Дело № 2-1656/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области «16» ноября 2015 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Березовской Н.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Зейского района Евдокимова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Числина К.Г. в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Тунгалинский сельсовет к администрации Тунгалинского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности подготовить в установленном порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселения и внесения на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района Числин К.Г. в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Тунгалинский сельсовет обратился в суд с учетом уточнений с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления градостроительного законодательства. Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 01 октября 2015 года генеральный план и правила землепользования и застройки Тунгалинского сельсовета не утверждены. По данному факту 01 мая 2014 года в адрес главы Тунгалинского сельсовета вносилось представление, однако нарушения градостроительного законодательства до сих пор не устранены. Отсутствие генерального плана сельского поселения нарушает права и интересы неопределенного круга граждан, а также муниципального образования Тунгалинский сельсовет, поскольку препятствует принятию решений о резервировании земель, об изъятии. В том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Просит обязать администрацию Тунгалинского сельсовета в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить в установленном законом порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселений и внести на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов.
Определением суда от 06 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен Тунгалинский сельский Совет народных депутатов.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивал, пояснив об обстоятельства, изложенных в исковом заявлении.
Представители ответчика – администрации Тунгалинского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие. Из представленных 28 октября 2015 года пояснений следует, что разработкой Генерального плана и правил землепользования и застройки территории Тунгалинского сельсовета по договору (либо соглашению) между ООО и отделом строительства архитектуры и ЖКХ (ФИО5) занималось ООО. В мае 2013 года в адрес администрации Тунгалинского сельсовета электронной почтой поступило письмо о необходимости создания опорной межевой сети. Также, в письме рекомендовалось начальнику отдела строительства, архитектуры и ЖКХ обратиться в ФС Земельного кадастра с просьбой о проведении работ. До настоящего времени генеральный план, правила землепользования и застройки Тунгалинского сельсовета не разработаны.
Представитель третьего лица – Тунгалинского сельского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 27 и 35 Федерального закона Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Прокурора Зейского района обратился с названным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, муниципального образования Тунгалинский сельсовет.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать всех граждан, чьи интересы нарушены, кроме того, указанное нарушение имеет особое общественное значение, поскольку отсутствие генерального плана сельского поселения препятствует решению о резервировании земель, об изъятии, в том числе выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, действия прокурора Зейского района, который в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Тунгалинский сельсовет с целью защиты их прав, свобод и законных интересов, являются законными.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).
Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования) (ч. 5).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (ч. 1). Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3).
В силу пункта 5.7 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 26 мая 2011 года № 244, органы местного самоуправления могут поручить подготовку задания на проектирование генерального плана соответствующим уполномоченным органам в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).
Как установлено в судебном, заседании администрацией Тунгалинского сельсовета Зейского района Амурской области до настоящего времени не подготовлены и не направлены на утверждение в представительный орган поселения проект генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки поселения.
Из пояснений ответчика следует, что разработкой Генерального плана и правил землепользования и застройки территории Тунгалинского сельсовета по договору (либо соглашению) между ООО и отделом строительства архитектуры и ЖКХ (ФИО5) занималось ООО.
Из представленного ответчиком в обоснование своих доводов письма генерального директора ООО от <Дата обезличена> за исх. <Номер обезличен> следует, что ООО в рамках исполнения Муниципального контракта <Номер обезличен> на выполнение работ по разработке Генерального плана и правил землепользования и застройки одного сельского поселения Зейского муниципального района и созданию цифровых (векторных) топографических планов масштаба 1:2000 территории Тунгалинского населенного пункта была проведена работа по сбору исходных данных для создания топопланов п. Тунгала. Были отправлены запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области и в ОАО Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ Дальневосточный Филиал. В результате были получены сведения о существующей опорной геодезической сети в системах координат МСК-28 и СК-42 расположенной вблизи п. Тунгала. Полученных данных недостаточно для организации полевых работ, так как существующая геодезическая сеть не покрывает район производства работ. По его мнению, на территории Тунгалинского сельского поселения необходимо создание опорной межевой сети. Данный вопрос является компетенцией Федеральной службы земельного кадастра РФ (Приказ ФС Земельного кадастра России от 15 апреля 2002 года № П/261 (Д) об утверждении Основных положений об опорной межевой сети). Просит начальника отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Зейского района Амурской области от своего имени обратиться в ФС Земельного кадастра с просьбой о проведении данных работ.
01 мая 2014 года в адрес главы Тунгалинского сельсовета и.о. прокурора Зейского района Э.Р. Шехтель было вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, принятии неотложных мер к устранению отмеченных нарушений, а также причин и условий им способствующих, согласно которому прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления градостроительного законодательства. Проверкой установлено, что по состоянию на 01 мая 2014 года генеральный план Тунгалинского сельсовета не утвержден, а в соответствии с действующим законодательством генеральные планы сельских поселений должны быть утверждены до 31 декабря 2013 года. При отсутствии документов территориального планирования и градостроительного зонирования с 01 июня 2014 года в муниципальных образованиях будет невозможна реализация федеральных и областных программ, выдача разрешений на строительство, что в свою очередь может повлечь негативные последствия.
