гражданское дело № 2-1371/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2019 года г.Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Пономаревой А.А.,
при секретаре Чудиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Пахомовой Н.И. к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов незаконным, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Пахомовой Н.И., обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района (далее по тексту – УСЗН Енисейского района) о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов незаконным, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что Пахомова Н.И. является <данные изъяты> зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. В соответствии со статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Данными мерами социальной поддержки Пахомова Н.И. пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ. В УСЗН Енисейского района поступила информация об имеющейся у Пахомовой Н.И. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла более двух месяцев. Ответчиком принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки. В настоящее время Пахомова Н.И. находится в трудном материальном положении, не имеет достаточных средств на оплату в полном объеме жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем нуждается в предоставлении мер социальной поддержки. Кроме того, являясь <данные изъяты>, по состоянию здоровья Пахомова Н.И. самостоятельно за защитой своих интересов обратиться не может, в связи с чем прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ принято решение о защите его прав и законных интересов в судебном порядке.
На основании изложенного, Енисейский межрайонный прокурор просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Пахомовой Н.И. незаконным, обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить с ДД.ММ.ГГГГ предоставление Пахомовой Н.И. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (л.д. 3-7).
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Пономарева А.А. заявленные требования по изложенным в иске основаниям поддержала, при этом уточнила требования в части даты прекращения предоставления Пахомовой Н.И. мер социальной поддержки – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку фактически предоставление меры социальной поддержки прекращено ответчиком с указанного времени, несмотря на то, что решение о прекращении принято только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просила признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Пахомовой Н.И. незаконным; обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить с ДД.ММ.ГГГГ предоставление Пахомовой Н.И. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Истец – Пахомова Н.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, при обращении в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных прав, ходатайствовала о рассмотрении дела в суде в свое отсутствие. Кроме того, до судебного заседания представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме (л.д. 8, 28).
Ответчик - Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил. От И.о. руководителя Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района в материалах дела имеется заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя Управления (л.д. 26); до судебного заседания от руководителя Управления в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором, со ссылкой на положения ст.ст. 20.1, 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку Пахомовой Н.И. прекращена выплата мер социальной поддержки на оплату жилья коммунальных услуг, в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, при этом документов, подтверждающих погашение задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключение и (или) выполнение соглашений по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг не представлено (л.д. 20-21).
Третье лицо - министерство социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, по существу заявленных требований возражений не поступало (л.д. 27).
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктов 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пахомова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> является <данные изъяты> по общему заболеванию, что подтверждается соответствующей справкой об инвалидности (л.д. 16).
На основании заявления Пахомовой Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Енисейского района назначило заявителю как инвалиду предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, что стороной ответчика не оспаривается.
Из представленного протокола закрытия б/н от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что карточка учета получателя меры социальной поддержки на имя Пахомовой Н.И. закрыта с ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, последние выплаты осуществлены в сентябре 2018 года в размере 88 рублей 05 копеек (л.д. 17).
Кроме того, в адрес Пахомовой Н.И. ответчиком направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что ввиду образовавшейся задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за два и более месяца, предоставление меры социальной поддержки приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ на один месяц для выяснения причин образования задолженности. В случае непогашения задолженности, с ДД.ММ.ГГГГ предоставление меры социальной поддержки будет прекращено (л.д. 11).
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, решение о приостановлении мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг в отношении Пахомовой Н.И. принято обоснованно, сторонами не оспаривается.
Из оспариваемого процессуальным истцом решения УСЗН Енисейского района следует, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Пахомовой Н.И. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг не погашена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления материальному истцу мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 12).
Из буквального толкования вышеприведенного решения следует, что сам по себе акт органа, наделенного отдельными государственными полномочиями, постановлен ДД.ММ.ГГГГ, хотя и не поименован как решение, при этом по форме являясь уведомительным письмом. При этом в данном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано на то, что мера социальной поддержки будет прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, не смотря на то, что в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка о прекращении предоставлении данной меры с ДД.ММ.ГГГГ, в случае невыполнения требований законодательства.
Разрешая при указанных обстоятельствах заявленные прокурором требования, суд, принимая во внимание, что наличие у Пахомовой Н.И. задолженности по оплате коммунальных услуг не является безусловным основанием для прекращения в предоставлении ей как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приходит к выводу о том, что решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Учитывая, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется вышеназванным Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического прекращения предоставления данной меры, как указано в оспариваемом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что Пахомова Н.И. относится к категории граждан с правом получения субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, а прекращение предоставления указанных мер инвалидам законом не предусмотрено, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании решения Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Пахомовой Н.И. незаконным, обязав Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить предоставление Пахомовой Н.И. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в установленном законом размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Пахомовой Н.И., удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации
Енисейского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов Пахомовой Н.И., незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить предоставление Пахомовой Н.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Судья К.Г. Антоненко
Мотивированное решение составлено 12 августа 2019 года.
Судья К.Г. Антоненко