№2-9861/17-2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>, территория общего пользования, <адрес> (парковая зона), мотивируя требование тем, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на указанной выше территории обнаружена несанкционированная свалка. Прокурор указывает, что нахождение несанкционированной свалки на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание отсутствие ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора, расположенная на территории общего пользования Петрозаводского городского округа по адресу: <адрес> (парковая зона), о чем составлен рапорт от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно составленному с участием представителей ответчика акту обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории общего пользования в районе <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Свалка расположена на озелененной территории на пересечении улиц Репникова и Ключевая.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предмет ведения органов местного самоуправления городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Суд считает, что нахождение свалки на указанной территории осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на территории общего пользования Петрозаводского городского округа по адресу: <адрес> (парковая зона), следует возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа.
Суд не считает необходимым устанавливать конкретный срок для ликвидации ответчиком несанкционированной свалки, имея в виду, что в случае неисполнения решения суда после вступления в законную силу, судебное решение подлежит принудительному исполнению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа по адресу: <адрес> (парковая зона).
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд РК заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда.
Судья В.В. Коваленко