Дело № 2-681/2014
Решение
Именем Российской Федерации
19 марта 2014 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Мкртумян Р.М.,
с участием прокурора: Кобозевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андреева А.А., Беркович Г.В., Червякова Ф.Н., Волковой А.А., Приймак Р.П. об оспаривании решения Совета Депутатов,
Установил:
Заявители Андреев А.А., Беркович Г.В., Червяков Ф.Н., Волкова А.А., Приймак Р.П. обратились в суд с вышеуказанным заявлением и просят признать решение Совета депутатов города Серпухова № 340/35 от 23 октября 2013 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов от 26.05.2010 года № 560/88 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» (с изм. от 21.12.2011г. № 155/14, от 28.12.2011г. № 160/15, от 06.06.2012г. №208/20, от 21.11.2012г. № 259/25, от 27.03.2013г. № 302/30) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:58:0040601:59, площадью 1,2 га, расположенного по адресу: г. Серпухов, ул. Советская – ул. Фирсова, находящегося в зоне ТОП-2 (территории общего пользования – парки), к зоне СО-2 (зона спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждений) недействующим со дня его принятия, противоречащим правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Также просят признать указанное решение Совета депутатов города Серпухова №340/35 от 23 октября 2013 года в части внесения изменений в ч. III, ст. 43 «Градостроительные регламенты Зоны объектов обслуживания (с большими участками)», зона СО-2 (Зона спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений). Раздел «вспомогательные виды разрешенного использования» исключаются абзацы 5: «- открытые автостоянки при объектах капитального строительства различного назначения; - объекты инженерно-технического обеспечения; - киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения»; в части внесения изменений в ч. III, ст. 43 «Градостроительные регламенты Зоны объектов обслуживания (с большими участками)», зона СО-2 (Зона спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений). Раздел «Основные виды разрешенного использования» дополняются абзацами следующего содержания: «-открытые автостоянки при объектах капитального строительства различного назначения; - объекты инженерно-технического обеспечения; - киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения» недействующим со дня его принятия, противоречащим правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Свои требования мотивируют тем, что на момент принятия и опубликования оспариваемого решения отсутствовал утвержденный представительным органом местного самоуправления Генеральный план города Серпухова. Генеральный план поселения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ относится к документам территориального планирования, а его подготовка осуществляется применительно ко всей территории поселения. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 ГрК РФ. Принятие оспариваемого решения при отсутствии Генерального плана города Серпухова, включающего в себя сведения, предусмотренные п. 4 ст. 23 ГрК РФ, в частности, о количестве, расположении, а также увеличении или уменьшении зон рекреации, парков, особо охраняемых природных территорий в городе Серпухове, является нарушением конституционного права заявителей на информацию о состоянии среды обитания.
Уменьшение функциональной рекреационной зоны ТОП-2, размещение капитальных строений, открытых автостоянок при объектах капитального строительства различного назначения, объектов инженерно-технического обеспечения, киосков, лоточной торговли, временных павильонов розничной торговли на земельном участке, относившемся в зоне ТОП-2 (парки) до момента принятия оспариваемого решения является нарушением конституционного права заявителей на благоприятную окружающую среду. Парк Питомник является единственной зоной отдыха для жителей Серпухова, проживающих на территории 220 га. На момент принятия и опубликования оспариваемого решения площадь парка Питомник как озелененной территории жилых домов вокзала, улиц Советской, Подольской, Тяговой уже не отвечала требованиям Приказа Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 года № 820 «Об утверждении свода правил «СНиП 2.07.01-89» «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», гл. 4 «СНиП 2.07.01-89» п.п. 4.3, 4.7, 4.12. данные нормы являются обязательными для исполнения.
Отсутствовал экологический мониторинг (комплексный анализ) города Серпухова на 2013 года и, как следствие, остались без ответа вопросы, связанные с правом заявителей на получение информации о состоянии окружающей среды и на проживание в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среды.
Публичные слушания о внесении изменений в ПЗЗ города Серпухова об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:58:0040601:59 площадью 1,2 га, расположенного по адресу: г. Серпухов, ул. Советская – ул. Фирсова, находящегося в зоне ТОП-2 к зоне СО-2 проведены не были. Публичные слушания, состоявшиеся 12 июня 2013 года, не могут считаться слушаниями о внесении изменений в ПЗЗ города Серпухова, так как были посвящены вопросу ознакомления и выбора проекта здания физкультурно-оздоровительного комплекса.
Принятие решения по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Серпухова без проведения и учета публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в Правила, без подготовки заключения о соответствии проекта Градостроительному плану города Серпухова, в отсутствие экологического мониторинга города Серпухова является незаконным, противоречащим требованиям федеральных нормативных актов, ст. 35 Правил землепользования и застройки города Серпухова, нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормам Конституции Российской Федерации.
