именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Приволжский районный суд <адрес>
В составе:
Судья Калякина Е.В.
с участием прокурора <адрес> ФИО8,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес>, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проверено соблюдение законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жильем не обеспечена.
Родители ФИО4: мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец – ФИО6 решением Приволжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
В соответствии с постановлением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.9 «О принятии на учёт граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО1 принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
До настоящего времени администрацией муниципального района Приволжский жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в установленном законом порядке ФИО1 не предоставлено, чем нарушено её право на получение жилья, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
В судебном заседании истец прокурор поддержал заявленные требования по вышеуказанным основаниям. Просит суд обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Приволжский. Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> – ФИО7, действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что для получения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996г. № 159-ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» необходимы два условия, это достижение 18-ти летнего возраста и окончания обучения. Бюджетный кодекс РФ (ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных полномочий, по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Из бюджета <адрес> муниципальному району Приволжский не предоставлялись субвенции на обеспечение жильём ФИО1 Таким образом, предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, не представляется возможным, в виду отсутствия финансирования.
На основании изложенного, считает, что требование прокурора не подлежит удовлетворению, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается: свидетельством о смерти матери ФИО5 (л.д.17), Решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19) о лишении родительских прав отца ФИО6
Постановлением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.9 (л.д.15) ФИО1 принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договору социального найма.
ФИО1 окончила <данные изъяты> школа <адрес> и получила среднее (полное) общее образование, о чём получен аттестат от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), в настоящее время обучается, в <данные изъяты> академии, жилого помещения не имеет, в связи с чем у неё возникло право на предоставление вне очереди, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения.
Каждый гражданин РФ имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пунктаи достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области», по заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением
этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
ФИО1 достигла 18-ти летнего возраста после дня рождения, а именно ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у неё, возникло после окончания в 2011 г. <данные изъяты> школа <адрес>.
При таких обстоятельствах ФИО1, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени ФИО1 не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 указанной статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
В силу ст. 3 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частями 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района <адрес>, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной жилищным законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца.
Судья: /подпись/ Е.В. Калякина
Копия верна: Е.В. Калякина
Справка:
Решение вступило в законную
силу ДД.ММ.ГГГГ: Е.В. Калякина