Судья Сидоров В.Л. дело №33 – 12736/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2014 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Палянчук Т.А.,
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Мамееве И.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи на основании доверенности Майорова А.Н. на решение Хостинского районного суда города Сочи от 27 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сучков В.В. и Шикарев Р.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании результатов публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и заключения по итогам публичных слушаний.
В обоснование требований указали, что на основании постановления главы г.Сочи с 25.09.2013г. по 28.11.2013г. назначены и проведены публичные слушания по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки города-курорта Сочи. 29.11.2013г. комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города-курорта Сочи проведено заседание, на котором все внесенные изменения утверждены и главе администрации г.Сочи рекомендовано их принять. Заявители полагают, что при проведении публичных слушаний нарушены требования действующего законодательства, что является основанием к признанию результатов слушаний недействительными.
Обжалуемым решением Хостинского районного суда г.Сочи от 27.03.2014г. заявление Шикарева Р.В. и Сучкова В.В. удовлетворено. Суд признал незаконным заключение по итогам предварительных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи от 29.11.2013г. №7ИПЗЗ-3.2. Судом признаны незаконными и отменены в полном объеме публичные слушания, прошедшие в городе-курорте Сочи с 25.11.2013г. по 28.11.2013г. по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации г.Сочи на основании доверенности Плотникова Д.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы, Шикарева Р.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия полагает правильным решение суда первой инстанции отменить.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г.Сочи не выполнены требования главы 6 и 7 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, а также положения федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в частности о направлении инициативных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на экспертизу в комиссию, а также информирование жителей о предстоящих публичных слушаниях.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными.
Из материалов дела следует, что на основании предложения департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, в соответствии с подпункта 4 пункта 3 главы 7 Правил, подпункта 4 пункта 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ, комиссией подготовлено заключение от 21.02.2013г. №7ИПЗЗ, в котором содержатся рекомендации главе г.Сочи о подготовке проекта внесения изменений в Правила.
Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи объединил в единое предложение вопрос о внесении изменений в Правила, в части внесения изменений: в текстовую часть, в таблицу №9 (перечень видов разрешенного использования земельных участков), исправления технических ошибок в графической части (отнесение одного земельного участка к двум или нескольким территориальным зонам). Составлено протокол от 21.02.2013г. №6ИПЗЗ заседания комиссии.
Глава 6 Правил не содержит норм, указанных Сучковым В.В. и Шикаревым Р.В. о необходимости подготовки комиссией экспертиз и заключений.
В соответствии с пунктом 4 Главы 7 Правил, комиссия в течении 30-ти дней со дня поступления предложения о внесении изменений в Правила, осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о необходимости (целесообразности) внесения изменения в Правила (т.е. указанное выше заключение комиссии от 21 февраля 2013 № 7ИПЗЗ).
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний от 24.09.2013г. №7ИПЗЗ-1 опубликовано в газете «Новости Сочи» от 25.09.2013г. №151(2080) и размещено на официальном сайте администрации г.Сочи – www.sochiadm.ru.
В соответствии с пунктом 6 главы 6 Правил, информационное сообщение содержит:
1) наименование организации, уполномоченной проводить публичные слушания – в информационном сообщении указана комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи;
2) указание заявителя, в связи с обращением которого назначено проведение публичных слушаний - в информационном сообщении указан департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, предметом рассмотрения на слушании в информационном сообщении указан проект внесения изменений в Правила;
3) указание на местоположение объекта рассмотрения – в информационном сообщении указано, что проект внесения изменений в Правила доступен для ознакомления на официальном сайте администрации города Сочи – www.sochiadm.ru.
4) дату, время, место проведения публичных слушаний, в информационном сообщении указано:
в Адлерском районе г.Сочи 25.11.2013г. в 10-00 часов в здании администрации Адлерского района города Сочи;
в Хостинском районе г.Сочи 26.11.2013г. в 10-00 часов в здании администрации Хостинского района города Сочи;
в Центральном районе г.Сочи 27.11.2013г. в 10-00 часов в здании администрации Центрального района города Сочи;
в Лазаревском районе г.Сочи 28.11.2013г. в 11-00 часов в здании администрации Лазаревского района г.Сочи;
5) дату, время, адрес и условия предварительного ознакомления заинтересованных лиц с соответствующей информацией;
6) условия передачи заинтересованными лицами своих предложений к предстоящим слушаниям.
