Дело № 2-1299/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 28 июля 2015 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Петровой О.В.,
представителя истца Галеева Н.Т.,
ответчиков Петрова С.Н., Петрова В.Н., Петрова Ю.Н.,
третьих лиц Смирновой А.И., Смирнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой О.В. к Петрову С.Н., Петрову В.Н., Петрову Ю.Н. о признании права собственности на квартиру,
у с т а н о в и л:
Петрова О.В. обратилась в суд с иском к Петрову С.Н., Петрову В.Н., Петрову Ю.Н. о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <***> <***>
Исковое заявление мотивировано тем, что с дд.мм.гггг Петрова О.В. состояла в браке с П.Н.И.. дд.мм.гггг П.Н.И. умер. В период брака они купили квартиру, расположенную по адресу: <***> Согласно договору купли-продажи от дд.мм.гггг г., заключенного между <***> и П.Н.И., покупатель П.Н.И. купил <***> долю жилого дома приусадебного типа, находящегося в дер. <***>. В момент совершения сделки другого адреса у объекта не было.
На основании постановления главы МО «<***>» от дд.мм.гггг №*** «О ревизии адресного хозяйства» указанному объекту присвоен адрес: <***>.
После смерти мужа Петрова О.В. обратилась к нотариусу <***> Х.О.В. с заявлением о принятии наследства. Нотариус выдал свидетельство на право собственности на земельный участок по адресу: д. <***>. Однако, в связи с имеющимися противоречиями в договоре, отсутствии адреса, нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве собственности на квартиру.
<***> доля в праве собственности на квартиру принадлежит Петровой О.В., поскольку квартира является общей совместной собственностью супругов, и была приобретена в период брака. После смерти П.Н.И. дети от наследства отказались, поэтому другая <***> доля должна перейти к Петровой О.В. в порядке наследования.
В судебном заседании истец Петрова О.В. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что дд.мм.гггг у неё умер муж П.Н.И.. После его смерти наследниками являются: Петрова О.В. и дети Петров С.Н., Петров В.Н., Петров Ю.Н.. Дети от наследства отказались. При оформлении наследства выяснилось, что в договоре купли-продажи квартира указана как <***> часть жилого дома в дер. <***>, без адреса. Фактически квартира находится по адресу: <***>. В данной квартире Петровы проживают с дд.мм.гггг года.
Представитель истца Галеев Н.Т. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики Петров С.Н., Петров В.Н., Петров Ю.Н. с исковыми требованиями согласились, подтвердили пояснения истца и пояснили, что в дд.мм.гггг году родители купили квартиру по адресу: <***> При оформлении наследства нотариус выдал свидетельство о праве на наследство на земельный участок по данному адресу, однако на квартиру права не оформлены, т.к. в договоре купли-продажи не указан адрес жилого помещения.
Третье лицо Смирнова А.И. не возражала против иска, суду пояснила, что дом по адресу: <***>, является двухквартирным. Раньше, во всех документах, квартиры №*** и №*** указывали как <***> часть жилого дома. В настоящее время по документам в доме имеются две квартиры под №*** и под №***. Она проживает в квартире №***
Третье лицо Смирнов А.А. не возражал против иска, дал пояснения согласно показаниям Смирновой А.И.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг между П.Н.И. и Ильиной Ольгой Владимировной заключен брак. Ильиной О.В. присвоена фамилия Петрова.
В период брака, дд.мм.гггг по договору купли-продажи П.Н.И. приобрел <***> долю жилого дома приусадебного типа в дер. <***>. Данный договор купли-продажи зарегистрирован в <***> сельском совете в соответствии с требованиями ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР.
дд.мм.гггг П.Н.И. умер.
После его смерти наследниками по закону первой очереди являются: супруга Петрова О.В., дети Петрову С.Н., Петров Ю.Н., Петров В.Н..В установленный законом срок, дд.мм.гггг Петрова О.В. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Петров С.Н., Петров Ю.Н., Петров В.Н. отказались от наследства в пользу Петровой О.В.
дд.мм.гггг нотариус <***> отказал Петровой О.В. в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру, находящуюся по адресу: <***>, т.к. на кадастровый учет объект поставлен как квартира, а в договоре объект указан как <***> доля жилого дома.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Справкой от дд.мм.гггг г., выданной главой муниципального образования «<***>», подтверждается, что на основании постановления главы МО «<***>» от дд.мм.гггг №*** «О ревизии адресного хозяйства» <***> доле жилого дома приусадебного типа, принадлежащей П.Н.И., присвоен адрес: <***>.
В государственном кадастре недвижимости объект недвижимого имущества поставлен на учет за №***, как квартира по адресу: <***>, общей площадью <***> кв.м.
Согласно домовой книге по указанному адресу зарегистрированы истец и ответчики.
дд.мм.гггг Петровой О.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <***>.
Учитывая вышеуказанные доказательства, а также пояснения сторон и третьих лиц, у суда не возникает сомнений в том, что предметом договора купли-продажи являлась квартира, впоследствии поставленная на кадастровый учет за №***
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства.
Поскольку истица в установленный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруга, то за ней следует признать право собственности в порядке наследования на имущество П.Н.И. на <***> долю в праве собственности на спорную квартиру.
В соответствии со ст. ст. 20, 21 КоБС РСФСР (действовавшего до 01.03.1996 г.) имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. В случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 ст. 34, пункте 2 ст. 39 Семейного кодекса РФ.
С учетом названных положений Семейного кодекса РФ, за истицей следует признать право собственности на другую <***> долю в праве собственности на спорную квартиру.
Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Петровой О.В. о признании права собственности на квартиру по адресу: <***>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Петровой О.В. к Петрову С.Н., Петрову В.Н., Петрову Ю.Н. о признании права собственности на квартиру – удовлетворить.
Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <***>, общей площадью <***> кв.м., кадастровый номер №***, за Петровой О.В., дд.мм.гггг года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья- Ю.А. Кожевникова