Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3267/2015 от 27.11.2015

Судья Постникова П.В. Дело № 33-3267

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2015 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Забелиной О.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Агибалове В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционной жалобе Шерстневой А.Р. на решение Орловского районного суда Орловской области от 01.10.2015, которым отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., объяснения Шерстневой А.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24.04.2007 № 24 истец была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера.

28.06.2013 при обращении в администрацию Орловского района истцу стало известно о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полагая указанные действия администрации незаконными, истец обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области и администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья, однако решением Орловского районного суда Орловской области от 20.11.2013 в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 указанное решение было отменено, истец восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий.

Указывала, что постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10.04.2014 № 129 она была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий, однако Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области не довел до нее информацию о восстановлении в сводном списке в очереди на улучшение жилищных условий.

Полагала, что ведение администрацией Орловского района и Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области двух очередей на уровне муниципального района и субъекта РФ является неправомерным, поскольку федеральным законодательством данные полномочия отнесены к ведению исполнительной власти субъектов РФ.

Ссылалась, что ей не был предоставлен доступ к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Также полагала, что очередь под номером 1 граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2013 году получила государственный жилищный сертификат с нарушением действующего законодательства.

В связи с изложенным, с учетом уточнения требований, просила суд признать незаконными действия администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по ведению сводного списка и списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; признать незаконным бездействие Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, выразившиеся в не информировании ее о восстановлении в сводном списке в очереди на улучшение жилищных условий и не предоставлении доступа к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; признать незаконным предоставление государственного сертификата очереди №1; обязать администрацию Орловского района Орловской области, администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выдать государственный жилищный сертификат.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка действиям Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по правильности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведения общих и сводных списков, а также предоставления государственных жилищных сертификатов.

Полагает, что действия по постановке и снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий должны осуществляться только органами исполнительной власти субъекта РФ, поскольку у органов местного самоуправления такие полномочия отсутствуют.

Указывает, что размещение соответствующих списков на сайте произошло только после обращения истца в органы прокуратуры.

Приводит довод о том, что единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на 2015 год, должен быть составлен по соответствующим категориям граждан.

Также указывает, что не была ознакомлена со списками лиц, получивших государственные жилищные сертификаты в 2013-2015 годах.

Считает, что после вынесения апелляционного определения о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии должна была быть включена в сводный список на 2014 год.

Выражает несогласие с тем, что при повторном обращении 28 июня у нее не приняли документы для постановки на учет.

Помимо этого ссылается на то, что судом не дана оценка доводам о неправомерности предоставления государственного сертификата очереди под № 1.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение).

В соответствии с п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).

Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).

В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают гражданам - участникам подпрограммы доступ к сводным спискам получателей сертификатов путем размещения сведений о гражданах, включенных в эти списки, в доступных местах или на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 1 ст. 4 Закон Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом местного самоуправления. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего проживания.

Следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, что Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24.04.2007 № 24 Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В сводном списке граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Орловской области в 2013 году Шерстнева А. Р. значилась под № 21 (согласно поданному заявлению в 2012 году).

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района от 27.05.2013 № 168 Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20.11.2013, по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет (л.д.102-108).

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10.04.2014 № 129 отменено вышеуказанное постановление от 27.05.2013 № 168, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от 24.04.2007 № 24, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д.12).

Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, сводный список за 2014 год не корректировался и Шерстнева А.Р. в него не включалась, поскольку вынесение апелляционного определения от 19.03.2014 имело место после его формирования. Впоследствии, Шерстнева А.Р. была включена Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в сводный список на 2015 года по Орловской области граждан - участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под № 17 исходя из даты первоначальной постановки на учет – 24.04.2007.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив отсутствие нарушений в действиях администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по постановке Шерстневой А.Р. на учет и включению ее в сводный список на 2015 год, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, администрацией Орловского района Орловской области, а также Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, полномочия по осуществлению учета граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилья, составление и ведение сводных списков таких граждан, осуществляются в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных актов.

В сводном списке на 2015 год Шерстнева А.Р. числится под номером 17. Поскольку в силу действующего законодательства выделение жилищных сертификатов осуществляется по мере выделения денежных средств из федерального бюджета в порядке установленной очередности, на момент рассмотрения настоящего дела, правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности выдать истцу жилищный сертификат, не имеется.

По мнению судебной коллегии, осуществление органом местного самоуправления учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, прав и законных интересов Шерстневой А.Р. не нарушает и действующему законодательству не противоречит.

Доказательств предоставления иным гражданам жилищных сертификатов вопреки требованиям законодательства, а также нарушения данными действиями прав истца, суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.

Поскольку очередность получения Шерстневой А.Р. жилищного сертификата не наступила, невключение сведений о ней в сводный список на 2014 год, прав истца также не нарушает.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.

Приведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 01.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Постникова П.В. Дело № 33-3267

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2015 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Забелиной О.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Агибалове В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционной жалобе Шерстневой А.Р. на решение Орловского районного суда Орловской области от 01.10.2015, которым отказано в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., объяснения Шерстневой А.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24.04.2007 № 24 истец была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера.

28.06.2013 при обращении в администрацию Орловского района истцу стало известно о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Полагая указанные действия администрации незаконными, истец обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области и администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о восстановлении в очереди на получение жилья, однако решением Орловского районного суда Орловской области от 20.11.2013 в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 указанное решение было отменено, истец восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий.

Указывала, что постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10.04.2014 № 129 она была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий, однако Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области не довел до нее информацию о восстановлении в сводном списке в очереди на улучшение жилищных условий.

Полагала, что ведение администрацией Орловского района и Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области двух очередей на уровне муниципального района и субъекта РФ является неправомерным, поскольку федеральным законодательством данные полномочия отнесены к ведению исполнительной власти субъектов РФ.

Ссылалась, что ей не был предоставлен доступ к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Также полагала, что очередь под номером 1 граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2013 году получила государственный жилищный сертификат с нарушением действующего законодательства.

В связи с изложенным, с учетом уточнения требований, просила суд признать незаконными действия администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по ведению сводного списка и списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; признать незаконным бездействие Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, выразившиеся в не информировании ее о восстановлении в сводном списке в очереди на улучшение жилищных условий и не предоставлении доступа к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; признать незаконным предоставление государственного сертификата очереди №1; обязать администрацию Орловского района Орловской области, администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выдать государственный жилищный сертификат.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

Указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка действиям Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по правильности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведения общих и сводных списков, а также предоставления государственных жилищных сертификатов.

Полагает, что действия по постановке и снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий должны осуществляться только органами исполнительной власти субъекта РФ, поскольку у органов местного самоуправления такие полномочия отсутствуют.

Указывает, что размещение соответствующих списков на сайте произошло только после обращения истца в органы прокуратуры.

Приводит довод о том, что единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на 2015 год, должен быть составлен по соответствующим категориям граждан.

Также указывает, что не была ознакомлена со списками лиц, получивших государственные жилищные сертификаты в 2013-2015 годах.

Считает, что после вынесения апелляционного определения о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии должна была быть включена в сводный список на 2014 год.

Выражает несогласие с тем, что при повторном обращении 28 июня у нее не приняли документы для постановки на учет.

Помимо этого ссылается на то, что судом не дана оценка доводам о неправомерности предоставления государственного сертификата очереди под № 1.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение).

В соответствии с п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).

Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).

В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают гражданам - участникам подпрограммы доступ к сводным спискам получателей сертификатов путем размещения сведений о гражданах, включенных в эти списки, в доступных местах или на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 1 ст. 4 Закон Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом местного самоуправления. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего проживания.

Следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, что Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24.04.2007 № 24 Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В сводном списке граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Орловской области в 2013 году Шерстнева А. Р. значилась под № 21 (согласно поданному заявлению в 2012 году).

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района от 27.05.2013 № 168 Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20.11.2013, по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет (л.д.102-108).

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10.04.2014 № 129 отменено вышеуказанное постановление от 27.05.2013 № 168, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от 24.04.2007 № 24, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д.12).

Как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, сводный список за 2014 год не корректировался и Шерстнева А.Р. в него не включалась, поскольку вынесение апелляционного определения от 19.03.2014 имело место после его формирования. Впоследствии, Шерстнева А.Р. была включена Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в сводный список на 2015 года по Орловской области граждан - участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под № 17 исходя из даты первоначальной постановки на учет – 24.04.2007.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив отсутствие нарушений в действиях администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области и Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по постановке Шерстневой А.Р. на учет и включению ее в сводный список на 2015 год, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, администрацией Орловского района Орловской области, а также Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, полномочия по осуществлению учета граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилья, составление и ведение сводных списков таких граждан, осуществляются в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных актов.

В сводном списке на 2015 год Шерстнева А.Р. числится под номером 17. Поскольку в силу действующего законодательства выделение жилищных сертификатов осуществляется по мере выделения денежных средств из федерального бюджета в порядке установленной очередности, на момент рассмотрения настоящего дела, правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности выдать истцу жилищный сертификат, не имеется.

По мнению судебной коллегии, осуществление органом местного самоуправления учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, прав и законных интересов Шерстневой А.Р. не нарушает и действующему законодательству не противоречит.

Доказательств предоставления иным гражданам жилищных сертификатов вопреки требованиям законодательства, а также нарушения данными действиями прав истца, суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.

Поскольку очередность получения Шерстневой А.Р. жилищного сертификата не наступила, невключение сведений о ней в сводный список на 2014 год, прав истца также не нарушает.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.

Приведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 01.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-3267/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шерстнева Альбина Рудольфовна
Ответчики
Администрация Образцовского с/п Орловского района и др.
Администрация Орловского района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Должиков Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
23.12.2015Судебное заседание
11.01.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее