Дело № 2-а-494/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«02» августа 2019 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кирюхиной Е.В.,
при секретаре Савченко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации Пролетарского городского поселения к Пролетарскому отделу УФССП России по Ростовской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю Пролетарского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Потанина Я.Н. об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
администрация Пролетарского городского поселения обратилась в Пролетарский районный суд с административным исковым заявлением к Пролетарскому отделу УФССП России по Ростовской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю Пролетарского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Потанина Я.Н. об уменьшении размера исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца администрации Пролетарского городского поселения по доверенности Миллер О.В. явился, настаивал на удовлетворении требований по мотивам и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Пролетарского отдела УФССП России по Ростовской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области по доверенности Негоденко Н.Н., в судебное заседание явился, возражений против заявленных требований не заявил, просил вынести решение на усмотрение суда.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Пролетарского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области Потанина Я.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, о причинах неявки не сообщила, возражений суду не представила.
Выслушав, участников судебного заседания, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства сторонами, суд приходит к следующему.
Согласно с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 112 указанного выше Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. судебного пристава-исполнителя Потанина Я.Н. ФИО7 Н., службы судебных приставов Пролетарского районного отдела судебных приставов РОСП УФССП России по Ростовской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Пролетарским районным судом на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу по иску №2а-230/2017 по административному исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к административному ответчику администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, которым исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к административному ответчику администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по охране особо охраняемой природной территории местного значения, выразившееся в не направлении в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения - «Культурно - бытового назначения», площадью 2,15 га, расположенной на территории Пролетарского городского поселения.
На администрацию Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области возложена обязанность направить в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемой природной территории местного значения - «Культурно - бытового назначения», площадью 2,15 га, расположенной на территории Пролетарского городского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Потанина Я.Н. службы судебных приставов Пролетарского районного отдела судебных приставов РОСП УФССП России по Ростовской области было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 руб.
В ходе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, возникли обстоятельства, не зависящие от администрации Пролетарского городского поселения, приведшей к невозможности добровольного исполнения исполнительного документа в установленный срок.
В целях исполнения решения суда между Администрацией Пролетарского городского поселения и ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ», заключен муниципальный контракт № на выполнение картоплана на природную территорию местного значения категории охраняемые объекты « Культурно-бытового назначения».
Администрацией Пролетарского городского поселения в адрес филиала ФГБУ « ФКР Росрееста» по Ростовской области, направлялись заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ для согласования и принятия в государственный фонд данных карты (плана ) объекта землеустройства.
Филиала ФГБУ « ФКР Росрееста» по Ростовской области поданные Администрацией Пролетарского городского поселения были возвращены на доработку.
ДД.ММ.ГГГГ после проведения работы по устранению недоработок Администрацией Пролетарского городского поселения направлено заявление за № от ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФГБУ « ФКР Росрееста» по Ростовской области.
Определением Пролетарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Пролетарского городского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время решение суда исполнено в полном объеме, согласно кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ № решение суда исполнено в полном объеме.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.
Таким образом, установлено, что Администрация Пролетарского городского поселения, осуществляла все возможные действия для исполнения в установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ срок, однако у Администрации Пролетарского городского поселения объективно отсутствовала возможность своевременного и полного исполнения исполнительного производства.
Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в главе 38 КАС РФ (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Разрешая заявленные требования, районный суд исходил из того, что административным истцом представлены доказательства уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Судом установлено, не оспаривалось сторонами, что решение суда в настоящий момент исполнено в полном объёме.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно разъяснениям, данным в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
С учетом правовой правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, поскольку исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, применяемую к должнику в связи с несоблюдением законных требований государства в ходе исполнительного производства, единственным основанием для освобождения от взыскания которой с должника является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
В п. 75 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Принимая во внимание имущественное положение должника, причины и степень его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом того, что административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств уклонения администрации Пролетарского городского поселения от исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, а также с учетом мнения административного ответчика не возражавшего против удовлетворения требования административного истца, суд пришел к выводу об уменьшении размера взыскиваемого исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Требования Администрации Пролетарского городского поселения, удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Администрации Пролетарского городского поселения на основании постановления судебного пристава-исполнителя Пролетарского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ до 37500 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 7 августа 2019 года.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Пролетарского районного суда
<адрес> Кирюхина Е.В.