В ответ на указанное представление 14 августа 2014 года за исх. <Номер обезличен> главой сельсовета в адрес и.о. прокурора Зейского района был направлен ответ, согласно которому разработкой Генерального плана и правил землепользования и застройки территории Тунгалинского сельсовета занимается ООО. В марте 2013 года администрацией Тунгалинского сельсовета в адрес ООО были предоставлены основные технико-экономические показатели поселка Тунгала, необходимые для разработки Генерального плана и Правил землепользования и застройки. 21 мая 2013 года в адрес отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Зейского района поступило письмо от ООО о проведении работ по сбору исходных данных для создания топопланов п. Тунгала, а также о необходимости создания опорной межевой сети, отсутствие которой препятствует проведению необходимых работ. В настоящее время направлено обращение в ФС Земельного кадастра для получения разрешения на проведение дальнейших работ.
Как указано выше, в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение генерального плана, как вопросы местного значения, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, обеспечивающим осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, подготовка и утверждение документов территориального планирования и утверждение генерального плана городского поселения и правил землепользования и застройки является обязанностью органа местного самоуправления. Данная обязанность сторонами не оспаривалась в ходе рассмотрения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Определением суда от 05 декабря 2015 года было распределено бремя доказывания, в том числе на ответчика – администрацию Тунгалинского сельсовета Зейского района Амурской области, которой было предложено представить отзыв на иск и доказательства в обоснование своих возражений (в случае наличия таковых), либо заявить ходатайство об истребовании доказательств, которые ответчик не может получить самостоятельно без помощи суда, указав причину невозможности самостоятельного получения указанных доказательств.
Вместе с тем, доказательств того что указанная обязанность исполняется администрацией Тунгалинского сельсовета надлежащим образом, суду не представлено.
Так, из письма генерального директора ООО от <Дата обезличена> за исх. <Номер обезличен> следует, что ООО проведена работа по сбору исходных данных для создания топопланов п. Тунгала в рамках исполнения Муниципального контракта <Номер обезличен> на выполнение работ по разработке Генерального плана и правил землепользования и застройки одного сельского поселения Зейского муниципального района и созданию цифровых (векторных) топографических планов.
Вместе с тем, указанный муниципальный контракт суду не представлен, так же как и не представлено доказательств того, что орган местного самоуправления поручил подготовку задания на проектирование генерального плана соответствующим уполномоченным органам в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства). Более того, ответчиком суду не представлено доказательств того, что администрацией Тунгалинского сельсовета в адрес ООО направлялась основные технико-экономические показатели поселка Тунгала, а в ФС Земельного кадастра направлено обращение для получения разрешения на проведение дальнейших работ, на что указывает ответчик в своем ответе на представление прокурора.
Кроме того, суду не представлено доказательств того, что ответчик предпринимал какие-либо действия, направленные на надлежащее исполнение своих обязанностей, с момента получения письма ООО, то есть с 21 мая 2013 года, а также с момента получения представления прокурора, то есть с мая 2014 года.
Таким образом, бездействие ответчика по неисполнению своей обязанности подготовки и утверждению документов территориального планирования и утверждению генерального плана городского поселения и правил землепользования и застройки носит длительный характер.
В соответствии с ч. ч. 1.2, 1.3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», отсутствие территориального планирования, генерального плана городского поселения приводит к тому, что не допускается проведение ряда мероприятий по разрешению вопросов, связанных с градостроительным законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
При отсутствии правил землепользования и застройки (ПЗЗ), в частности, не допускается:
- выдача разрешений на строительство, за некоторыми исключениями (ч 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
- предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 14 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
- изменение вида разрешенного использования земельных участков по «переходной» процедуре (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»).
Эти запреты вступили в силу применительно:
- к муниципальным районам - с 30 июня 2013 года;
- к городским поселениям и городским округам - с 31 декабря 2013 года (Федеральные законы от 30 декабря 2012 г. № и № 290-ФЗ).
Таким образом, судом установлено, что непринятие администрацией Тунгалинского сельсовета действий по подготовке в установленном законом порядке генерального плана, правил землепользования и застройки поселений, и их не внесение на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов нарушают права и интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования Тунгалинский сельсовет в сфере земельного и градостроительного законодательства.
С учетом изложенного суд находит требования прокурора Зейского района о возложении на ответчика обязанности подготовить в установленном порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселения и внести их на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов законными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в данном случае истцом заявлено требование, обязывающее ответчика подготовить в установленном порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселения и внести их на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов, суд с учетом требований разумности и объема работ, которые необходимо выполнить, считает необходимым установить срок для подготовки в установленном порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселения, и внесения их на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района К.Г Числина в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Тунгалинский сельсовет к администрации Тунгалинского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности подготовить в установленном порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселения и внесении на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов, удовлетворить.
Обязать администрацию Тунгалинского сельсовета Зейского района Амурской области подготовить в установленном законом порядке генеральный план, правила землепользования и застройки поселений и внести на утверждение в Тунгалинский сельский Совет народных депутатов в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий