РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2015 г. |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Золотавина А.В.,
при секретаре судебного заседания Пристинской О.А.,
с участием Костюкова В.Д. – представителя военнослужащей войсковой части № <иные данные> Шляга Т.В., представителя начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – «Востокрегионжилье») Хиловой Е.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Шляга <иные данные> об оспаривании решения <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Шляга обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и обязать начальника <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» принять её на указанный учет.
В обоснование заявления Шляга указала, что она участвовала в приватизации и ей до <дата> принадлежала <иные данные> доли жилого помещения в <адрес> общей площадью <иные данные>. м по месту жительства её родителей, с 2001 года данным жильем она не пользовалась и <дата> свою долю она подарила своей матери. По предыдущему месту службы в <адрес> она была обеспечена служебным жилым помещением, которое в 2013 году сдала жилищным органам Министерства обороны РФ и зарегистрирована при части. В настоящее время она проживет с семьей в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м, которое принадлежит в равных долях её супругу, двум детям, а также свекрови - матери супруга, которые проживают совместно. Поскольку после отчуждения приватизированного жилого помещения и дарения матери своей доли прошло более 5 лет, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, в настоящее время на каждого члена семьи фактически приходится <иные данные> кв. м, то есть менее 15 кв. м учетной нормы постановки на учет, предусмотренной Законом Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», поэтому она имеет право на обеспечение жильем или жилищной субсидией на одного члена семьи согласно нормы обеспечения, предусмотренной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», по категории военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Представитель Костюков, настаивая на заявленных требованиях, пояснил, что оспариваемое решение «Востокрегионжилье» нарушает право Шляга на обеспечение жильем, поскольку Шляга участвовала в приватизации жилого помещения в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м по месту жительства её родителей, при этом свою долю жилого помещения она подарила матери <дата>, после чего прошло более 5 лет, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ. В настоящее время на каждого члена её семьи приходится менее 15 кв. м учетной нормы постановки на учет, предусмотренной Законом Амурской области от 1 сентября 2005 года «О жилищной политике в Амурской области». В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, и Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 19 февраля 2009 года № 6н-424/08, Шляга имеет право на обеспечение жильем при увольнении с военной службы по истечении 5 лет, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.
Заявительница, извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ военный суд полагает возможным рассмотреть дело без её участия.
Представитель начальника <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» Хилова, возражая против обоснованности заявления, указала, что Шляга обоснованно отказано в обеспечении жильем от Министерства обороны РФ, поскольку она уже была обеспечена жильем от государства путем приватизации <иные данные> доли жилого помещения в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м. Поскольку учетная норма постановки на учет в <адрес> согласно Постановлению главы Администрации г. Райчихинска от 2 апреля 2015 года № 341 составляет 13 кв. м, а в г. Благовещенске согласно постановлению мэра от 12 апреля 2005 года № 977 составляет 14 кв. м, поэтому заявительница была обеспечена жильем по нормам обеспечения. Поскольку право обеспечения жильем от государства предоставляется только один раз, Шляга ранее была обеспечена жильем от государства по нормам, поэтому права на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ она не имеет.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление Шляга не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам, что также предусмотрено ст. 49 ЖК РФ.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в статьях 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при условии признания в качестве нуждающихся в жилых помещениях и постановке на учет в этом качестве в федеральном органе исполнительной власти.
Из анализа указанных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жильем по своему усмотрению и не может сдать жилье в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке или предоставления субсидии в порядке, определенном ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
При этом суд считает необходимым отметить, что последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно только на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства, а не Министерством обороны РФ, что в полной мере согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 24 июня 2010 г. № 205-В10-17, доводы Костюкова об обратном являются ошибочными.
Как следует из копии решения <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № № дажепри обеспечении заявителя при составе <иные данные> членов семьи жилым помешщением ого жилого помещения и соответствующего извещения врио начальника <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» № от <дата> Шляга на основании подп. 2 п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в приятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек, поскольку она участвовала в приватизации и имела <иные данные> доли жилого помещения в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м.
Как следует из копий договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность от <дата>, свидетельств о государственной регистрации права собственности № и № от <дата>, договора дарения от <дата> и свидетельства о государственной регистрации права собственности № от <дата> – жилое помещение в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м. было приватизировано и передано в общую долевую собственность в том числе Шляга и ей принадлежало <иные данные> доли указанного жилого помещения до <дата>, которое она подарила своей матери.
Согласно копии паспорта Шлага она участвовала в приватизация жилого помещения в совершеннолетнем возрасте.
На основании изложенного, доводы Хиловой о том, что заявительница ранее была обеспечена за счет государства жилым помещением по нормам свыше 18 кв. м являются обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения, помимо проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруга, а также детей и родителей, относятся иные лица, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за членами семьи собственника приватизированного жилого помещения сохраняется право пользования этим жилым помещением, если они были вселены в этом качестве.
Как следует из копий соответствующих свидетельств о государственной регистрации права собственности от <дата> жилое помещение в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м приватизировано и передано в общую долевую собственность в равных долях супругу заявительницы, двум её детям, а также матери супруга.
Поскольку Шляга фактически проживет с семьей в <адрес> общей площадью <иные данные> кв. м, которое принадлежит на праве собственности в равных долях членам ее семьи, которые проживают совместно, она имеет право пользования этим жилым помещением. При этом её снятие с регистрационного учета и регистрация при части в <адрес> правового значения для обеспечения жильем от Министерства обороны РФ не имеет.
Доводы о необходимости дарения Шляга своей доли жилого помещения матери, военный суд считает неубедительными и полагает необходимым отметить, что в системе действующего правового регулирования жилищного законодательства во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестностьучастников гражданских правоотношений предполагается, что в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О., доводы Костюкова иного толкования являются ошибочными.
Иные доводы Костюкова военный суд считает неубедительными и полагает необходимым отметить, что в системе действующего правового регулирования жилищного законодательства во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестностьучастников гражданских правоотношений предполагается, что в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, поэтому суд приходит к выводу, что заявительница, в совершеннолетнем возрасте приватизируя жилое помещение, а затем, распорядившись своей долей принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в <адрес> свыше нормы 18 кв. м обеспечения жильем (<иные данные> подарив эту долю своей матери, действовала разумно и добросовестно, распорядилась жильем по своему усмотрению.
По указанным основаниям оспариваемое решение <иные данные> отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № об отказе в принятии Шляга на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма является законным, а доводы об обратном необоснованными.
Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Шляга <иные данные> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 15 июня 2015 года.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин