Дело № 2а-3338/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2016 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Шуваевой Н.А.
при секретаре Суховерской В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К. Е. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Костромской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 08.05.2015 года по исполнительному производству №-ИП.
Требования мотивированы тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. от dd/mm/yy возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании Администрации Костромской области предоставить Лапшину В.С. специализированное жилое помещение на территории г. Нерехты и Нерехтского района Костромской области. В постановлении Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановление поступило в Администрацию 23.04.2015 г. Администрацией судебному приставу-исполнителю направлено уведомление о невозможности исполнения в 5-дневный срок требования, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которое 29.04.2015 г приставом получено. 08.052015 г. судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Данный сбор Администрацией уплачен 21.01.2016 года. Администрацией были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решений суда, а также его фактическое исполнение, Администрация в порядке ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить от уплаты наложенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора.
Представитель административного истца Администрации Костромской области Сельнихин А.Ю. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Коннова К.Е. в судебное заседание не явилась, в представленном ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Матрос И.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что заявленные требования считает обоснованными.
Представители заинтересованных лиц Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, дело рассмотрено без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение.
Как следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19.05.2014 г. на Администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Лапшину В.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории города Нерезты и Нерехтского муниципального района Костромской области.
16.04.2015 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. в отношении Администрации Костромской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Данное постановление получено Администрацией Костромской области 23.04.2015 года.
24.04.2015 года правовым управлением Администрации Костромской области в адрес руководителя Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области направлено письмо о необходимости проведения действий по приобретению жилого помещения для Лапшина В.С.
Администрация Костромской области направила в адрес судебного пристава-исполнителя уведомление о невозможности исполнить требования исполнительного документа и предоставить благоустроенное жилое помещение в пятидневный срок.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 15.04.2016 года в рамках исполнительного производства утверждено мировое соглашение между Администрацией Костромской области и Лапшиным В.С., по условиям которого взыскатель отказался от требований к должнику о предоставлении жилого специализированного помещения на территории г. Нерехты и Нерехткого района Костромской области, в свою очередь должник обязался предоставить взыскателю по договору найма специализированное жилое помещение на территории города Кострома Костромской области в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.
На основании государственного контракта № от dd/mm/yy, заключенного ОГКУ «Облстройзаказчик», действовавшего от имени Костромской области, по результатам аукциона в электронной форме была приобретена квартира по адресу: ..., право собственности Костромской области на квартиру зарегистрировано dd/mm/yy.
dd/mm/yy Лапшин В.С. дал согласие на заключение договора специализированного найма жилого помещения на указанную выше квартиру.
На основании распоряжения Администрации Костромской области № от dd/mm/yy в специализированный жилой фонд Костромской области включено 8 квартир, постановлено квартиру по адресу: ... предоставить Лапшину В.С.
dd/mm/yy Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области с Лапшиным В.С. заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от dd/mm/yy с Администрации Костромской области взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от dd/mm/yy № утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок взаимодействия).
В соответствии с п. 1 Порядка взаимодействия настоящий порядок регулирует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 Порядка взаимодействия на департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области возложены функции по приобретению жилых помещений или участию в долевом строительстве многоквартирных домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов, осуществлению совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области регистрации права собственности Костромской области на приобретенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения.
Согласно п. 3 Порядка взаимодействия Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области:
в течение трех рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), вносит соответствующие сведения в Реестр государственного имущества Костромской области;
в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в реестр государственного имущества Костромской области направляет информацию о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Функции по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по осмотру жилых помещений, получению согласия на предоставление им конкретного жилого помещения осуществляет департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (пункт 4 Порядка взаимодействия)
После получения письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения администрации Костромской области о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд ... и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения (далее - распоряжение о предоставлении жилого помещения), обеспечивает его согласование в соответствии с Регламентом администрации Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2012 г. №277 «О Регламенте администрации Костромской области».
В соответствии с п. 5 Порядка взаимодействия департамент имущественных и земельных отношений Костромской области на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения в срок, установленный в распоряжении о предоставлении жилого помещения.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, а также вышеприведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрацией Костромской области были предприняты в пределах полномочий все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства. Реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения взыскателю без согласия последнего и соблюдения необходимых процедур, обусловленных спецификой возникшего обязательства и законодательства, принимаются судом в качестве исключающих ответственность должника обстоятельств.
На основании изложенного, суд считает необходимым освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08.05.2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2016 ░.