с чем, истцы имеют право на получение жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда во внеочередном порядке.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Нурчкова И.Н. против удовлетворения иска возразила, указав, что Шонбина Н.А. состоит на учете по категории «многодетная семья» и будет обеспечена жилым помещением согласно закону в порядке очередности. Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда для указанной категории граждан законом не предусмотрено. Поскольку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по категории граждане, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, истцы приняты органом местного самоуправления с. Воробьевка Воронежской области, обеспечение жильем по указанному основанию производится уполномоченным органом местного самоуправления.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Язева В.В. также полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по мотивам отсутствия у истцов права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
Истец Шонбин Н.А. и третьи лица Шонбин Д.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая мнение явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие, не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности и обозрев материалы учетного дела Шонбиной Н.А., суд приходит к следующим выводам:
Установлено, что Шонбина Н.А. является многодетной матерью.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области № 2550/ОД от 06 сентября 2010 г. Шонбина Н.А., <данные изъяты> составом семьи 5 человек (она, дочь ФИО15 сын ФИО16 сын ФИО17., сын ФИО18 принята на учет по категории «многодетная семья» в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» - с 11 августа 2010 г. (л.д.15).
Заключением комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным от 03 августа 2015 г. принадлежащее Шонбину Д.А. и занимаемое членами его семьи жилое помещение – жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области № 32 от 29 сентября 2017 г. семья Шонбиной Н.А. в составе: она, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО2 признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.21,22).
Как усматривается из материалов дела, до настоящего времени жилье истцам из государственного жилищного фонда Воронежской области либо муниципального жилищного фонда <адрес> не предоставлено, что также подтверждается ответом Администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от 02 марта 2018 г. (л.д.11).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категория граждан законодателем предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 Конституции Российской Федерации.
В частности, к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан, в частности:
- граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (подпункт 1 статьи 1 Закона);
- семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (подпункт 4 статьи 1 Закона).
Однако, указанная в подпункте 4 статьи 1 Закона категория граждан положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилья не предусмотрена, в связи с чем, основания для предоставления данной категории лиц жилого помещения вне очереди отсутствуют.
По смыслу приведенных норм, внеочередное предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда для многодетных семьей, к категории которых относится семья истцов, действующим законодательством не предусмотрено.
В этой связи, Шонбины имеют право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, в соответствии со статьей 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", в первоочередном порядке, т.е. в порядке очередности.
Анализируя обстоятельства дела, судом также не усматривается правовых оснований для возложения на Департамент социальной защиты Воронежской области и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности по предоставлению истцам вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (как гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания) по следующим основаниям:
В силу положений частей 3 и 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания приведенных норм, с учетом требований части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма возлагается на орган местного самоуправления, принявший граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории граждане, жилое помещение которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, Шонбины приняты Администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В этой связи, поскольку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по основанию пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - как граждане, жилое помещение которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, истцы приняты органом местного самоуправления по месту нахождения признанного непригодным для проживания жилья, Департамент социальной защиты Воронежской области и Департамент имущественных отношений Воронежской области не могут быть признаны надлежащими ответчиками по делу, поскольку факт нарушения прав истцов со стороны указанных органов государственной власти своего подтверждения не нашел.
Занимаемое Шонбиными и признанное в установленном порядке непригодным для проживания жилое помещение – жилой дом по адресу: <адрес>, к жилищному фонду Воронежской области не относится и на праве собственности принадлежит Шонбину Д.А. (л.д.9).
Факт включения Шонбиных в число лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по категории «многодетная семья», основанием для предоставления истцам жилья вне очереди по договору социального найма из государственного жилищного фонда не является, поскольку это противоречило бы требованиям действующего законодательства.
В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы лица, обращающегося в суд.
При таком положении, поскольку факт нарушения ответчиками прав истцов в ходе судебного разбирательства не нашел (право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда по категории «многодетная семья», учет которых осуществляется Департаментом социальной защиты Воронежской области, не имеется, в то время как по основанию непригодности жилища истцов для проживания настоящий иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам), заявленные Шонбиной Н.А. и Шонбиным Н.А. исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шонбиной Надежды Александровны и Шонбина Николая Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Г. Щербатых
решение изготовлено в окончательной форме 11 сентября 2018 г.
