УИД 63RS0028-01-2023-000068-52
№ 2а-186/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 10 марта 2023 года
Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,
с участием помощника прокурора Сергиевского района Меримерина Л.А.,
при секретаре Степановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании бездействия по непринятию мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора по координатам 54.117885, 52.036141.
В обоснование своих уточненных требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что на территории сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области на поле вблизи с. Липовка координаты 54.117885, 52.036141 находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Несанкционированное складирование бытовых отходов оказывает негативное воздействие на почву и атмосферный воздух.
Согласно п.п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области требования указанного законодательства не исполняет, сбор и вывоз бытового мусора с территории указанной несанкционированной свалки не осуществляет, мер по пресечению несанкционированного складирования мусора гражданами не принимает.
Административным ответчиком действенные меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки не приняты, таким образом, его бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании помощник прокурора Сергиевского района Самарской области Меримерин Л.А. поддержал исковые требования, просит их удовлетворить.
Административный ответчик – представитель администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области в судебное заседание не явился, в отзыве просит рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что административные исковые требования признает. Администрация сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский обязуется принять меры по устранению выявленных нарушений Федеральных законов № 7-ФЗ от 10.01.2022 «Об охране окружающей среды», № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходов производства и потребления». Ликвидация несанкционированной свалки запланирована на весенне-летний период.
Заинтересованное лицо – представитель администрации муниципального района Сергиевский Самарской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает административное исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что администрация сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области требования указанного законодательства не исполняет, сбор и вывоз бытового мусора с территории указанной несанкционированной свалки не осуществляет. Мер по пресечению несанкционированного складирования мусора гражданами не принимает.
В ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что на территории сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области на поле вблизи с. Липовка координаты 54.117885, 52.036141 находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора.
По настоящее время несанкционированная свалка на территории сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области не ликвидирована.
Бездействие администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский по непринятию мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора нарушают права граждан на благоприятную среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Сергиевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании бездействия по непринятию мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании бездействия по непринятию мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора – удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области по непринятию мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора по координатам 54.117885, 52.036141 – незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Липовка муниципального района Сергиевский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора по координатам 54.117885, 52.036141.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2023 года.
Председательствующий судья: И.А. Яковлев