№ 2-375/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 22 июля 2020 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.А.,
при секретаре Петровой М.Е.,
с участием представителя истца Агаян Е.Т.,
представителей ответчиков Негара В.В., Корнеевой О.А.,
представителя третьего лица Орловой Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Боровичский водоканал», муниципальному образованию Боровичский муниципальный район в лице Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к МУП «Боровичский водоканал» (далее – Предприятие), муниципальному образованию Боровичский муниципальный район в лице Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия, в обоснование исковых требований указав, что по результатам проверки, проведённой межрайонной прокуратурой, выявлены факты безлицензионного водопользования Предприятием недрами, а именно, добыча подземных вод из расположенной в д. <адрес> артезианской скважины №, что является нарушением требований действующего законодательства - норм Конституции Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «Об охране окружающей среды». Прокурор просит обязать в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: МУП «Боровичский водоканал» получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод из скважины № в д. Желомля Травковского сельского поселения <адрес>, муниципальное образование Боровичский муниципальный район в лице Администрации Боровичского муниципального района выполнить комплекс мероприятий, необходимых для создания условий с целью последующего получения лицензии на пользование указанной скважиной.
В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, установив срок исполнения возложенных обязанностей ответчикам в 12 месяцев. В силу действующего законодательства на Администрацию Боровичского муниципального района возложены обязанности по водоснабжению и водоотведению, МУП «Боровичский Водоканал» обязан получить лицензию на скважину. Прокурором в настоящее время в Боровичский районный суд направлено заявление об обязании Травковского сельского поселения принять меры по постановке на учет имущества (спорной скважины) как бесхозяйного, чем созданы условия для исполнения решения по настоящему делу в дальнейшем.
Представитель ответчика МУП «Боровичский Водоканал» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что спорная скважина передана им как бесхозяйный объект, числится у предприятия за балансом. Они за свой счет поддерживают ее в нормальном состоянии. Предприятие при эксплуатации артезианской скважины должно было получить её в хозяйственное ведение соответствующими требованиям закона, отсутствие водоочистных сооружений не позволяет подавать воду в соответствии с нормами СанПиН, что влечет за собой отсутствие возможности получить лицензию. Получение МУП «Боровичский Водоканал» лицензии на право пользования недрами (артезианской скважиной) также связано с рядом обязательных условий, предусмотренных нормами Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнение которых непосредственно от Предприятия не зависит. На сегодняшний день они не могут получить лицензию на пользование недрами по вышеуказанной скважине не только из-за не соответствия воды нормам СанПиН, но и ввиду отсутствия утвержденных Роспотребнадзором зон санитарной охраны данной скважины, организация которых относится к полномочиям Администрации Боровичского муниципального района. Считает, что прокурором запрошены нереальные сроки исполнения обязанностей, срок должен быть гораздо больше. Только Предприятию необходимо порядка шести месяцев после выполнения своих обязанностей Администрацией для сбора документов и направления их в соответствующие ведомства. Кроме того, обязанность получения лицензии установлена законодательно, и соответственно, судебного решения о возложении на ответчиков обязанности по ее получению не требуется.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснив, что спорная скважина не является муниципальной собственностью и в реестре муниципальной собственности Боровичского муниципального района не числится, передана Администрацией Боровичского муниципального района МУП «Боровичский Водоканал» как бесхозяйный объект водоснабжения на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Поскольку спорная скважина расположена на территории Травковского сельского поселения, надлежащим заявителем при постановке на учет объекта недвижимости будет Администрация Травковского сельского поселения, которая по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. После признания права муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности Травковского сельского поселения артезианская скважина подлежит передаче в казну Боровичского муниципального района, поскольку полномочия по водоснабжению населения относятся к вопросам местного значения Боровичского муниципального района. Только после государственной регистрации права муниципальной собственности Боровичского муниципального района на артезианскую скважину Администрация Боровичского муниципального района вправе выполнять комплекс мероприятий, необходимых для создания условий с целью последующего получения лицензии на пользование скважиной № в д. Желомля Травковского сельского поселения. Оснований для заключения муниципального контракта, равно как и выделения денежных средств на проектирование зон санитарной охраны в отношении имущества, не являющегося муниципальной собственностью Боровичского муниципального района, у Администрации Боровичского муниципального района не имеется. Таким образом, считают, что исковые требования Боровичского межрайонного прокурора могут быть удовлетворены только после возникновения права муниципальной собственности Боровичского муниципального района на объект недвижимого имущества.
