Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2605/2020 от 16.10.2020

Судья Шемахова Н.С. Дело № 33а-2605/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Циркуновой О.М., Сафроновой Л.И.

при секретаре Гороховой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Н.Н.В. к призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы, Военному комиссариату Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области, Военному комиссариату Орловской области, Военному комиссариату г. Москвы об оспаривании решения призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09.06.2017 о признании не прошедшим военную службу по призыву, без законных оснований,

по апелляционным жалобам Военного комиссариата Орловской области, призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы на решение Урицкого районного суда Орловской области от 17 августа 2020 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Н.Н.В. к призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г.Москвы, Военному комиссариату Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области, Военному комиссариату Орловской области, Военному комиссариату г.Москвы о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, удовлетворить.

Решение призывной комиссии призывной комиссии района Раменского района Западного Административного округа г.Москвы от 09.06.2017 о признании Н.Н.В., <дата> года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований признать незаконным и отменить.

Обязать Военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов выдать Н.Н.В., <дата> года рождения, военный билет».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Административный истец – Н.Н.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы, Военному комиссариату Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву, без законных оснований.

В обоснование заявленных требований указывал, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате Урицкого района Орловской области.

В период с сентября 2007 года по 01.10.2015 он обучался в <адрес>, в связи с чем, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27 – летнего возраста, повесток о необходимости явится в военный комиссариат он не получал.

24 марта 2020 года административный истец обратился в военный комиссариат Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области с заявлением о выдаче военного билета, на которое 24.04.2020 получил ответ о том, что взамен военного билета ему положена справка.

В последующем, ему стало известно, что 09.06.2017 заключением призывной комиссией района Раменки Западного Административного округа г.Москвы он зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Считая данное решение незаконным, нарушающим его право на получение военного билета, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09.06.2017 о признании Н.Н.В., <дата> года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Н.Н.В. в запас Вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; обязать Военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов Орловской области выдать Н.Н.В. военный билет.

Определением суда от 3 августа 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат Орловской области и Военный комиссариат г. Москвы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Орловской области ФИО9 просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Приводит довод о том, что для призывной комиссии не имеет правового значения факт неполучения Н.Н.В. повесток военкомата, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона №53-ФЗ не требуется установления данного факта, а необходимо установить основания для не прохождения военной службы по призыву, предусмотренные статьями 23, 24 Федерального закона №53-ФЗ.

В свою очередь, на административном истце лежит обязанность доказать, что в спорный период времени у него были законные основания, освобождающие его от военной службы.

В апелляционной жалобе призывная комиссия Раменского района Западного Административного округа г. Москвы просит отменить решение районного суда, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Приводит доводы о том, что Н.Н.В., подлежащий призыву на военную службу в октябре-декабре 2015 года, в нарушение положений Федерального закона от 28.03.1998 № ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», после окончания срока предоставленной отсрочки от призыва на военную службу, то есть с 01.10.2015 не встал на воинский учет по месту жительства или пребывания, не являлся в Военный комиссариат Раменского района Западного Административного округа и не сообщал сведений о переезде на новое место жительства либо месте пребывания.

Административный истец - Н.Н.В., административные ответчики- призывная комиссия Раменского района Западного Административного округа г. Москвы, Военный комиссариат Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области, Военный комиссариат Орловской области, Военный комиссариат г. Москвы. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

На основании пункта 1 названной статьи, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке.

Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Н.Н.В., <дата> года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> с 21.05.1997 по настоящее время (л.д. 13-14).

В период с сентября 2007 года по 01.10.2015 административный истец обучался в <адрес> (л.д. 15-34).

16.01.2007 Н.Н.В. был поставлен на воинский учет.

11.12.2007 его личное дело за исх. направлено в Объединенный военный комиссариат Раменского района г.Москвы.

21.11.2007 административный истец поставлен на воинский учет в военном комиссариате Раменского района Западного Административного округа города Москвы с предоставлением отсрочки до 2015 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются учетно-алфавитной книгой призывников 1990 года рождения, проживающих на территории Урицкого района Орловской области, учетно-алфавитной книгой призывников 1990 года рождения, состоящих на воинском учете в военном комиссариате Раменского района Западного административного округа города Москвы, ответом военного комиссара Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 26.06.2020 (л.д. 45-46, 48-50, 57-59).

При этом личное дело призывника Н.Н.В. уничтожено военным комиссариатом Раменского района Западного Административного округа в установленном порядке.

Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что у призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы имелись сведения о месте постоянной регистрации Н.Н.В.

Вместе с тем, решением призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09 июня 2017 г. №4 на основании п.1.1 статьи 28 Федерального закона от 29.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Н.Н.В. зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению 27 лет (л.д.47).

02.09.2019 Н.Н.В. обратился в Военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов Орловской области с заявлением о выдаче военного билета (л.д.70).

19.10.2019 военным комиссариатом Раменского района Западного Административного округа г. Москвы в военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинско районов Орловской области были предоставлены документы, а именно: копия выписки из книги протоколов призывной комиссии от 09.06.2017, в которой указано о выдаче справки взамен военного билета; копия учетной карты призывника Н.Н.В.; выписка из приказа военного комиссара военного комиссариата Объединенного Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 14.06.2017 №45.

13.02.2020 Н.Н.В. повторно обратился в военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов Орловской области с заявлением о выдаче военного билета.

24.04.2020 административному истцу военным комиссаром было разъяснено, что взамен военного билета ему положена справка (л.д.94).

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Н.Н.В. за судебной защитой.

Как было указано выше, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней, время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Между тем, административными ответчиками не было представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что ими были предприняты исчерпывающие меры для вручения Н.Н.В. повестки военного комиссариата по имеющемуся в личном деле адресу постоянной регистрации.

Установив изложенные выше обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца о признании решения призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09.06.2017 г. №4 незаконным, поскольку судом установлено, что после прекращения действия предоставленной Н.Н.В. отсрочки от призыва на военную службу до сентября 2015 г., а также в период времени с октября 2015 г. по март 2017 г., т.е. до достижения последним возраста 27 лет, мероприятия, связанные с призывом Н.Н.В. на военную службу, военным комиссариатом не проводились.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном, субъективном толковании норм действующего законодательства, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, в связи с чем, судебной коллегией во внимание не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Военного комиссариата Орловской области, призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Шемахова Н.С. Дело № 33а-2605/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2020 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Циркуновой О.М., Сафроновой Л.И.

при секретаре Гороховой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Н.Н.В. к призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы, Военному комиссариату Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области, Военному комиссариату Орловской области, Военному комиссариату г. Москвы об оспаривании решения призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09.06.2017 о признании не прошедшим военную службу по призыву, без законных оснований,

по апелляционным жалобам Военного комиссариата Орловской области, призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы на решение Урицкого районного суда Орловской области от 17 августа 2020 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Н.Н.В. к призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г.Москвы, Военному комиссариату Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области, Военному комиссариату Орловской области, Военному комиссариату г.Москвы о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, удовлетворить.

Решение призывной комиссии призывной комиссии района Раменского района Западного Административного округа г.Москвы от 09.06.2017 о признании Н.Н.В., <дата> года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований признать незаконным и отменить.

Обязать Военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов выдать Н.Н.В., <дата> года рождения, военный билет».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Административный истец – Н.Н.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы, Военному комиссариату Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву, без законных оснований.

В обоснование заявленных требований указывал, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате Урицкого района Орловской области.

В период с сентября 2007 года по 01.10.2015 он обучался в <адрес>, в связи с чем, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27 – летнего возраста, повесток о необходимости явится в военный комиссариат он не получал.

24 марта 2020 года административный истец обратился в военный комиссариат Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области с заявлением о выдаче военного билета, на которое 24.04.2020 получил ответ о том, что взамен военного билета ему положена справка.

В последующем, ему стало известно, что 09.06.2017 заключением призывной комиссией района Раменки Западного Административного округа г.Москвы он зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Считая данное решение незаконным, нарушающим его право на получение военного билета, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09.06.2017 о признании Н.Н.В., <дата> года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Н.Н.В. в запас Вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; обязать Военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов Орловской области выдать Н.Н.В. военный билет.

Определением суда от 3 августа 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат Орловской области и Военный комиссариат г. Москвы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Орловской области ФИО9 просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Приводит довод о том, что для призывной комиссии не имеет правового значения факт неполучения Н.Н.В. повесток военкомата, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона №53-ФЗ не требуется установления данного факта, а необходимо установить основания для не прохождения военной службы по призыву, предусмотренные статьями 23, 24 Федерального закона №53-ФЗ.

В свою очередь, на административном истце лежит обязанность доказать, что в спорный период времени у него были законные основания, освобождающие его от военной службы.

