Дело № 2-1630/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Султановой А. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанчук Татьяны Дмитриевны к Администрации Горностаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, третье лицо Степанчук Игорь Степанович, о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Степанчук Т. Д. в лице представителя по доверенности Терентьевой Н. П. обратилась в суд с иском Администрации Горностаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании за истцом права собственности на квартиру и земельный участок сельскохозяйственного назначения в порядке наследования по закону после смерти супруга ФИО1, умершего 28.01.2008 г., и на 1/2 долю в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО2, умершего 20.01.2019 г., который принял наследство после смерти отца ФИО1, но не оформил наследственных прав. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры, удостоверенного 03.09.1992 г. в порядке, приравненном к нотариальному, купил квартиру общей площадью 50,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Однако, данный договор не был зарегистрирован в БТИ, вследствие чего свидетельство о праве собственности на жилье отсутствует. Кроме того, согласно Государственному акту на право частной собственности на землю серии №, выданному наследодателю 03.04.2002 г. на основании решения 21 сессии 23 созыва Горностаевского сельского совета от 19.12.2001 г., ФИО1 принадлежал земельный участок площадью 4,05 га, расположенный на территории <адрес> № для сельскохозяйственного производства. После смерти ФИО1 наследство приняли его супруга Степанчук Т. Д. и сын ФИО2, проживая совместно с наследодателем, однако истец обратилась к нотариусу только в июле 2019 года, а сын ФИО2 к нотариусу не обращался, было открыто наследственное дело, однако свидетельство о праве на долю в общем совместном имущества, а также свидетельство о праве на наследство по закону не выдавалось, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов. После смерти ФИО2 наследство приняла его мать Степанчук Т. Д., обратилась к нотариусу, было открыто наследственное дело, однако наследственные права не оформлены ввиду отсутствия правоустанавливающих документов. В связи с тем, что у истца нет иной возможности реализовать свое право на наследство во внесудебном порядке, она вынуждена обратиться в суд.
В судебное заседание истец не явилась, представитель истца по доверенности Терентьева Н. П. подала в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя, на удовлетворении исковых требований настаивала (л.д.90).
Ответчик Администрация Горностаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений против иска не представил (л.д.58).
Третье лицо Степанчук И. С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против иска не представил (л.д.66).
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 1 ст. 1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2017 года N 201-ФЗ) положения раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18 марта 2014 года и позднее. В случае открытия наследства до 18 марта 2014 года к указанным отношениям применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Таким образом, при разрешении спора следует учитывать нормы законодательства УССР и Украины, поскольку правоотношения возникли в период, когда в Республике Крым действовало законодательство УССР и Украины.
Как усматривается из материалов гражданского дела, истец Степанчук Татьяна Дмитриевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты> является пережившей супругой ФИО1, умершего 28.01.2008 г., проживала и была зарегистрирована с наследодателем на момент его смерти по адресу: <адрес>, а третье лицо Степанчук Игорь Степанович и ФИО2, умерший 20.01.2019 г., который с 1992 года до момента смерти также был зарегистрирован и проживал по указанному адресу, являются их детьми (л.д.4-9).
ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры, удостоверенного 03.09.1992 г. секретарем исполнительного комитета Горностаевского сельского совета за реестр. № 301, то есть в порядке, приравненном к нотариальному, купил у совхоза «Керченский» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в исполкоме Горностаевского сельского совета, что следует из записи на самом договоре и из записей похозяйственных книг, однако данный договор не был зарегистрирован в БТИ, вследствие чего свидетельство о праве собственности на жилье отсутствует (л.д.10-11,14,84-89).
Материалы инвентарного дела на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, истребованного судом, также не содержат ни договора, ни свидетельства на указанную квартиру (л.д.36).
В соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса Украинской ССР, действовавшего с 1 января 1964 года, договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально засвидетельствован, если хотя бы одной из сторон есть гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора (статья 47 этого Кодекса). Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного совета народных депутатов.
Суд отмечает, что порядок ведения похозяйственного учета в сельских советах определялся Указаниями по ведению книг похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными приказом Центрального статистического управления СССР от 13 апреля 1979 года № 112/5, а впоследствии - аналогичными Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Центральным статистическим управлением СССР 12 мая 1985 года под № 5-24/26, и Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными постановлением Государственного комитета статистики СССР от 25 мая 1990 года № 69.
В соответствии с указанными нормативными актами, данные похозяйственных книг были отчетом о жилищных домах, которые находятся на праве собственности граждан, и являлись подтверждением права собственности на домовладения в сельской местности.
Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент возникновения права собственности на домовладение, право собственности на жилье в сельской местности возникало с момента внесения сведений в похозяйственную книгу.
Из указанного следует, что требования законодательства о нотариальном удостоверении договора и его регистрации были соблюдены.
Статья 128 Гражданского кодекса Украинской ССР предусматривала, что право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные положения содержатся в ст. 223 ГК Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1 в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент совершения договора купли-продажи, приобрел право собственности на указанную квартиру.
На указанную квартиру общей площадью 50,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, составлен технический паспорт, квартира поставлена на кадастровый учет под кадастровым номером 90:07:100101:3045 (л.д.13,17-18).
Суд отмечает также, что согласно ч. 1 ст. 22 Кодекса о браке и семье УССР, действовавшего на момент приобретения права собственности на жилой дом, имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. При этом согласно ч. 2 ст. 22 этого Кодекса супруги пользуются равными правами на имущество.
В соответствии с ч. 1 с. 256 Гражданского кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ, где законным режимом имущества супругов называется режим их совместной собственности. Это означает, что всякое движимое и недвижимое имущество, нажитое супругами в браке, которое в силу ст. 128, 129, п. 1 и 2 ст. 213 ГК может быть объектом права собственности граждан, является общей совместной собственностью супругов (ч. 1 ст. 34 СК).
Таким образом, согласно действовавшему на тот момент законодательству, супруги Степанчук приобрели квартиру в общую совместную собственность супругов в равных долях, по 1/2 доле каждый, поэтому в состав наследства после смерти ФИО1 входит 1/2 доля жилого дома.
Согласно Государственному акту на право частной собственности на землю серии №, выданному наследодателю 03.04.2002 г. на основании решения 21 сессии 23 созыва Горностаевского сельского совета от 19.12.2001 г., ФИО1 принадлежал земельный участок площадью 4,05 га, расположенный на территории <адрес> № для сельскохозяйственного производства (л.д.15,72-83).
Статья 116 Земельного кодекса Украины предусматривала, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно ч. 1 ст. 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом.
В материалах дела имеется копия Государственного акта на право частной собственности на землю серии №, выданного наследодателю 03.04.2002 г. на основании решения 21 сессии 23 созыва Горностаевского сельского совета от 19.12.2001 г., что подтверждает наличие у ФИО1 права на земельный участок как на момент подписания и удостоверения завещания, так и на момент открытия наследства.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.
Таким образом, право наследодателя на указанный земельный участок возникло в соответствии с действовавшим на то время законодательством Украины, подтверждается имеющимися в деле документами, которые признаны Российской Федерацией.
В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, - доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.ст. 1216, 1218, 1268 и 1270 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 № 435-IV (далее - ГКУ), действовавшего в Республике Крым на момент смерти ФИО1, умершего 28.01.2008 г., наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, которое умерло (наследодателя), к другим лицам (наследникам). В состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекращенные вследствие его смерти. Независимо от времени принятия наследства оно принадлежит наследнику со времени открытия наследства.
В соответствии с нормами статьи 1268 ГКУ наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его.
Наследник, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства, считается принявшим наследство, если в течение срока, установленного статьей 1270 Гражданского кодекса Украины, он не заявил об отказе от него.
После смерти ФИО1 наследство приняли его супруга Степанчук Т. Д. и сын ФИО2, проживая совместно с наследодателем, однако истец обратилась к нотариусу только в июле 2019 года, а сын ФИО2 к нотариусу не обращался, было открыто наследственное дело, однако свидетельство о праве на долю в общем совместном имущества, а также свидетельство о праве на наследство по закону не выдавалось, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов (л.д.7,19-20,37-48).
Сын истца ФИО2 умер 20.01.2019 г.
Статьей 1110 ГК РФ определено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ).
В соответствии со статьями 1142, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
После смерти ФИО2 наследство приняла его мать Степанчук Т. Д., проживая совместно с наследодателем, обратилась к нотариусу, было открыто наследственное дело, однако наследственные права не оформлены ввиду отсутствия правоустанавливающих документов (л.д.7,19-20,49-57).
Таким образом, после смерти ФИО1 наследство приняли его супруга Степанчук Т. Д. и сын ФИО2, проживая совместно с наследодателем, однако не оформили наследственных прав, а единственным наследником первой очереди, принявшим наследство после смерти наследодателя ФИО2, является его мать Степанчук Т. Д., в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд, не взыскивается согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Вместе с тем, на основании определения суда от 19.09.2019 г. суд взыскивает недоплаченную при подаче иска государственную пошлину от цены иска, определенной судом, в размере 6035,00 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Степанчук Татьяны Дмитриевны удовлетворить.
Признать за Степанчук Татьяной Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>., право собственности на квартиру общей площадью 50,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, в том числе на 1/2 долю как долю в общем совместном имуществе супругов, а также на 1/4 долю в порядке наследования по закону после смерти супруга ФИО1, умершего 28.01.2008 г., и на 1/4 долю в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО2, умершего 20.01.2019 г., который принял наследство после смерти отца ФИО1, умершего 28.01.2008 г., но не оформил наследственных прав.
Признать за Степанчук Татьяной Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты> право собственности на земельный участок площадью 4,05 га, расположенный по адресу: <адрес> №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, кадастровый номер 90:07:100201:245, в порядке наследования по закону, в том числе, на 1/2 долю после смерти супруга Степанчука Степана Ивановича, умершего 28.01.2008 г., и на 1/2 долю в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО2, умершего 20.01.2019 г., который принял наследство после смерти отца ФИО1, умершего 28.01.2008 г., но не оформил наследственных прав.
Взыскать со Степанчук Татьяны Дмитриевны в доход бюджета Ленинского муниципального района государственную пошлину в размере 6035,00 руб.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 27.11.2019 г.
Судья А. Я. Цветков