Дело № 2-356
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июня 2013 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего, судьи Рыжковой М.А.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Шульган И.П.,
представителя заинтересованного лица, главы администрации МО «...» Ипатовой Л.А.,
при секретаре Красновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда ... гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «...» в части неосуществления полномочий по организации ритуальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «...» в части неосуществления полномочий по созданию специализированной службы по похоронному делу, неосуществления возложенных полномочий по разработке и принятию нормативного правового акта о порядке деятельности специализированной службы по похоронному делу и о возложении обязанности создать специализированную службу по похоронному делу и разработать порядок деятельности данной службы.
В обоснование заявления прокурор ссылается на то, что при проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что в администрации МО «...» Устьянского района в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, созданная органом местного самоуправления, порядок деятельности службы не разработан, чем нарушаются права граждан неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Шульган И.П. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица, глава администрации МО «...» Ипатова Л.А. заявленные требования признала частично, пояснила, что Положение о погребении и похоронном деле в администрации разработано и утверждено ...г., в связи с чем, бездействия со стороны администрации в этой части не было, в этой части заявленные требования не признала. Требования прокурора о создании специализированной службы по похоронному делу признала. В настоящее время у администрации заключен договор с ИП ФИО1, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по похоронному делу.
Заслушав помощника прокурора Устьянского района Шульган И.П., представителя заинтересованного лица Ипатову Л.А., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках, предоставленных ему законом полномочий.
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
На основании п. 1-2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу статьи 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, включают: - оформление документов, необходимых для погребения; -облачение тела; -предоставление гроба; -перевозку умершего на кладбище (в крематорий); -погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Статьей 29 Федерального закона, обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложены на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов, также как и определение порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Указанные нормы закреплены в ст. 10 Устава МО «...», в соответствии с которой к вопросам местного значения МО «...» относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 4 Устава МО «...» администрация МО «...» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.
Таким образом, полномочия по организации ритуальных услуг на территории муниципального образования «...» возложены на администрацию МО «...».
Как установлено в ходе плановой проверки, проведенной прокуратурой Устьянского района, и не оспаривается заинтересованным лицом, специализированная служба по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании «...» не создана.
Создание специализированной службы прямо предписано федеральным законодательством, и её отсутствие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «...», на получение гарантий осуществления погребения.
Представленный суду договор, заключенный ...г. между администраций МО «...» и ИП ФИО1, не свидетельствует об исполнении федерального законодательства, поскольку в данном договоре не указано, предоставляет ли «исполнитель» гарантированный федеральным законом весь перечень услуг по погребению.
Следовательно, заявленные требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации МО «...» в части неосуществления возложенных полномочий по созданию специализированной службы по похоронному делу и о возложении обязанности на администрацию МО «...» создать специализированную службу по похоронному делу подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда.
Вместе с тем, заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействие администрации МО «...» в части неосуществления возложенных полномочий по разработке и принятию нормативного правового акта о порядке деятельности специализированной службы по похоронному делу и о возложении обязанности на администрацию разработать порядок деятельности специализированной службы, суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положение о погребении и похоронном деле в муниципальном образовании «...» разработано и утверждено решением Совета депутатов МО «...» за ... от ...г..
В указанном нормативно-правовом акте отражены полномочия органов местного самоуправления, организация похоронного дела, требования к качеству ритуальных услуг и предметам похоронного ритуала, порядок деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения, что подтверждает соблюдение администрацией МО «...» требований федерального законодательства в этой части.
На основании п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо - администрация МО «...», как орган местного самоуправления, от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «...» в части неосуществления полномочий по созданию специализированной службы по похоронному делу.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «...» Устьянского района Архангельской области создать специализированную службу по похоронному делу.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Рыжкова М.А.