В апелляционной жалобе призывная комиссия Раменского района Западного Административного округа г. Москвы просит отменить решение районного суда, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Приводит доводы о том, что Н.Н.В., подлежащий призыву на военную службу в октябре-декабре 2015 года, в нарушение положений Федерального закона от 28.03.1998 № ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», после окончания срока предоставленной отсрочки от призыва на военную службу, то есть с 01.10.2015 не встал на воинский учет по месту жительства или пребывания, не являлся в Военный комиссариат Раменского района Западного Административного округа и не сообщал сведений о переезде на новое место жительства либо месте пребывания.

Административный истец - Н.Н.В., административные ответчики- призывная комиссия Раменского района Западного Административного округа г. Москвы, Военный комиссариат Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области, Военный комиссариат Орловской области, Военный комиссариат г. Москвы. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

На основании пункта 1 названной статьи, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке.

Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Н.Н.В., <дата> года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> с 21.05.1997 по настоящее время (л.д. 13-14).

В период с сентября 2007 года по 01.10.2015 административный истец обучался в <адрес> (л.д. 15-34).

16.01.2007 Н.Н.В. был поставлен на воинский учет.

11.12.2007 его личное дело за исх. направлено в Объединенный военный комиссариат Раменского района г.Москвы.

21.11.2007 административный истец поставлен на воинский учет в военном комиссариате Раменского района Западного Административного округа города Москвы с предоставлением отсрочки до 2015 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются учетно-алфавитной книгой призывников 1990 года рождения, проживающих на территории Урицкого района Орловской области, учетно-алфавитной книгой призывников 1990 года рождения, состоящих на воинском учете в военном комиссариате Раменского района Западного административного округа города Москвы, ответом военного комиссара Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 26.06.2020 (л.д. 45-46, 48-50, 57-59).

При этом личное дело призывника Н.Н.В. уничтожено военным комиссариатом Раменского района Западного Административного округа в установленном порядке.

Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что у призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы имелись сведения о месте постоянной регистрации Н.Н.В.

Вместе с тем, решением призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09 июня 2017 г. №4 на основании п.1.1 статьи 28 Федерального закона от 29.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Н.Н.В. зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижению 27 лет (л.д.47).

02.09.2019 Н.Н.В. обратился в Военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов Орловской области с заявлением о выдаче военного билета (л.д.70).

19.10.2019 военным комиссариатом Раменского района Западного Административного округа г. Москвы в военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинско районов Орловской области были предоставлены документы, а именно: копия выписки из книги протоколов призывной комиссии от 09.06.2017, в которой указано о выдаче справки взамен военного билета; копия учетной карты призывника Н.Н.В.; выписка из приказа военного комиссара военного комиссариата Объединенного Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 14.06.2017 №45.

13.02.2020 Н.Н.В. повторно обратился в военный комиссариат Урицкого, Сосковского, Шаблыкинского районов Орловской области с заявлением о выдаче военного билета.

24.04.2020 административному истцу военным комиссаром было разъяснено, что взамен военного билета ему положена справка (л.д.94).

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Н.Н.В. за судебной защитой.

Как было указано выше, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней, время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Между тем, административными ответчиками не было представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что ими были предприняты исчерпывающие меры для вручения Н.Н.В. повестки военного комиссариата по имеющемуся в личном деле адресу постоянной регистрации.

Установив изложенные выше обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца о признании решения призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы от 09.06.2017 г. №4 незаконным, поскольку судом установлено, что после прекращения действия предоставленной Н.Н.В. отсрочки от призыва на военную службу до сентября 2015 г., а также в период времени с октября 2015 г. по март 2017 г., т.е. до достижения последним возраста 27 лет, мероприятия, связанные с призывом Н.Н.В. на военную службу, военным комиссариатом не проводились.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном, субъективном толковании норм действующего законодательства, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, в связи с чем, судебной коллегией во внимание не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Военного комиссариата Орловской области, призывной комиссии Раменского района Западного Административного округа г. Москвы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2605/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Николаев Максим Владимирович
Ответчики
Военный комиссариат Орловской области
Военный комиссариат Орловской области Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов
Военный комиссариат г. Москвы
Призывная комиссия Раменского района Западного Административного округа г.Москвы
Другие
Новиков В.В.
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сабаева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
19.10.2020Передача дела судье
12.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее