дело № 2-769/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года г. Красноярск
Кировский районный суд г.Красноярска в составе
Председательствующего судьи Д.Г.Капошко
С участием истца Хомченко В.В.,
При секретаре Петтай И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомченко <В.В.> к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решений незаконными и обязывании предварительно согласовать предоставление земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хомченко В.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что он обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее «Департамент») с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков занимаемых гаражными боксами (гаражами) <адрес>, собственником которых он является.
26.10.2016 г. Департамент отказал истцу в его заявлениях, указав, что испрашиваемые земельные участки частично расположены за границами красных линий и являются землями общего пользования, а испрашиваемый земельный участок под гаражным боксом № расположен в зонах складской (П-3) и территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), в то время как в силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка границы которого пересекают границы территориальных зон.
Названные решения (отказы) Хомченко В.В. считает незаконным и нарушающим его права как собственника гаражей.
Учитывая данные обстоятельства истец, просит суд признать незаконными решения Департамента от 26.10.2016 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы, возложить на Департамент обязанность в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельных участков, занимаемых гаражными боксами (гаражами) № и № по <адрес>, и утвердить схемы размещения указанных земельных участков на кадастровом плане территории.
В судебном заседании истец Хомченко В.В. исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в иске.
Ответчик – Департамент, третьи лица администрация г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю своих представителей не направили, уведомлены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили.
Учитывая мнение истца, судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Пункт 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее –ЗК РФ) закрепляет один из основных принципов земельного законодательства, а именно принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка в собственность осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 3 ч.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Гаражный бокс № по <адрес> принадлежал ФИО5 с 1997 г. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продал гараж ФИО9 которая ДД.ММ.ГГГГ подарила этот гараж истцу (л.д. 7-11).
Гаражный бокс № по <адрес> принадлежал ФИО8 с 2002 года. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 продала гараж ФИО7, которая ДД.ММ.ГГГГ подарила этот гараж истцу (л.д. 29-34).
Право собственности истца Хомченко В.В. на гаражи зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 7, 29).
С целью оформления прав на земельные участки, на которых расположены гаражные боксы, Хомченко В.В. обратился в Департамент с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков занимаемых гаражными боксами (гаражами) № и № по <адрес>.
26.10.2016 г. Департамент отказал истцу в его заявлениях, указав, что испрашиваемые земельные участки частично расположены за границами красных линий и являются землями общего пользования, красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск, утверждённого постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 г. № 833, а испрашиваемый земельный участок под гаражным боксом № расположен в зонах складской (П-3) и территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), в то время как в силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка границы которого пересекают границы территориальных зон (л.д. 5-6, 27-28).
Вместе с тем, судя по материалам, гаражные боксы построены задолго до 2001 г., то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ и тем более утверждения действующего проекта планировки улично – дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск.
То есть, администрацией г. Красноярска при утверждении вышеуказанного проекта планировки улично – дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа Красноярск должно было учитываться нахождение на территории существующих объектов недвижимости (гаражных боксов), а так же нормы земельного законодательства о том, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Эти обстоятельства не учтены Департаментом при рассмотрении заявлений Хомченко В.В., а потому, принимая во внимание, что право собственности на гаражные боксы (гаражи) зарегистрировано за истцом, суд приходит к выводу, что Хомченко В.В. имеет исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены гаражные боксы (гаражи).
Поскольку ответчиком не представлено доказательств тому, что испрашиваемые истцом земельные участки изъяты из оборота либо относятся к землям ограниченным в обороте, равно как и доказательств, свидетельствующих о регистрации каких-либо обременений на спорные земельные участки, суд считает решения Департамента об отказе Хомченко В.В. в согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы незаконными.
В целях устранения нарушения прав истца на Департамент следует возложить обязанность в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление Хомченко В.В. земельных участков, занимаемых гаражами, а также утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельных участков, занимаемых гаражами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в предварительном согласовании земельных участков и утверждении схемы размещения земельных участков, занимаемых гаражами, расположенными в <адрес> незаконным.
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление Хомченко В.В.> земельных участков, занимаемых гаражами, расположенными в <адрес> (площадь гаража – <данные изъяты>.) и <адрес> (площадь гаража – <данные изъяты>.), а также утвердить на кадастровом плане территории схему расположения земельных участков, занимаемых указанными гаражами.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20.03.2017 года.
Председательствующий Д.Г. Капошко