Заявители Андреев А.А., Червяков Ф.Н., Волкова А.А., Приймак Р.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заявитель Беркович Г.В., представляющая также интересы заявителей Андреева А.А., Червякова Ф.Н., Волковой АА., Приймак Р.П. по доверенности, заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Администрации города Серпухова Лисиченкова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, считала их законными и обоснованными. В письменных объяснениях представитель администрации указала, что ст. 35 Правил землепользования и застройки г. Серпухова (утв. Решением Совета депутатов от 26.05.2010г. № 560/88 (далее – ПЗЗ) определен порядок внесения изменений в данные правила. Согласно ч. 7 ст. 35 ПЗЗ проект муниципального правого акта о внесении изменений в ПЗЗ подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания проводятся в порядке, установленном ст. 28 ПЗЗ. В соответствии с ч. 10 ст. 28 ПЗЗ продолжительность публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в ПЗЗ составляет 2 месяца со дня опубликования проекта о внесении изменений в ПЗЗ. Согласно п. 2 постановления Главы г. Серпухова от 18.06.2013 №836 публичные слушания по соответствующему вопросу были назначены. Управлению архитектуры и строительства Администрации г. Серпухова поручено организовать и провести на территории города публичные слушания. Пункт 3.2 указанного постановления гласит «…Срок приема предложений и замечаний составляет два месяца со дня опубликования проекта решения Совета депутатов» о внесении изменений в ПЗЗ. Согласно протоколу №2-35/13 о проведении публичных слушаний и заключению Комиссии по реализации правил землепользования и застройки публичные слушания проводились с 05.07.2013г. по 05.09.2013г. Таким образом, проект решения Совета депутатов г. Серпухова по вопросу внесения изменений в ПЗЗ должен был быть опубликован 05.07.2013г. Но до настоящего времени указанный проект опубликован не был. Таким образом, органом местного самоуправления при внесении изменений в Правила землепользования и застройки была нарушена соответствующая процедура.
Представитель Совета депутатов города Серпухова Жарикова В.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что проект решения Совета депутатов города Серпухова «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов города Серпухова от 26.05.2010г. № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» был разработан и внесен с протоколом публичных слушаний №2-35/13 и заключением о результатах этих слушаний, на рассмотрение Совета депутатов города Серпухова Главой города Серпухова. Представленные письменные возражения, приобщенные к материалам дела не поддержала.
Представитель Губернатора Московской области и Администрации Губернатора Московской области Колосова Е.В. в судебном заседании оставила заявленные требования на усмотрение суда.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Решением Совета депутатов города Серпухова №340/35 от 23 октября 2013 года принято решение о внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов города Серпухова от 26.05.2010г. № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» (с изм. от 21.12.2011г. №155/14, от 28.12.2011г. № 160/15, от 06.06.2012г. № 208/20, от 21.11.2012г. № 259/25, от 27.03.2013г. № 302/30). Данное решение официально опубликовано в газете «Серпуховские вести», № 82 от 02.11.2013 (л.д. 16-18, 147-172).
Постановлением Главы города Серпухова от 18.06.2013 года № 836 Управлению архитектуры и строительства Администрации г. Серпухова поручено организовать работу по подготовке проекта решения Совета депутатов города Серпухова Московской области «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Серпухова Московской области», утвержденные решением Совета депутатов города Серпухова от 26.05.2010г. № 560/88; назначены публичные слушания по данному проекту решения Совета депутатов г. Серпухова. Пунктом 3.2. данного постановления определено место сбора предложений и замечаний всех заинтересованных лиц по проекту решения Совета депутатов г. Серпухова «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Серпухова Московской области» для включения их в протокол публичных слушаний, кабинет 201 в здании Администрации города Серпухова. Срок приема предложений и замечаний составляет два месяца со дня опубликования указанного проекта решения Совета депутатов города Серпухова Московской области (л.д.138).
Указанное постановление Главы города Серпухова было опубликовано в средствах массовой информации 05.07.2013 года («Серпуховский Вестник» №23(70). Проекта решения Совета депутатов города Серпухова Московской области " О внесении изменений в ПЗЗ г. Серпухова" в данном издании опубликовано не было.
Как усматривается из протокола № 2-35/13 о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Серпухова Московской области, утвержденные решением Совета депутатов города Серпухова №560/88 от 26.05.2010г., в период с 05.07.2013г. по 05.09.2013г. проводились публичные слушания, в течение которых принимались предложения и претензии по указанному вопросу, проводилась экспозиция демонстрационных материалов проекта в кабинете 201 в здании Администрации города Серпухова. За указанный период замечаний, предложений и претензий не поступило. Публичные слушания признаны состоявшимися, принято решение рекомендовать Главе города Серпухова принять решение о направлении указанного проекта в Совет депутатов города Серпухова для его дальнейшего утверждения.
