Решение по делу № 2-3431/2016 (2-9890/2015;) от 21.12.2015

Дело № 2-3431/2016

        РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                                                            12 апреля 2016 года

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Е.В.,

при секретаре Ефимовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журженко О.Н. к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт – Петербургу, администрации Московского района Санкт – Петербурга, Комитету имущественных отношений Правительства Санкт – Петербурга об обязании заключить договор о безвозмездной передаче участка в собственность, обязании зарегистрировать право собственности, -

УСТАНОВИЛ:

Журженко О.Н. обратился в Московский районный суд Санкт – Петербурга с вышеуказанным иском к ответчикам, указав, что на основании членских билетов огородника открыто владеет и пользуется земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 1 200 кв.м.. В течение срока владения претензий от собственника имущества истцу не предъявлялось. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт – Петербурга, куда истец обратился с заявлением об оформлении находящегося в его владении участка, ему было отказано в удовлетворении заявления о передаче участка в собственность.

В судебное заседание ответчики, третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Выслушав представителя истца Пойда И.М., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:

В силу нормы п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей с 01.03.2015, до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Из билета садовода следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ являлся членом <данные изъяты>, которое согласно Уставу создано на основании решения граждан, как коллективное огородничество рабочих и служащих <данные изъяты>, а также граждан Российской Федерации, достигших 18 летнего возраста.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из реестра – л.д. 32.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Для определения того факта, правомерно ли истец претендует на спорный участок, отвечает ли истец требованиям, названным в приведенной выше норме и предъявляемым к членам товарищества, необходимо установить, находится ли спорный участок в границах участка ОНТ. А с учетом положений п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также установить, образован ли этот участок из земельного участка, предоставленного <данные изъяты> до дня вступления в силу этого Федерального закона для ведения садоводства.

Решением Исполнительного комитета Московского районного Совета народных депутатов от 24.05.1984 года № 163 Ленинградскому объединенному авиаотряду разрешено временное использование части фактически занимаемой территории площадью около 100 га для организации коллективного огородничества <данные изъяты>. Ленинградскому объединенному авиаотряду предложено предоставить в месячный срок материалы и заказ на корректуру фактического плана землепользования авиаотряда, создать комиссию и провести выборы правления огородничества, разработать генеральный план огородничества.

С учетом положений ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающих в качестве основания возникновения права акты муниципальных органов, отвод земельного участка должен быть оформлен соответствующим актом администрации, однако из содержания вышеуказанного акта не следует, что земельный участок отведен именно ОНТ «Полет».

Напротив, судом установлено, что на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый площадью 1295523 кв.м. передан в постоянное (бессрочное) пользование <данные изъяты> с установленными ограничениями в использовании.

Согласно выписке из ЕГРПн вышеуказанный земельный участок находится в собственности Санкт – Петербурга, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время согласно информации КГА земельный участок с кадастровым номером сформирован по адресу: <адрес> площадью 3 487 943 кв.м. Право собственности на указанный участок зарегистрировано за Санкт – Петербургом ДД.ММ.ГГГГ.

Право постоянного (бессрочного) пользования <данные изъяты> на участок прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией юридического лица.

Допустимых и достоверных доказательств выделения участка коллективному огородничеству <данные изъяты>, <данные изъяты> истцом суду представлено не было.

Согласно ответу <данные изъяты>, являющегося правопреемником <данные изъяты> сведения о создании огородничества <данные изъяты> и о предоставлении земельных участков членам огородничества отсутствуют.

В отсутствии иных доказательств, суд исходит из того, что проект организации огородничества, на основании которого должно быть осуществлено распределение участков и закрепление их за конкретными лицами, разработан и утвержден не был, границы участков не были установлены на местности, исходя из чего распределение в них участков могло производиться лишь стихийно.

Поскольку истец не доказал, что спорный земельный участок образован из земельных участков, предоставленных некоммерческим объединениям, членом которых он являлся до дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, его требования, основанные на п. 2.7 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не могут быть удовлетворены судом.

Кроме этого, в соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

Поскольку одним из родовых признаков вещного права любого вида (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право бессрочного пользования и др.) является то, что его объектом выступает индивидуально-определенная вещь, тогда как в отношении земельных участков под индивидуализацией понимается установление уникальных характеристик земельного участка, вносимых в его кадастровый паспорт, который, в свою очередь, должен содержать результаты согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен перечень документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, то есть внесения в государственный кадастр сведений, содержащих уникальные характеристики объекта недвижимости или земельного участка, позволяющие определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В указанный перечень, помимо прочих, входит такой необходимый документ, как межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о постановке спорного участка на кадастровый учет, его границы не установлены и не закреплены на местности с определением их координат по правилам абзаца второго пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, пунктов 2 - 4 статьи 6 и подпунктов 3, 6 и 24 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", введенного в действие с 1 марта 2008 года.

Вопросы предоставления земельных участков, на момент принятия решения Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся № 163 от 24.05.1984, регулировались Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Земельным кодексом РСФСР, введенным в действие с 01.12.1970, иными, издаваемыми в соответствии с ними актами земельного законодательства.

Статьей 11 Земельного кодекса РСФСР, действовавшей на дату вынесения решения Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся № 163 от 24.05.1984 предусматривалось, что земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.

Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится на основании Постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

В соответствии со ст. 74 данного Кодекса земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов.

При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могут предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом или занятых малоценными лесными насаждениями, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов, несельскохозяйственные угодья из земель, занятых подсобным сельским хозяйством предприятий, организаций и учреждений, и, в виде исключения, неиспользуемые чересполосные, мелкоконтурные участки и малопродуктивные угодья колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

В силу ст. 76 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном статьями 12 - 18 настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений Земельного кодекса РСФСР, следует, что земельные участки закреплялись за садоводческими товариществами в постоянное (бессрочное) пользование без ограничения права определенным сроком.

Однако как указано выше достоверных и допустимых доказательств предоставления земельного участка <данные изъяты>, либо <данные изъяты> в установленном законом порядке суду не представлено.

Кроме этого, судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 12955523 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет целевое назначение "земли поселений".

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 25 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми категория земель поселений переименована в категорию земель населенных пунктов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли (в том числе земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

В соответствии с положениями ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).

Таким образом, использование земельного участка в целях огородничества не соответствует целевому назначению для данной зоны, а использование земельного участка в нарушение градостроительного регламента территориальной зоны является недопустимым.

Также суд учитывает, истцом не представлено доказательств обращения в Комитет имущественных отношений Санкт – Петербурга с необходимым комплектом документов в целях заключения договора передачи земельного участка. Из письма Комитета имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление истца о передаче в собственность земельного участка возвращено без рассмотрения в связи с недостаточностью пакета документов.

Указанное решение Комитета имущественных отношений истцом оспорено не было.

Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца, поскольку он имеет возможность повторного обращения в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о передаче земельного участка с приложением полного комплекта документов, в заключении такого договора ему отказано не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Журженко О.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-3431/2016 (2-9890/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Журженко О. Н.
Ответчики
Управление Федеральной регистрационной службы РФ по Санкт-Петербургу
КИО СПб
Администрация Московского района Санкт-Петербурга
Другие
УФНС
ТУ Росимущества по СПб
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Смирнова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
msk.spb.sudrf.ru
21.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2015Передача материалов судье
24.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.02.2016Предварительное судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее