Дело № 2а-125/2021
УИД: 28RS0015-01-2021-000085-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Райчихинск 05 марта 2021 года
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Шпартун Е.П.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора города Райчихинска Порваткина А.Н.,
представителя административного ответчика органа местного самоуправления Учреждения администрации города Райчихинска Белобородова А.В.,
представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Райчихинска Чертова Д.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора города Райчихинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска, к органу местного самоуправления Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности по восстановлению участка сети централизованной системы водоотведения (канализации),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Райчихинска обратился в суд с административным исковым заявлением к органу местного самоуправления Учреждению администрации города Райчихинска о возложении обязанности восстановить участок сети централизованной системы водоотведения (канализации), в обоснование требований указал, что прокуратурой города Райчихинска в ходе надзора за исполнением федерального законодательства РФ выявлены нарушения, установлено, что административным ответчиком – Учреждением администрации города Райчихинска Амурской области допущено нарушение требований федерального законодательства в сфере водоотведения, а именно не обеспечено восстановление сетей с кадастровым номером № протяженностью 150 пог.м (от кк12 до кк16) муниципального канализационного коллектора по ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска, которые незаконно были демонтированы неустановленными лицами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате отсутствия указанной сети коллектора возникла аварийная ситуация, так как сброс сточных (канализационных) от жилых домов № по <адрес> и технических вод от котельной «Север» города Райчихинска стал переходить не в центральный канализационный коллектор, а в ручей. В результате этого русло ручья увеличивается и вода из ручья подтапливает прилегающие участка, в том числе и частные домовладения. Так, ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования по заявлению жильца-собственника <адрес> С.О,Н. установлен факт подтопления дома, что подтверждается следами замершей течи вод из ручья, о чем составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации ресурсоснабжающей организации ООО «Тепловодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по требованию прокуратуры, для бесперебойной работы муниципального канализационного коллектора необходимо восстановить его муниципальные сети по ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска с кадастровым номером № протяженностью 150 пгт.м. Кроме того, предоставлен сметный расчет на выполнение данных работ. Образовавшийся аварийный сброс канализационных стоков, минуя систему централизованного водоотведения (существующего городского коллектора), создает угрозу причинения вреда для окружающей среды и жизни и здоровью человека.
На основании изложенного, прокурор города Райчихинска просит суд обязать ответчика – Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области восстановить участок сети централизованной системы водоотведения (канализации) протяженностью 150 пог.м (от кк12 до кк16) с кадастровым номером № в районе ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определениями Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по управлению имуществом г. Райчихинска и ООО «Тепловодоканал».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец уточнил исковые требования в части сроков исполнения обязательства о восстановлении участка сети централизованной системы водоотведения (канализации), просил обязать ответчика – Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области восстановить участок сети централизованной системы водоотведения (канализации) протяженностью 150 пог.м (от кк12 до кк16) с кадастровым номером № в районе ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска Амурской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Райчихинска Порваткин А.Н. на требованиях с учетом их уточнения настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в административном иске. Указал, что основанием иска является защита прав неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска, так как образовавшийся аварийный сброс канализационных стоков, минуя систему водоотведения, создает угрозу причинения вреда для окружающей среды и жизни и здоровья человека. Полагает, что ответственность за ненадлежащую работу сетей централизованного водоснабжения возлагается на орган местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». Указанный в исковом заявлении срок - 2 месяца со дня вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для восстановления сети канализации.
Представитель административного ответчика Учреждения администрации города Райчихинска Белобородов А.В. в судебном заседании пояснил, что участок сети централизованной системы водоотведения (канализации) протяженностью 150 пог.м (от кк12 до кк16) с кадастровым номером № в районе ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска Амурской области является муниципальной собственностью города Райчихинска. ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом города Райчихинска и ООО «Тепловодоканал» подписано концессионное соглашение № 2 в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Муниципального образования городского округа город Райчихинск, среди объектов числится и спорный участок. Указанное недвижимое имущество было передано концессионеру по акту приема-передачи без возражений и разногласий. В соответствии с условиями концессионного соглашения № 2 обязанность по содержанию спорного объекта и обеспечению его сохранности полностью лежит на Концессионере ООО «Тепловодоканал». Поскольку собственник имущества – Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области в установленном порядке передало спорное имущество ООО «Тепловодоканал», то именно на нем, как на Концессионере, лежит эксплуатационная ответственность за состояние сетей водоснабжения и водоотведения. Административный истец не привел никаких доказательств, что канализационные воды котельной «Север» создают угрозу причинения вреда для окружающей среды и жизни здоровья человека. Данный факт должен подтверждаться экологической экспертизой, лабораторными исследованиями, которые не проводились. Считает, что у прокурора отсутствовали основания для предъявления настоящего административного иска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку поводом к обращению с данным иском послужило подтопление частного домовладения по <адрес>, собственником которого является С.О.Н. Учреждение администрации города Райчихинска является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Райчихинска в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями, считает, что факт причинения вреда не доказан. Подтопления были и раньше. Администрация города Райчихинска не является надлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является ООО «Тепловодоканал» на основании условий концессионного соглашения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Тепловодоканал», будучи уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 6 ст. 226 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица ООО «Тепловодоканал».
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Райчихинска, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с главой 22 КАС РФ суды рассматривают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. ст. 209 - 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Исходя из положений п. п. 3, 4, 8, 11, 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 10 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных водоотведения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Администрация города Райчихинска является собственником самотечного коллектора, инв. № литер, назначение: сооружение, площадь 640 пог.м., адрес объекта: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Б.Хмельницкого, 6Б, что следует из реестра недвижимого имущества муниципальной собственности города Райчихинска на ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта.
Из технического паспорта на здание и сооружение котельной «Север», расположенной по адресу: г. Райчихинск, ул. Б.Хмельницкого, 6 б, следует, что самотечному коллектору, осуществляющему сброс технический вод из котельной «Север» присвоен кадастровый №
Схемой расположения канализационных сетей района «Мебельая фабри кА» от кк12 – котельной «Север» подтверждается отвод канализационной сети от котельной «Север» в центральную сеть.
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом города Райчихинска и ООО «Тепловодоканал» заключено концессионное соглашение № 2, предметом которого является осуществление эксплуатации и обслуживания холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод с использованием Объекта соглашения и иного имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 2.1 Соглашения объектом является комплекс объектов коммунальной инфраструктуры – недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения.
В п. 252 Приложения к концессионному Соглашению указан самотечный коллектор с инв. №
На основании обращения С.О.Ф., собственника <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора города Райчихинска Колесниковым И.С. принято решение о проведении проверки в отношении муниципального образования г. Райчихинск, ООО «Тепловодоканал». Объектом обследования явились: территория домовладений по <адрес>, котельная «Север».
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: помощника прокурора г. Райчихинска Порваткина А.Н., главного инженера ООО «Тепловодоканал» С.А.А,, заместителя директора ООО «Тепловодоканал» Б.М.А., представителя администрации г. Райчихинска инспектора П.А.Д. составлен акт обследования, в ходе осмотра установлено, что в районе мебельной фабрики (бывшей) отсутствуют канализационные сети (трубы), по которой сточные воды от домов по <адрес> и технологические воды от котельной «Север№ г. Райчихинска поступают на КН (станцию) №. Из-за отсутствия канализационной сети сточные воды (стоки) стали попадать в ручей, что приводит к увеличению русла и выходу сточных вод из него на ближайшие участки.
В ходе осмотра производилась фотосъемка, в материалах дела имеются фотографии, свидетельствующие о подтоплении частных домовладений.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора города Райчихинска в адрес директора ООО «Тепловодоканал» направлено требование о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений о том, когда был демонтирован участок сети канализационного коллектора в районе здания № 6 по ул. Б.Хмельницкого и кем именно; сведений об общей протяженности демонтированной трубы, диаметра трубы, которую необходимо установить взамен демонтированной, иных сведений.
ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Тепловодокал» дан ответ на требование и.о. прокурора города Райчихинска, из которого следует, что участок канализационного коллектора в районе здания № по ул. Б.Хмельницкого был демонтирован неустановленными лицами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем ООО «ТВК» было направлено заявление в МОМВД России «Райчихинское». Общая протяженность демонтированного трубопровода составляет 742 пог.м., из них: участок с кадастровым номером № протяженностью 150 пог. м. (от кк 12 до кк 16).
Из локальной сметы - расчета восстановления канализационного коллектора по ул. Б.Хмельницкого, 6, составленной ООО «Тепловодоканал» следует, что сметная стоимость строительных работ составляет 786,53 тыс. руб.
Заявление директора ООО «ТВК» о хищении канализационного коллектора зарегистрировано в КУСП за номером 7078, что следует из талона-уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «ТВК» направлено уведомление о том, что в возбуждении уголовного дела по факту хищения канализационного коллектора отказано ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, о чем вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела №.
ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению имуществом направил в адрес прокурора города Райчихинска ходатайство об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, указав, что данный объект является неотъемлемой частью системы отведения сточных вод муниципального образования, нарушение целостности коллектора может привести к неблагоприятным последствиям.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Райчихинска вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, поскольку постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ уже признано незаконным и отменено руководителем СО МОМВД России «Райчихинское», проводится дополнительная доследственная проверка.
Факт демонтажа канализационного коллектора подтверждается актом инвентаризации недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Инвентаризация произведена представителями комитета по управлению имуществом города Райчихинска. В ходе обследования установлено, что на территории, согласно схеме, вне территории обувной фабрики произведен демонтаж канализационного коллектора, о чем свидетельствует траншея глубиной 1 метр, шириной 1 метр. Фекальные воды от котельной «Север» текут по границе вдоль территории котельной в сторону <адрес>
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что основанием для предъявления прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц послужило то обстоятельство, что в связи с демонтажем канализационной трубы нарушена бесперебойная работа муниципального канализационного коллектора, в результате чего наносится ущерб окружающей среде, создана угроза законным правам неопределенного круга лиц.
