РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Никулиной Е.Б.,
с участием: представителя истца Закирко О.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на десять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-934/2019 по исковому заявлению Пронина Дениса Вячеславовича к администрации муниципального района Ставропольский по Самарской области о признании права собственности на объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец в лице представителя по доверенности Закирко О.В. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за Прониным Денисом Вячеславовичем право собственности на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты>. этажность 1, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
В границах вышеуказанных земельных участков, за счет собственных денежных средств, истцом осуществлено строительство объекта недвижимости – жилого дома.
При подаче в администрацию м.р. Ставропольский Самарской области уведомление о начале строительства выяснилась, что часть указанного земельного участка попадает в охранную зону ЗО УИТ 63.09.2.111, в связи с этим уведомление истца отклонено, что подтверждается уведомлением администрации м.р. Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время истец намерен зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества, однако, не имеет такой возможности без обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель истца Закирко О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что при разрешения ПЗЗ г.Тольятти в 2008 году зону ЛЭП сделали предполагаемой. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по ПЗЗ вынесено решение о снятии ориентировочных зон по г.Тольятти, как у истца. По времени это займет от 3 до 6 месяцев.
Представитель ответчика- администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Представитель третьего лица - администрации с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное сообщение, в котором просит рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица- Тольяттинского кирпичного завода в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, представил письменное сообщение, в котором указал, что решением арбитражного суда Самарской области от 28.11.2012 по делу А55-15661/2010 ОАО «Тольяттинский кирпичный завод (далее ОАО «ТКЗ») признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2014 по делу №А55-15661/2010 конкурсному управляющему ОАО «ТКЗ» Еськову Р.А. не передавались.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанный земельный участок истцом приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В границах вышеуказанных земельных участков, за счет собственных денежных средств, истцом осуществлено строительство объекта недвижимости – жилого дома.
Для подготовки технического плана истец обратился ООО «РегБТИ» к кадастровому инженеру Оленичеву А.А., которым подготовлен технический план от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения кадастрового инженера следует, что кадастровые работы были проведены в связи с созданием здания индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Здание имеет следующие характеристики: год завершения строительства- 2018, материал стен- кирпич, бетон, количество этажей-1, площадь здания согласно Приказа МЭР № от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации площадь составляет <данные изъяты>
На основании п.31 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, при подготовке технического плана были использованы данные федерального картографо- геодезического фонда: учетный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ранее обращался в администрацию м.р. Ставропольский Самарской области с уведомлением о начале строительства спорного жилого дома.
Из уведомления администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что недопустимо размещения объекта индивидуального жилищного строительства или содового дома на указанном земельном участке в связи с тем, что отступы от границ вышеуказанного земельного участка налагается ЗОУИТ 63.ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письменному ответу администрации с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский №, <адрес> входит в границу населенного пункта.
Из письменного ответа Управления Роспотребнадзора по Самарской области № следует, что Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков.
Настоящим Постановлением определены, в частности: перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться санитарно-защитные зоны (далее СЗЗ); порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ; требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении СЗЗ, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением; требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении СЗЗ; основания отказа в установлении СЗЗ
Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается в зависимости от санитарной классификации объекта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором - для объектов I класса с СЗЗ - 1000 метров и II класса, с СЗЗ - 500 метров) и ее территориальными органами (для объектов III класс с СЗЗ - 300 метров IV класса с СЗЗ - 100 метров V класса с СЗЗ - 50 метров).
Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливаю-f класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Санитарная классификация производств и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», Возможность размещения объекта на той или иной территории, а также возможность организации его санитарно-защитной зоны, с учетом существующих объектов, определяется предпроектными и проектными расчетами, специализированными организациями по данному виду деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно- эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.
Так в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Таким образом, СЗЗ должны быть установлены для всех объектов, внесенных в классификацию, объекты которые ранее получили санитарно-эпидемиологические заключения на расчетную или установленную СЗЗ для постановки на кадастровый учет должны представить в Управление заявление о выдаче решения об установлении зоны, приложить картографические материалы в формате для постановки на кадастровый учет и проект СЗЗ.
Объекты I и II класса, получившие Постановление Главного Государственного санитарного врача об установлении СЗЗ в соответствии с ранее действующим порядком могут обратиться в Управление с копией Постановления и картографическими материалами для постановки на кадастровый учет.
Из письменного ответа администрации городского округа Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе об ориентировочной санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, сооружений и иных объектов (далее - ориентировочная СЗЗ) с реестровым номером № Указанные сведения подготовлены на основе Карты зон с особыми условиями использования территории (Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее - Карта ЗОУИТ, Правила) и внесены в ЕГРН в 2014г. в порядке информационного межведомственного взаимодействия мэрией городского округа Тольятти.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории ориентировочных санитарно-защитных зон перечислены в статье 78 Правил. Информация о предприятиях, входящих в ориентировочную СЗЗ в Правилах не отражена.
Правила размещены в свободном доступе на портале администрации городского округа Тольятти в разделе «Градостроительство» по адрес:
http://portal.tgl.ru/structure/department/pravila-zemlepolzovaniva-i-zasu"ovki
По вопросу установления границ муниципальных образований сообщает, что границы городского округа Тольятти установлены законом Самарской области от 28.02.2005 №69-ГД «Об установлении границ городского округа Тольятти Самарской области», границы муниципального района Ставропольский установлены законом Самарской области от 28.02.2005 №68-ГД «Об установлении границ муниципального района Ставропольский Самарской области».
По вопросу порядка установления санитарно-защитных зон сообщает, что Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222.
Дополнительно сообщает, что ДД.ММ.ГГГГг. на заседании Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки (далее - Комиссия) рассмотрен вопрос о внесении изменений в Правила в части исключения статьи 78 «Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории ориентировочных санитарно-защитных зон» и из Приложения № «Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа Тольятти» ориентировочных санитарно-защитных зон.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями Комиссии подготовлен проект постановления «О подготовке проекта решения Думы городского округа Тольятти о внесении изменений в Правила землепользования и застройки», который проходит процедуру согласования.
Из письменного ответа администрации м.р. Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация о дате образования <адрес> в отделе архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Ставропольский отсутствует.
Полномочия по присвоению адресов объектам адресации, изменению, аннулированию адресов, присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименованиям элементам планировочной структуры в границах поселения, изменениям, аннулированиям таких наименований, размещению информации в государственном адресном реестре относится к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения.
В соответствии с Генеральным планом сельского поселения Тимофеевка, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> от земельного участка с кадастровым номером № до земельного участка с кадастровым номером № расположена в границах населенного пункта Русская Борковка сельского поселения Тимофеевка.
В соответствии с законом Самарской области от 28.02.2005 № 67-ГД (ред. от 11.10.2010) «Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ», запрашиваемая территория располагается в границах сельского поселения Тимофеевка, граница которого смежна границе городского округа Тольятти Самарской области (от точки 2 до точки 47). Информация о принадлежности запрашиваемой территории к городскому округу Тольятти в администрации муниципального района Ставропольский отсутствует.
По материалам публичного сервиса «Публичная кадастровая карта» (https://pkk5.rosreestr.ru), земельные участки с кадастровыми номерами № и № обременены зоной с особыми условиями использования территории - ЗОУИТ №. Решений об установлении данной санитарно-защитной зоны администрацией муниципального района Ставропольский не принимались. Указанные сведения в порядке межведомственного взаимодействия были переданы в ЕГРН городским округом Тольятти.
Согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, место нахождение земельного участка: <адрес>, кадастровый №, площадь <данные изъяты>, расположен в территориальной зоне «Ж1».
Основные виды разрешенного использования указанного земельного участка: индивидуальная жилая застройка, блокированная жилая застройка, размещение объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, размещение объектов здравоохранения, размещение объектов оказания услуг связи, размещение объектов общественного питания, размещение объектов розничной торговли, размещение аптечных организаций, размещение объектов охраны порядка, размещение объектов гражданской обороны, ведение личного подсобного хозяйства, размещение объектов благоустройства, земельные участки (территории) общего пользования.
Условно разрешенные виды использования земельного участка: размещение объектов культуры и искусства, размещение объектов административного и делового назначения, размещение объектов финансового назначения, размещение объектов коммунально-бытового обслуживания, размещение объектов оказания информационных услуг, размещение объектов культуры и спорта, размещение культовых зданий, размещение объектов хранения и стоянки транспортных средств, размещение инженерно-технических объектов, сооружений и коммуникаций, требующих установления санитарно- защитных зон или санитарных разрывов,
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков: ведение огородничества, размещение надворных построек, размещение хозяйственных площадок, размещение объектов хранения и стоянки транспортных средств, размещение площадок для спортивных занятий и отдыха, озеленение, размещение отходов потребления, размещение объектов пожарной безопасности, размещение инженерно-технических объектов, сооружений и коммуникаций, размещение объектов благоустройства.
Минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений с площадью земельного участка <данные изъяты> составляет -3 м.
В соответствии с п.2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Части 1, 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Самовольно построенный объект спорного имущества соответствует государственным санитарным нормам и правилам: СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается представленным в суд заключением Филиала ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Самарской области в Тольятти» № от ДД.ММ.ГГГГ и обратного, в ходе рассмотрения дела не доказано.
Из представленного в суд экспертного заключения от № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «Экспертный центр Кузнецова» следует, что здание жилого дома возведено с должным качеством, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания исправное и не противоречит требованиям нормативных документов, в том числе СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87».
Жесткость, прочность, геометрическая неизменяемость и пространственная устойчивость здания обеспечены.
Расположение здания на земельном участке не ухудшает возможности использования прилегающих земельных участков, не ущемляет права третьих лиц.
Здание состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Объемно-планировочное решение жилых и вспомогательных помещений, построек и их расположение обеспечивают возможность удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
Обследуемое здание оснащено основными инженерными системами, обеспечивающими выполнение санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья людей.
Здание, расположенное по адресу: <адрес> не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не ущемляет интересы третьих лиц, пригодно для эксплуатации в качестве жилого помещения.
Из представленного в суд экспертного заключения от № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «Экспертный центр Кузнецова» следует, что по результатам выполненного обследования здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений требованиям пожарной безопасности, на объекте выполняются условия обеспечения безопасной эвакуации людей, беспрепятственного проезда пожарной техники, требования по допустимой высоте здания и предельной площади этажа в пределах пожарного отсека.
Обследуемый объект соответствует требованиям противопожарных норм ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2012 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
Здание жилого дома пригодно для использования по своему функциональному назначению, при условии соблюдения в период эксплуатации требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г.
Согласно абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Доказательств тому, что нахождение спорной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в судебное заседание не представлено.
Согласно п.п. 28, 31 Постановления Пленума Верховного суда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010 года, положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
С учетом изложенного, учитывая срока пользования земельным участком и оформлением соседних, а также, что спорная постройка прав и законных интересов третьих лиц не нарушает, жизни и здоровью граждан не угрожает, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пронина Дениса Вячеславовича – удовлетворить.
Признать за Прониным Денисом Вячеславовичем право собственности на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты>. этажность 1, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2019 года.
Судья-подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
УИД 63RS0027-01-2019-000681-45