строка 095г
Дело № 2-2729/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2018 г. Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре Мячиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шонбиной Надежды Александровны и Шонбина Николая Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Шонбина Н.А. и Шонбин Н.А. обратились в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: Шонбина Н.А. является многодетной матерью. С 2000 г. истица неоднократно обращалась в органы государственной власти по вопросу постановки членов ее семьи на очередь и признания их нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Распоряжением Администрации Краснопольского сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области жилье истца по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Указанное распоряжение вынесено на основании акта обследования жилого дома, а также заключения о признании жилого дома непригодным для проживания от 03 августа 2015 г. Основываясь на изложенных обстоятельствах, а также указывая, что истцы относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением из государственного жилищного фонда по договору социального найма, вместе с тем, жильем до настоящего времени не обеспечены, Шонбина Н.А. и Шонбин Н.А. обратились в суд с иском, в котором просят:
- обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Шонбиной Н.А., Шонбину Н.А. благоустроенного жилого помещения применительно к условиям г. Воронежа, соответствующего санитарным и техническим требованиям, исходя из норм жилой площади по договору социального найма;
- обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Шонбиной Н.А., Шонбиным Н.А. договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
В судебном заседании истец Шонбина Н.А. и ее представитель Сиволдаев И.В., допущенный к участию в процессе в порядке пункта 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить иск в полном объеме, указав, что право на обеспечение семьи истцов жильем закреплено нормами действующего законодательства, так как занимаемое ими жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, в связи с чем, истцы имеют право на получение жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда во внеочередном порядке.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Нурчкова И.Н. против удовлетворения иска возразила, указав, что Шонбина Н.А. состоит на учете по категории «многодетная семья» и будет обеспечена жилым помещением согласно закону в порядке очередности. Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда для указанной категории граждан законом не предусмотрено. Поскольку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по категории граждане, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, истцы приняты органом местного самоуправления с. Воробьевка Воронежской области, обеспечение жильем по указанному основанию производится уполномоченным органом местного самоуправления.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Язева В.В. также полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по мотивам отсутствия у истцов права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
Истец Шонбин Н.А. и третьи лица Шонбин Д.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая мнение явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие, не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности и обозрев материалы учетного дела Шонбиной Н.А., суд приходит к следующим выводам:
Установлено, что Шонбина Н.А. является многодетной матерью.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области № 2550/ОД от 06 сентября 2010 г. Шонбина Н.А., <данные изъяты> составом семьи 5 человек (она, дочь ФИО15 сын ФИО16 сын ФИО17., сын ФИО18 принята на учет по категории «многодетная семья» в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» - с 11 августа 2010 г. (л.д.15).
Заключением комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным от 03 августа 2015 г. принадлежащее Шонбину Д.А. и занимаемое членами его семьи жилое помещение – жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области № 32 от 29 сентября 2017 г. семья Шонбиной Н.А. в составе: она, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО2 признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.21,22).
Как усматривается из материалов дела, до настоящего времени жилье истцам из государственного жилищного фонда Воронежской области либо муниципального жилищного фонда <адрес> не предоставлено, что также подтверждается ответом Администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от 02 марта 2018 г. (л.д.11).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категория граждан законодателем предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 Конституции Российской Федерации.
В частности, к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан, в частности:
- граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (подпункт 1 статьи 1 Закона);
- семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (подпункт 4 статьи 1 Закона).
Однако, указанная в подпункте 4 статьи 1 Закона категория граждан положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилья не предусмотрена, в связи с чем, основания для предоставления данной категории лиц жилого помещения вне очереди отсутствуют.
По смыслу приведенных норм, внеочередное предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда для многодетных семьей, к категории которых относится семья истцов, действующим законодательством не предусмотрено.
В этой связи, Шонбины имеют право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области по категории семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, в соответствии со статьей 1 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", в первоочередном порядке, т.е. в порядке очередности.
Анализируя обстоятельства дела, судом также не усматривается правовых оснований для возложения на Департамент социальной защиты Воронежской области и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности по предоставлению истцам вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (как гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания) по следующим основаниям:
В силу положений частей 3 и 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания приведенных норм, с учетом требований части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма возлагается на орган местного самоуправления, принявший граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории граждане, жилое помещение которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, Шонбины приняты Администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В этой связи, поскольку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по основанию пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - как граждане, жилое помещение которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, истцы приняты органом местного самоуправления по месту нахождения признанного непригодным для проживания жилья, Департамент социальной защиты Воронежской области и Департамент имущественных отношений Воронежской области не могут быть признаны надлежащими ответчиками по делу, поскольку факт нарушения прав истцов со стороны указанных органов государственной власти своего подтверждения не нашел.
Занимаемое Шонбиными и признанное в установленном порядке непригодным для проживания жилое помещение – жилой дом по адресу: <адрес>, к жилищному фонду Воронежской области не относится и на праве собственности принадлежит Шонбину Д.А. (л.д.9).
Факт включения Шонбиных в число лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья по категории «многодетная семья», основанием для предоставления истцам жилья вне очереди по договору социального найма из государственного жилищного фонда не является, поскольку это противоречило бы требованиям действующего законодательства.
В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы лица, обращающегося в суд.
При таком положении, поскольку факт нарушения ответчиками прав истцов в ходе судебного разбирательства не нашел (право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда по категории «многодетная семья», учет которых осуществляется Департаментом социальной защиты Воронежской области, не имеется, в то время как по основанию непригодности жилища истцов для проживания настоящий иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам), заявленные Шонбиной Н.А. и Шонбиным Н.А. исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шонбиной Надежды Александровны и Шонбина Николая Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Г. Щербатых
решение изготовлено в окончательной форме 11 сентября 2018 г.