Представитель третьего лица Администрации Травковского сельского поселения ФИО5 пояснила, что поскольку в 2015 году имущество передавалось Администрации Боровичского муниципального района, они полагали, что всеми вопросами должна заниматься <адрес>. До настоящего времени Администрация сельского поселения никаких мер к оформлению права на скважину не предпринимала.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 9, ч. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В силу п. 3 ст. 2.3 Закона под участками недр понимаются участки, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой. В связи с этим деятельность по добыче подземных вод для целей водоснабжения требует получения лицензии на пользование участками недр.
Согласно Уставу МУП «Боровичский Водоканал», утвержденному постановлением Администрации Боровичского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятие создано в целях решения вопросов местного значения по организации в границах муниципального района электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством РФ (п.1.1); Учредителем (собственником имущества) Предприятия является Боровичский муниципальный район, права и обязанности от имени которого осуществляет Администрация Боровичского муниципального района (п.1.4); Предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества, владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом с ограничениями, установленными законодательством и настоящим Уставом (п.2.4); Предприятие создано в целях решения вопросов местного значения по осуществлению работ и услуг водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод в границах Боровичского муниципального района, а также осуществлению иных полномочий в области электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской федерации, в том числе для осуществления деятельности в целях решения иных социальных задач (п.3.1.).
Предприятие использует воду для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций <адрес> в отсутствие лицензии из скважины №, расположенной в д. <адрес> Травковского сельского поселения. Указанная скважина в числе иных выявленных на территории Боровичского муниципального района бесхозяйных объектов водоснабжения и (или) водоотведения передана Администрацией Боровичского муниципального района по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию МУП «Боровичский водоканал». Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
До настоящего времени право собственности на спорную скважину ни за кем не зарегистрировано, лицензия на право пользования недрами в отношении этой скважины Предприятием не получена. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, артезианская скважина № в д. Желомля Травковского с/п <адрес> не является муниципальной собственностью и на учете в реестре муниципального имущества Боровичского муниципального района и городского поселения <адрес> не числится. Препятствием к получению лицензий является отсутствие ограждения 1-го пояса ЗСО, нет СО (станции обезжелезивания), что обусловлено отсутствием финансирования со стороны учредителя МУП «Боровичский Водоканал», отсутствие межевания земельных участков со стороны учредителя МУП «Боровичский Водоканал», что следует из ответов Предприятия на запрос заместителю межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 5 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч.2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. На территориях сельских поселений указанные вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Боровичского муниципального района МУП «Боровичский Водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Боровичского муниципального района.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик МУП «Боровичский Водоканал» осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения не имея соответствующего разрешения (лицензии) на пользование недрами, ввиду чего Предприятие обязано получить лицензию в порядке, который установлен законом. В число препятствий к получению необходимой лицензии также входит бездействие Администрации Боровичского муниципального района, которая длительное время не принимает мер к признанию права собственности на спорную скважину, разработке проектов ЗСО получающего санитарно - эпидемиологическое заключение по проектам зон санитарной охраны, в связи с чем суд полагает необходимым возложить на Администрацию обязанность по проведению необходимых для получения лицензии Предприятием мероприятий.
Доказательств принятия Администрацией Боровичского муниципального района мер к оформлению соответствующего права на спорную скважину в соответствии с гражданским законодательством, выполнения необходимых для получения лицензии гарантирующей организацией мероприятий в соответствии с полномочиями Администрацией Боровичского муниципального района и МУП «Боровичский Водоканал» ответчиками суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Учитывая длительность бездействия ответчиков по выполнению требований действующего законодательства, суд полагает необходимым установить срок исполнения возлагаемых обязанностей, испрашиваемый прокурором.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
муниципальное унитарное предприятие «Боровичский Водоканал» - получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод из артезианской скважины №, расположенной в д. Желомля Травковского сельского поселения <адрес>;
муниципальное образование Боровичский муниципальный район в лице Администрации Боровичского муниципального района - выполнить комплекс мероприятий, необходимых для создания условий получения МУП «Боровичский водоканал» лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из указанной артезианской скважины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.А. Иванова