Комиссией по реализации правил землепользования и застройки на территории г. Серпухова Московской области выдано заключение о признании публичных слушаний состоявшимися (л.д.140-141).
Постановлением Главы города Серпухова от 27.06.2013 года № 882 назначено проведение собрания граждан г. Серпухова по вопросу строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным залом по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Фирсова, на 12 июля 2013 г. Инициатором собрания является Глава города Серпухова П.Н. Залесов
12 июля 2013 года состоялось собрание по вопросу строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом на ул. Фирсова, на котором большинством голосов принято решение о строительстве на ул. Фирсова физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом, тренажерным залом на 1 этаже и залом для единоборств на 2 этаже (л.д. 8-10).
Как усматривается из сообщения Председателя Комитета по управлению имуществом г. Серпухова Московской области №вх-3/246 в рамках программы Губернатора Московской области «Парки Подмосковья» КУИ г. Серпухова проведена работа по формированию земельного участка площадью 59700 кв.м., расположенного на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская (Питомник). Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования: «летние кафе общей площадью до 400 кв.м., малые архитектурные формы (фонтаны, бассейны, беседки, светильники, скамейки и другие), скульптуры, скульптурные композиции и другие объекты ландшафтного дизайна», как самый близкий по разрешенному использованию в рамках Правил землепользования и застройки города Серпухова. Также, КУИ г. Серпухова проведена работа по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 11585 кв.м. по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Фирсова, под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса за счет средств областного бюджета (л.д. 14).
Заявители в числе жителей города Серпухова неоднократно обращались по вопросу строительства спортивного комплекса в городском парке "Питомник" города Серпухова.
В материалы дела представлен устав муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (л.д. 40-76). Согласно ст. 21 настоящего Устава для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Серпухова Советом депутатов города, Главой города могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания должны выноситься в том числе проекты правил землепользования и застройки. Порядок организации и проведения публичных слушаний, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний определяются нормативным правовым актом Совета депутатов города.
Согласно Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области (л.д.87-131) участниками публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила являются жители города Серпухова, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города, иные заинтересованные лица (статья 28). Пунктом 10 указанной статьи предусмотрено, что продолжительность публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила составляет два месяца со дня опубликования проекта муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Согласно статьи 37 настоящих Правил проект муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания проводятся в порядке, установленном ст. 28 Правил.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как разъяснено п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Статьей 35 Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов г. Серпухова МО от 26.05.2010 N 560/88 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области" установлен порядок внесения изменений в настоящие Правила.
Частью 7 ст. 35 Правил предусмотрено, что проект муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила подлежит обсуждению на публичных слушаний. Публичные слушания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила проводятся в порядке, установленном статьей 28 настоящих Правил, после принятия главой города Серпухова решения о подготовке проекта муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила.
В соответствии с ч. 10 ст. 28 Правил продолжительность публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила составляет два месяца со дня опубликования проекта муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
После завершения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила Комиссия с учетом результатов публичных слушаний осуществляет внесение изменений в такой проект и представляет указанный проект главе города Серпухова. Обязательными приложениями к проекту муниципального правового акта о внесении изменений в настоящие Правила являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (п. 11 Правил).
Как усматривается из материалов дела, на основании Постановления Главы города Серпухова от 18.06.2013 года №836 назначены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов города Серпухова Московской области «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Серпухова Московской области». Данным постановлением установлен срок приема предложений и замечаний, составляющий 2 месяца со дня опубликования проекта, что соответствует ст. 28 Правил. Однако, в нарушение указанного требования проект Решения Совета депутатов не был опубликован в средствах массовой информации. Однако, Комиссией по реализации правил землепользования и застройки на территории г. Серпухова публичные слушания были признаны состоявшимися, принято решение рекомендовать Главе города Серпухова принять решение о направлении указанного проекта в Совет депутатов города Серпухова для дальнейшего утверждения.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом положений вышеприведенных норм закона, нарушение процедуры проведения публичных слушаний, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого решения и считает необходимым признать недействующим решение Совета депутатов города Серпухова Московской области № 340/35 от 23 октября 2013 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов от 26.05.2010 года № 560/88» с момента его принятия в полном объеме.
Кроме того, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации - действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Приведенных положений закона вполне достаточно для защиты прав, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации для конкретных лиц и неопределенного круга лиц - на благоприятную окружающую среду, касательно пользования парком.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление Андреева А.А., Беркович Г.В., Червякова Ф.Н., Волковой А.А., Приймак Р.П. удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета депутатов города Серпухова Московской области № 340/35 от 23 октября 2013 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов от 26.05.2010 года № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» (с изм. от 21.12.2011 г. № 155/14, от 28.12.2011 г. № 160/15, от 06.06.2012 г. № 208/20, от 21.11.2012 г. № 259/25, от 27.03.2013г. № 302/30) с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус