63RS0039-01-2021-001577-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1677/21 по заявлению Тимошенко Алексея Сергеевича об оспаривании постановления и решения судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары,
установил:
Тимошенко А.С. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары о расчете задолженности по алиментам, а также об оспаривании постановления об отказе в удовлетворении жалобы, вынесенное начальником ОСП Ленинского района г. Самара. В обоснование заявления указывает, что 03.11.2020 г. в отношении него возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании судебного приказа № от 23.10.2019 г. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей в размере ? от всех видов заработка ежемесячно, начиная с 18.10.2019 г. 10.02.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Чекмаревой Е.А. в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 18.10.2019 г. по 31.01.2021 г. указанное постановление он получил 24.02.2021 г. После чего 05.03.2021 г. подал начальнику ОСП Ленинского района жалобу от отмене указанного постановления, 18.03.2021 г. получил отказ в удовлетворении жалобы. Просит признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Чекмаревой Е.А. от 10.02.2021 г. о расчете задолженности по алиментам, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП незаконным, а также признать незаконным постановление об отказе в удовлетворении жалобы от 18.03.2021 г. на постановление от 10.02.2021 г., вынесенное в рамках исполнительного производства №2315/21/63038-ИП.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 11.02.2021 г. Ермаков Д.В. заявленные требования поддержал.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Чекмарева Е.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления.
Начальник ОСП Ленинского района г. Самара Бредыхина Е.П., УФССП России по Самарской области в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представили.
Заинтересованное лицо (взыскатель) Гаранина (Тимошенко) О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена, представила письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения иска.
Заинтересованное лицо ООО «Народный инвестиционный банк» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещены, представило письменный отзыв, в котором позицию по иску не выразило.
Заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель Предгорного районного ОСП УФССП России по Ставропольскому краю Харченко И.А., УФССП России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 27.10.2020 г. на исполнение в ОСП Ленинского района г. Самары поступил судебный приказ №, выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № Ленинского судебного района г. Самара Самарской области о взыскании с Тимошенко А.С. в пользу Тимошенко О.Н. алиментов на содержание общих несовершеннолетних детей в размере ? от всех видов заработка и иного дохода с 18.10.2019 г.
03.11.2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Чекмаревой Е.А. было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были запрошены сведения из налоговых органов, АО «Альфа-Банк» для определения дохода Тимошенко А.С. для осуществления расчета задолженности по алиментам.
27.01.2021 г. представителю Тимошенко А.С. по доверенности было вручено требование о явке к судебному приставу 02.02.2021 г. с подтверждающими документами об оплате алиментов, предоставлении сведений с места работы, сведений о доходах по ИП и объяснений.
02.02.2021 г. в ОСП Ленинского района г. Самара поступило объяснение Тимошенко А.С. согласно которому он просит произвести расчет задолженности по алиментам по фактическому доходу индивидуального предпринимателя.
02.02.2021 г. судебным приставом-исполнителем посредством почтовой связи по месту проживания Тимошенко А.С. направляется требование о предоставлении в четырехдневный срок выписки по счету, где открыт счет на ИП Тимошенко А.С., справку о движении денежных средств по счету с 18.10.2019 г. по настоящее время, предоставить информацию о доходах с 18.10.2019 г. по 31.12.2019 г., с 01.01.2020 г. по 31.01.2020 г. полученных ИП, а также сведения о понесенных расходах непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом документы, книгу доходов и расходов ИП.
Указанное требование получено Тимошенко А.С. 08.02.2021 г., что подтверждается информацией с сайта «Почта России» и не оспаривалось ответчиком.
Однако 10.02.2021 г. судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г. Самара Чекмарева Е.А. вынесла постановление о расчете задолженности по алиментам, то есть спустя два после получения Тимошенко А.С. требования о предоставлении документов.
05.02.2021 г. Тимошенко А.С. в адрес начальника ОСП Ленинского района г. Самара направлена жалоба об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам с предоставлением документов, подтверждающих понесенные расходы как индивидуального предпринимателя.
18.03.2021 г. начальником ОСП Ленинского района г. Самара вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы, так как предоставленные Тимошенко А.С. документы не являются подтверждением о понесенных расходах ИП Тимошенко А.С., в связи с чем отсутствуют основания для отмены постановления о расчете задолженности по алиментам.
Суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 названного Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В силу части 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841, предусматривает, что удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подпункт "з" пункта 2).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 20 июля 2010 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна", алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментнообязанное лицо вправе распоряжаться.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, не закрепляет требование об учете расходов, понесенных индивидуальным предпринимателем, в том числе перешедшим на упрощенную систему налогообложения, в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, при определении размера доходов в целях расчета подлежащих взысканию алиментов (задолженности по уплате алиментов) на несовершеннолетних детей. Это, однако, не означает, что в указанных целях на семейные правоотношения, к каковым относятся отношения, связанные со взысканием и уплатой алиментов, распространяются положения налогового законодательства как таковые, при том, что доказательством реальной величины экономической выгоды, имеющей значение для расчета алиментных обязательств и, следовательно, исполнения обязанности по уплате алиментов, могут быть сведения, представленные в налоговой декларации.
Имея специальное, а именно налогово-правовое значение, положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие, в том числе понятие дохода как объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38), не дают прямых оснований для истолкования подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как позволяющего рассматривать полученные в качестве дохода денежные суммы, на которые обращается взыскание алиментов, без учета расходов, связанных с его извлечением. Равным образом Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует индивидуальным предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, независимо от выбора ими объекта налогообложения предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях.
Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
Судебным приставом-исполнителем Чекмаревой Е.А. постановление о расчете задолженности по алиментам вынесено без учета документов, подтверждающих расходы, понесенные истцом в ходе осуществления предпринимательской деятельности, так как Тимошенко А.С. не мог их предоставить в связи с тем, что получил требование об их предоставлении 08.02.2021 г., срок их предоставления составлял 4 дня, а постановление о расчет задолженности по алиментам было вынесено 10.02.2021 г.
При вынесении постановления от 18.03.2021 г. об отказе в удовлетворении жалобы Тимошенко А.С. начальником ОСП Ленинского района также не было учтено, что предоставленные административным истцом документы о произведенных расходах, должны влиять на расчет задолженности по алиментам.
Исходя из изложенного суд считает, начальник ОСП Ленинского района г. Самара при расчете задолженности неправомерно не дал оценки документам, подтверждающим расходы, понесенные истцом в ходе осуществления предпринимательской деятельности и не учел, что Тимошенко А.С. как индивидуальный предприниматель, который избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, и может использовать первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей. Именно такие первичные документы и были предоставлены Тимошенко А.С. в Отдел судебных приставов Ленинского района г. Самара
Иначе расчет задолженности по алиментам без учета расходов, которые Тимошенко А.С. понес в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, лишает истца возможности реализации конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, соответственно, исполнения своих алиментных обязательств.
Таким образом, требование заявителя о признании не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Чекмаревой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности подлежит удовлетворению в полном объёме.
Следовательно, и постановление начальника ОСП Ленинского района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы также подлежит удовлетворению.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В данном случае для восстановления прав заявителя достаточно уничтожения юридической силы оспариваемых постановлений путём признания его не соответствующем закону и нарушающим его законные интересы. Суд не может обязать ответчика по делу инициировать произвести новый расчет задолженности по алиментам, поскольку постановлением ответчика от 19.03.2021 г. исполнительное производство передано на исполнение в Предгорное районное ОСП УФССП России по Ставропольскому краю. Заявитель вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю названного выше подразделения Харченко И.А., ведущей в настоящее время исполнительное производство с заявлением о новом расчете задолженности по алиментам с учетом предоставленных документов.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Тимошенко А. С. постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Чекмаревой Е.А. от 10.02.2021 г. о расчете задолженности по алиментам, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Тимошенко А. С. постановление начальника ОСП Ленинского района г. Самары УФССП России по Самарской области Бредыхиной Е.П. от 18.03.2021 г. об отказе в удовлетворении жалобы на постановление о расчете задолженности по алиментам, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) М.Н. Ретина
Копия верна
Судья
Секретарь