Таким образом, для восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, на Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области должна быть возложена обязанность по восстановлению участка сети централизованной системы водоотведения (канализации). Возложение указанной обязанности соответствует требованиям соразмерности способа защиты нарушенному праву, положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом довод представителя административного ответчика об отсутствии у прокурора города Райчихинска оснований для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц несостоятелен. Требования прокурора направлены на соблюдение прав граждан на благоприятные условия проживания и соблюдение санитарно- эпидемиологического благополучия населения и заявлены не только в интересах жильцов подтапливаемых жилых домов, но и иных граждан, круг которых определить невозможно.
Судом исследовано экспертное заключение по результатам обследования жилого помещения и земельного участка, заказчиком проведения экспертизы является С.О.Н.
По результатам проведения экспертизы установлено, что подтопление земельного участка, принадлежащего С.О.Н., происходит в связи со сбросом воды от котельной, при промывании котельных колосников. Промывные воды после промывки содержат шлак, который забил водоотводную канаву и не дает воде уходить. При отсутствии чистки канавы, вода растекается по окружающей территории, в том числе попадая на участок по <адрес>. Дополнительной причиной затопления земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, является отсутствие водоотводного коллектора вдоль границ участка, что приводит к беспрепятственному попаданию воды на земельный участок.
При принятии решения суд исходит из того, что отсутствие части канализационного коллектора в населенном пункте не обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, поскольку допускает излив канализационных стоков на рельеф местности.
Довод представителя административного ответчика о том, что административным истцом не приведены доказательства тому, что канализационные воды котельной «Север» создают угрозу причинения вреда для окружающей среды и жизни здоровья человека, суд не может принять, поскольку проведенной экспертизой установлено загрязнение территории частного домовладения и прилегающей к нему территории отходами шлака, который является остаточным продуктом процесса сжигания, вредным для здоровья человека.
В ходе судебного заседания на обсуждение сторон ставился вопрос о необходимости проведении судебной строительно-технической экспертизы на предмет установления наличия подтопления близлежащих земельных участков техническими водами от котельной «Север» в результате отсутствия части канализационной сети, а также причинения вреда окружающей среде, от проведения которой административный ответчик отказался.
Иных доказательств, подтверждающих, что отсутствие канализационных сетей не наносит ущерба окружающей среде, в нарушение ст. 14 КАС РФ, стороной административного ответчика не представлено.
Доводы административного ответчика и представителя заинтересованного лица о том, что администрация муниципального образования города Райчихинска не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит необоснованным, поскольку законодательством именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах городского округа водоотведения (п. 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). На концессионера в силу п. 1.1 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность только по эксплуатации и обслуживанию холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных ввод с использование Объекта соглашения и иного имущества, которое представляет Концедент (Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска). Доказательств того, что предприятие ненадлежащим образом использовало, либо ухудшило состояние муниципального имущества не представлено.
Ссылка администрации г. Райчихинска, что в силу п. 6.10 Концессионного соглашения риск случайной гибели или случайного повреждения объекта Соглашения и иного имущества, с момента подписания сторонами акта приема-передачи указанного имущества, несет Концессионер, не может быть принят во внимание, поскольку выбытие из владения объекта соглашения произошло в результате умышленных противоправных действий третьих лиц. Условиями договора не предусмотрено, что концессионер несет ответственности за имущественный ущерб, причиненный хищением имущества.
Поскольку в судебном заседании установлен факт наличия недостаточной организации органом местного самоуправления водоотведения в районе ул. Б.Хмельницкого г. Райчихинска, в связи с отсутствием части участка сети централизованной системы водоотвода для стока канализационных вод, учитывая, что ненадлежащее исполнение администрацией г. Райчихинска обязанности по обеспечению водоотведения нарушает требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в отсутствие доказательств обратного со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу, что обязанность по восстановлению участка сети централизованной системы водоотведения (канализации) протяженностью 150 пог.м (от кк12 до кк16) с кадастровым номером № в районе ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска Амурской области, находящейся в муниципальной собственности, должна быть возложена на администрацию г. Райчихинска.
При определении срока для исполнения указанной обязанности в соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что водоотведение относится к социальным факторам среды обитания, в связи с чем разумным сроком с учетом необходимости проведения ответчиком организационных мероприятий, возможно определить срок исполнения данной обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Каких либо возражений со стороны административного ответчика при обсуждении вопроса относительно срока исполнения решения суда в судебном заседании не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Райчихинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинск, к органу местного самоуправления Учреждению администрации города Райчихинска удовлетворить.
Обязать ответчика – Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области восстановить участок сети централизованной системы водоотведения (канализации) протяженностью 150 пог.м (от кк12 до кк16) с кадастровым номером № в районе ул. Б.Хмельницкого города Райчихинска Амурской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области со дня изготовления в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.М. Кузнецова