РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 года город Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Сизовой С.К.
при секретаре Красногорской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-593/23 по иску Москаевой А.О. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании многоквартирного дома отдельно стоящим домом, аннулировании записи регистрации, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец первоначально обратилась в суд с исковыми требованиями Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Управлению Росреестра по Самарской области о признании многоквартирного дома отдельно стоящим домом, аннулировании записи регистрации, признании права собственности, мотивируя свои требования тем, что истцу, на основании договора купли-квартиры от 02.10.2015 г., принадлежит объект недвижимого имущества, квартира, назначение: жилое помещение, площадью 57 кв.м., этаж 1, КН №, расположенная по адресу: <адрес>Б, <адрес>. Согласно материалов открытого пользования из состава землеустроительного дела по инвентаризации земель Кировского района г.о.Самара, земельный участок, площадью 0,0636 га на 2009 год имел 1ение: для индивидуального строительства. Согласно данным технического паспорта помещения (квартиры) по состоянию на 14.03.2001 года (техническое описание помещения): назначение: жилое, номер помещения: 1, литера: А, А1, АЗ, этажность: 1, площадь: 57,0 кв.м., жилая — 44,80 кв.м.. В соответствии со схематическим планом участка под № по <адрес> (квартал № в поселке Центральный) на 1956 года, на указанном участке расположен жилой дом с двумя входами, также имеются подсобные строения. Отличие квартиры в многоквартирном доме и части жилого дома заключается, по нормам жилищного законодательства, именно в возможности прямого доступа из квартиры к помещениям общего пользования (например, к лестничной площадке, тамбуру, коридор подъезду, холлу, мансарде, подвалу и т.д.), расположенным в многоквартирном доме. Истец считает, что по смыслу ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК помещение, относящееся к общей долевой собственности, должно обладать двумя обязательными признаками - наличием инженерных коммуникаций, а также специального оборудования, обслуживающего более одного помещения в доме, а помещений, относящихся к общей долевой собственности, в спорном жилом доме, не имеется. Таким образом, истец считает, что фактически является собственником не квартиры в многоквартирном жилом доме, а собственниками именно жилого дома, поскольку дом имеет вход с улицы, других квартир в доме нет, мест общего пользования в доме или какого-либо общего имущества в доме. Неправильный статус жилого помещения препятствует истцу производить юридические действия по распоряжению указанным объектом недвижимости в Управлении Росреестра по Самарской области, что является нарушением их прав, свобод и законных интересов. Просит признать квартиру, назначение: жилое помещение, этаж 1, №, расположенную по адресу: <адрес>, Косовский <адрес>Б, <адрес> - отдельно стоящим жилым домом, площадью 57 кв.м.; аннулировать запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном Реестре Недвижимости о праве собственности Москаевой А.О. на квартиру, назначение: жилое помещение, площадью 57 кв.м., этаж 1, КН №, расположенную по адресу: <адрес>Б, <адрес>.
В ходе судебного разбирательства Управление Росреестра по Самарской области было исключено из числа ответчиков, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.о.Самара, уточнены исковые требования, согласно которым истец просит признать квартиру, назначение: жилое помещение, этаж 1, КН №, расположенную по адресу: <адрес>Б, <адрес> – отдельно стоящим жилым домом, площадью 57 кв.м.; аннулировать запись регистрации № от 18.10.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, о праве собственности Москаевой А.О. на квартиру, назначение: жилое помещение, 57 кв.м., этаж 1, КН №, расположенную по адресу: <адрес>Б, <адрес>; признать право собственности на жилой блок, дома блокированной застройки, площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес> за Москаевой А.О..
Представитель истца по доверенности в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, уточнив формулировку, просила признать многоквартирный жилой дом, КН №, общей площадью 108,4 кв.м., год постройки 1950 по адресу: <адрес>Б– отдельно стоящим жилым домом; аннулировать запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, о праве собственности Москаевой А.О. на квартиру, назначение: жилое помещение, 57 кв.м., этаж 1, КН №, расположенную по адресу: <адрес>Б, <адрес>; признать право собственности на жилой блок, дома блокированной застройки, площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес> за Москаевой А.О..
Представитель ответчика ДУИ г.о.Самара по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении уточненных исковых требований отказать, поддержал представленный письменный отзыв.
Администрация г.о.Самара, Управление Росреестра по Самарской области своих представителей в суд не направили. О дате и времени судебного заседания извещены правильно и своевременно, причина неявки суду не известна.
Представитель Изюмского Е.В. по доверенности в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Дейнеко В.Ф. В судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен правильно и своевременно. Причины неявки суду неизвестны.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика ДУИ г.о.Самара, представителя 3 лица Изюмского Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Жилищный кодекс не раскрывает понятия многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Кроме того, в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие жилого дома блокированной застройки, согласно которому под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.
Решение о виде объекта недвижимости, подлежащего учету в связи с его образованием из существующего объекта, состоящего на кадастровом учете, принимается собственником такого объекта самостоятельно, но оно не может быть произвольным и должно согласовываться с назначением здания, с видом разрешенного использования земельного участка, с требованиями градостроительных регламентов и требованиям к предельным размерам земельных участков.
Такая обязанность следует из содержания статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющей собственнику право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не должны противоречить закону и иным правовым актам и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. При этом, части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>Б, состоит из трех жилых помещений, определенных как квартиры.
Собственником <адрес> является истец Москаева А.О., право собственности на <адрес> не зарегистрировано, сведения учтены в реестре под номером 000233, зарегистрирован Изюмский Е.В., собственником <адрес> является Дейнеко В.Ф..
Доказательств того, что каждая квартира дома имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям; не имеет общих с соседними (имеющими с ним общую стену (стены)) жилыми домами чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми домами; имеет отдельный выход на земельный участок, суду стороной истца в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Из материалов реестрового дела следует, что дом по указанному выше адресу содержит в себе элементы общего имущества: фундамент, несущие конструкции, чердак.
Поскольку спорный жилой дом является многоквартирным жилым домом и вопрос об изменении вида одного жилого помещения в данном доме не может быть решен без изменения вида всех жилых помещений одновременно, в доме по одному адресу на кадастровом учете не могут стоять как <адрес> 3, так и измененная часть жилого дома - квартира истца, что недопустимо в силу закона, кроме того, суд не является органом технического учета и не вправе решать вопрос об отнесении жилой недвижимости к тому или иному виду, подменяя собой уполномоченные на это органы, действия которых истцом не оспорены. Исковое заявление фактически направлено на изменение статуса недвижимости, в то время как изменение любых характеристик объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости происходит на основании измененных сведений государственного кадастра недвижимости. При этом, доказательств того, что истец предпринимал меры, предусмотренные законом, для достижения желаемой цели, не представлены.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
Вместе с тем истцом Москаевой А.О. в рамках избранного способы защиты не указано, какие ее права и законные интересы нарушены.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании многоквартирного жилого дома, КН №, общей площадью 108,4 кв.м., год постройки 1950 по адресу: <адрес>Б– отдельно стоящим жилым домом; признании права собственности на жилой блок, дома блокированной застройки, площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес> за Москаевой А.О. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Требования аннулировать запись регистрации № от 18.10.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, о праве собственности Москаевой А.О. на квартиру, назначение: жилое помещение, 57 кв.м., этаж 1, КН №, расположенную по адресу: <адрес>Б, <адрес>, являющиеся производными от первоначальных требований, в удовлетворении которых судом отказано, также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.04.2023 ░░░░