В информационном сообщении указано, что демонстрационные и обосновывающие материалы доступны для предварительного ознакомления и подготовки замечаний и предложений заинтересованных лиц с 26.09.2013г. по 25.11.2013г. с 10-00 до 17-00 часов (кроме субботы и воскресенья) по следующим адресам:
г.Сочи, ул.Советская, 40, кабинет №301, телефон 264-85-87, с 10-00 до 17-00 часов кроме субботы и воскресенья) у секретаря комиссии;
г.Сочи, ул.Кирова, 53, кабинет № 1, телефон 240-02-05, с 10-00 до 17-00 часов кроме субботы и воскресенья) у члена комиссии – архитектора Адлерского района г.Сочи;
г.Сочи, ул.Курортный проспект, 106, кабинет №15, телефон 297-58-29, с 10-00 до 17-00 часов (кроме субботы и воскресенья) у члена комиссии – архитектора Хостинского района г.Сочи;
г.Сочи, ул.Навагинская, 18, кабинет №60, телефон 264-83-99, с 10-00 до 17-00 часов (кроме субботы и воскресенья) у члена комиссии – архитектора Центрального района г.Сочи;
г.Сочи, ул.Глинки, 4, кабинет №13, телефон 270-39-57, с 10-00 до 17-00 часов (кроме субботы и воскресенья) у члена комиссии – архитектора Лазаревского района г.Сочи.
Для жителей г.Сочи, которые не успели ознакомиться с опубликованным 25.09.2013г. информационным сообщением, повторно опубликовано информационное сообщение в газете «Новости Сочи» от 15.10.2013г. №163(2092) о продолжении ознакомления с демонстрационными и обосновывающими материалами, которые доступны для предварительного ознакомления и подготовки замечаний и предложений заинтересованных лиц с 26.09.2013г. по 25.11.2013г. Информационное сообщение содержит все указанные выше сведения.
31.10.2013г. в газете «Новости Сочи» №173(2102) повторно опубликовано информационное сообщение о продолжении ознакомления с демонстрационными и обосновывающими материалами, которые доступны для предварительного ознакомления и подготовки замечаний и предложений заинтересованных лиц с 26.09.2013г. по 25.11.2013г. Информационное сообщение также содержит все необходимые сведения.
При этом за период с 26.09.2013г. по 25.11.2013г. замечания и предложения от граждан Сучкова В.В. и Шикарева Р.В. в комиссию не поступали, о чем свидетельствуют записи в журналах (комиссии Адлерского района, Хостинского района, Центрального района, Лазаревского района) учета общественного мнения (предложения, замечания) и информирования участников публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
Для предварительного ознакомления населения и заинтересованных лиц, комиссией организованы экспозиции демонстрационных материалов в местах проведения слушаний (в зданиях администраций Адлерского, Хостинского, Центрального, Лазаревского районов и по ул.Советской, 40, кабинет 301) в течении 2-х месяцев (абзац 4 пункта 7 главы 6 Правил, пункт 13 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).
Вывод суда о нарушении заинтересованным лицом Правил и одной из целей публичных слушаний по информированию общественности по вопросам землепользования и застройки, повлекшее за собой грубое нарушение прав жителей города-курорта Сочи и юридических лиц ошибочен.
Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи разработаны в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ на основании муниципального контракта, заключенного с ООО «Институт строительных проектов» (г.Санкт-Петербург) и утверждены решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г.
Границы территориальных зон на территории муниципального образования город-курорт Сочи установлены на карте градостроительного зонирования муниципального образования город-курорт Сочи (том 2 Правил) в соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с муниципальным контрактом № 2-КО/11 от 28.11.2011г. МУП г.Сочи «МИГ» выполнена работа «Координирование территориальных зон в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи».
Закоординированные границы территориальных зон в 2012г. переданы в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, но отклонены от постановки на кадастровый учет в связи с большим количеством технических ошибок (более 11 000), допущенных разработчиком Правил в 2009г. Частично, МУП г.Сочи «МИГ» были устранены выявленные пересечения территориальных зон и земельных участков, были сформированы межевые планы с целью их дальнейшей передачи в Управление Росреестра для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Однако, письмами от 18.04.2012г. №12-356/2336-Ф, от 05.05.2012г. №12-296/4620-Л, от 07.03.2013г. №12-212/660-Л землеустроительные дела по описанию местоположения границ территориальных зон муниципального образования город-курорт Сочи отклонены от согласования Управлением Росреестра по Краснодарскому краю.
Для исправления технических ошибок требуется внесение изменений в Правила землепользования и застройки (нахождение одного земельного участка в двух, трех территориальных зонах).
В соответствии с заключением комиссии от 22.11.2013г. №7-ИПЗЗ-3.1 по результатам ознакомления заинтересованных юридических и физических лиц с содержанием проекта внесения изменений в Правила, на заседании комиссии 22.11.2013г. рассмотрены предложения и замечания заинтересованных юридических и физических лиц по проекту внесения изменений в Правила и принято решение с учетом результатов публичных слушаний учесть указанные предложения и замечания в проекте внесения изменений в Правила.
В составе поступивших предложений и замечаний заинтересованных юридических и физических лиц по проекту внесения изменений в Правила отсутствовали предложения и замечания по обсуждаемому проекту от Сучкова В.В. и Шикарева Р.В., а также общественной организации «Закон и Порядок».
Заключение комиссии от 29.11.2013г. №7ИПЗЗ-3.2 по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила опубликовано в газете «Новости Сочи» от 04.12.2013г. №194(2123) и размещено на официальном сайте администрации города Сочи в сети «Интернет».
В заключении указано, что в адрес комиссии от заинтересованных юридических и физических лиц в процессе ознакомления с содержанием проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в период с 26.09.2013г. по 28.11.2013г. и в ходе проведения публичных слушаний с 25.11.2013г. по 28.11.2013г. поступили обращения с замечаниями и предложениями по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, которые были рассмотрены 29.11.2013г. на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи. По результатам рассмотрения указанных предложений и замечаний на заседании 29.11.2013г. комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи согласно протоколу №7-ИПЗЗ от 29.11.2013г. внесены изменения в проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
Замечания и предложения, не имеющие отношения к обсуждаемому проекту были отклонены от рассмотрения.
Учитывая, что обсуждаемый проект внесения изменений в Правила не содержал вопросов планируемого размещения или реконструкции соответствующего объекта капитального строительства, комиссией не проводилась адресная рассылка правообладателям участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию соответствующего объекта капитального строительства; правообладателям помещений в таком объекте, правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с земельным участком; правообладателям объектов капитального строительства для такого объекта зоны с особыми условиями использования территорий.
Статья 28 Градостроительного кодекса РФ регламентирует порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.
Генеральный план городского округа г.Сочи утвержден решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009г. №89.
Согласно пункту 12 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, принятым решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010г. №92, г.Сочи, как объект административно-территориального устройства Краснодарского края состоит из следующих административно-территориальных единиц: 4 внутригородских района: Адлерский район, Лазаревский район, Хостинский район, Центральный район. Внутригородским районам административно подчинены сельские (поселковые) округа, находящиеся в пределах границ г.Сочи, в том числе один поселковый, одиннадцать сельских округов.
Устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно статье 18 Устава, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Городского Собрания Сочи.
В соответствии со статьей 12 Положения о проведении публичных слушаний и о комиссии по проведению публичных слушаний в муниципальном образовании город-курорт Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 25.07.2006г. № 234, при проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в г.Сочи, территория г.Сочи может быть разделена на части.
В силу требований статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доводы заявителей о незаконности действий заинтересованного лица последним опровергнуты. Факт нарушения прав заявителей своего подтверждения не нашел.
Из протокола судебного заседания от 27.03.2014г. следует, что заявитель ходатайствовал перед судом об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью его продолжения ввиду отсутствия истребованных судом документов. Ходатайство было поддержано представителем заинтересованного лица – администрации г.Сочи, однако суд отказал в удовлетворении данного ходатайства. При этом сведений о вручении заинтересованному лицу копии определения об истребовании доказательств в деле не имеется.
Таким образом, орган муниципальной власти были лишен возможности представитель необходимые доказательства, надлежаще защитить свои права и охраняемые законом интересы.
В целях правильного разрешения спора, судебная коллегия приняла приложенные к апелляционные жалобе новые доказательства ввиду их значимости и объективной невозможности представления таковых в суд первой инстанции.
Согласно статье 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19.12.2003г. №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Пункты 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает правильным отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи на основании доверенности Майорова А.Н. удовлетворить.
Решение Хостинского районного суда города Сочи от 27 марта 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в полном объеме в удовлетворении заявления Сучкова Валерия Валентиновича и Шикарева Романа Владимировича об оспаривании результатов публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и заключения по итогам публичных слушаний.
Председательствующий:
Судьи: