Судья Рыжова Г.А. Дело № 33-8752/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2015 года апелляционную жалобу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на решение Электростальского городского суда Московской области от 12 декабря 2014 года по делу по заявлению Стаценко Светланы Анатольевны об оспаривании действий Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя ФГБУ «ФКП «Росреестра» - Морозовой Н.В.,
установила:
Стаценко С.А. обратилась в суд с заявлением, в котором (с учетом имевшего место уточнения требований - л.д. 48-50) просила признать незаконными действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по предоставлению кадастрового паспорта от 01.09.2014 № <данные изъяты> с недостоверными сведениями.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что внесенные в указанный кадастровый паспорт сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в техническом паспорте жилого дома, расположенного на принадлежащем ей (доля в праве 1/2) земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, инвентарный номер <данные изъяты>, изготовленном ГУП МО «МОБТИ» по состоянию на 10.09.2012, что, по мнению заявителя, препятствует осуществлению государственной регистрации права собственности на данный объект индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представитель заявителя Гоголева Н.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ГУП МО «МОБТИ» - Скоржевский А.Д., против удовлетворения заявления не возражал.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 12 декабря 2014 года заявление Стаценко С.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Стаценко С.А., представитель ГУП МО «МОБТИ» не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ФГБУ «ФКП «Росреестра» - Морозовой Н.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (ч. 1). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч. 2). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3).
В статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (п. 3 ч. 2). Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4).
Статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 3).
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (ч. 7).
Из материалов дела усматривается, что Стаценко С.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03.05.2012 (л.д. 6) является собственником 1/2 доли земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), расположенного по адресу: <данные изъяты> (л. д. 45, 46-47).
Ногинским филиалом ГУП МО «МОБТИ» по заявлению Стаценко С.А. 10.09.2012 проведена техническая инвентаризация и составлен технический паспорт жилого дома - объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>; инвентарный номер <данные изъяты> (л.д. 10-19).
В разделе «Общие сведения» технического паспорта указано: назначение – жилое; фактическое использование - по назначению; год постройки – 2012; общая площадь жилого дома - 111,5; жилая площадь жилого дома - 54,6; примечание – «Разрешение на строительство лит. Б, Б1, б отсутствует (ст. 222 Гражданского кодекса РФ; ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В разделе «Состав объекта» указано, что жилой дом состоит из основного строения лит.Б, мансарды лит.Б1, веранды лит.б.
Согласно экспликации к поэтажному плану площадь всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) составляет 130,2 кв. м, в том числе: общая площадь жилого помещения - 111,5 кв. м, из нее: жилая - 54,6 кв. м, подсобная - 56,9 кв. м; и площадь помещений вспомогательного использования - 18,7 кв. м.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области Стаценко С.А. выдан кадастровый паспорт здания от 01.09.2014 № <данные изъяты>, в котором содержатся следующие сведения: кадастровый номер - <данные изъяты>; номер кадастрового квартала - <данные изъяты>; описание объекта недвижимого имущества: 1. Местоположение - <данные изъяты>; 2. Основная характеристика: площадь 121,8 кв. м; 3. Назначение - многоквартирный дом; 4. Этажность - 2; 5. Материал - из прочих материалов (л. д. 20).
Как следует из сообщения Ногинского филиала ГУП МО «МОБТИ» от 11.12.2014 (л. д. 53), жилой дом, учтенный в государственном кадастре недвижимости за номером <данные изъяты>, действительно расположен по адресу: <данные изъяты>, но учтен в делах БТИ за номером <данные изъяты> (инвентарный номер) и не имеет отношения к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке заявителя с кадастровым номером 50:16:0502010:81.
Согласно данным инвентарного дела № <данные изъяты> на земельном участке заявителя с кадастровым номером <данные изъяты> расположено два жилых дома:
- жилой дом, 1-этажный, 1950 года постройки, общей площадью 33,1 кв. м, литеры «А», «а», техническая инвентаризация и технический учет которого были осуществлены 10.07.1991;
- жилой дом, 2-этажный, 2012 года постройки, общей площадью 111,5 кв. м, литеры «Б», «Б1», «б», техническая инвентаризация и технический учет которого были осуществлены 10.09.2012.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Ногинским филиалом ГУП МО «МОБТИ» в 2012 году в органы кадастрового учета переданы заверенные копии технических паспортов объектов недвижимости, государственный технический учет которых осуществлен до наступления переходного периода применения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в Московской области с 01.09.2012), для включения сведений о таких объектах в государственный кадастр недвижимости в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития от 11.01.2011 № 1.
Таким образом, Ногинским филиалом ГУП МО «МОБТИ» в органы кадастрового учета переданы только сведения о жилом доме, общей площадью 33,1 кв. м, техническая инвентаризация и технический учет которого были осуществлены 10.07.1991. Данный объект учтен в государственном кадастре недвижимости за номером <данные изъяты>. Сведения о жилом доме, общей площадью 111,5 кв. м, в органы кадастрового учета не передавались, так как техническая инвентаризация и технический учет его были осуществлены 10.09.2012, то есть в переходный период действия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. В связи с этим сведения о данном объекте отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (объект не поставлен на кадастровый учет).
Удовлетворяя заявление Стаценко С.А. и признавая незаконными действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, суд первой инстанции исходил из того, что органом кадастрового учета Стаценко С.А. выдан кадастровый паспорт здания от 01.09.2014 № <данные изъяты>, содержащий сведения об объекте недвижимого имущества, который не имеет отношения к объектам недвижимости, расположенным на принадлежащем заявителю земельном участке, то есть кадастровый паспорт с недостоверными сведениями, что противоречит требованиям ст. ст. 3, 7, 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и препятствует осуществлению государственной регистрации права собственности Стаценко С.А. на объект недвижимости.
С данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку из содержания заявления Стаценко С.А. от 27.08.2014 (л.д. 99) усматривается, что заявитель запрашивала сведения о здании с кадастровым номером <данные изъяты>. Именно такие сведения – о здании с кадастровым номером <данные изъяты> – содержатся в кадастровом паспорте от 01.09.2014 № <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и в силу п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 330 ГПК подлежит отмене. Одновременно судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Стаценко С.А.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Электростальского городского суда Московской области от 12 декабря 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Стаценко Светланы Анатольевны об оспаривании действий Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области отказать.
Председательствующий
Судьи