Дело №2-4353/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2016 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимергалиевой Ф.Н. к Министерству образования и науки Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе во включении в список,
УСТАНОВИЛ:
Тимергалиева Ф.Н. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее по тексту – МО и науки РТ) об оспаривании решения об отказе во включении в список. В обоснование иска указано, что истец, ... года рождения, является выпускницей Нурлатского детского дома Зеленодольского района Республики Татарстан, в котором воспитывалась с 22.11.1988г. по 01.09.2001г. и находилась на полном государственном обеспечении. В собственности жилого помещения не имеет. По окончании пребывания в Нурлатском детском доме по ходатайству администрации вышеуказанного ГОУ истец была устроена в профессионально-учебное заведение пос. Кукмора по специальности «повар». Поскольку на период обучения в ПУ-39 истцу не предоставлялось место в общежитии из-за фактического отсутствия как таковой такой возможности, то истец была вынуждена проживать в комнате с сестрой, выделенной ей по месту работы в здании социального приюта «Солнышко». В 2003г. истец устроилась на работу в КАПО им. С.П. Горбунова, где и по настоящее время работает. При трудоустройстве на завод истцу было предоставлено место в общежитии по адресу: ... с оформлением временной регистрации. В 2004г. истец обращалась в администрацию Авиастроительного района г. Казани о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано в постановке на соответствующий учет, обосновав отказ тем, что для постановки меня на учет ей необходима постоянная регистрация по месту жительства на территории Авиастроительного района г. Казани. В 2009г. истец вновь обратилась в администрацию Авиастроительного района г. Казани о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо, относящееся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ей в очередной раз отказали с мотивировкой – достижение возраста 23 лет. 28.11.2011г. истец обратилась в прокуратуру Авиастроительного района г. Казани с просьбой обратиться в ее интересах в суд о восстановлении статуса ребенка-сироты и признания за мною права на получение жилой площади вне очереди по договору социального найма. Прокурором Авиастроительного района г. Казани было подано исковое заявление в Ново-Савиновский районный суд г. Казани. Однако в связи с признанием жилищной комиссией Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани ее права на получение жилой площади вне очереди по договору социального найма, иск был отозван. 12 мая 2015 г. истец обратилась в Министерство образования и науки РТ с целью получения информации, за каким номером истец состоит в очереди на получение жилого помещения по найму и примерных сроках реализации права на жилое помещение, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 12 мая 2015г. истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Истец просит признать за ней право на постановку в очередь на получения жилого помещения по найму как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Министерство образования и науки РТ восстановить в очереди на получения жилого помещения по найму как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за номером с учетом даты включения ее в список решением жилищной комиссии Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов №3 от 16 мая 2012 г.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец, ... года рождения. Мать ФИО6 решением Кукморского районного суда от 05.11.1988г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе, в отноше6нии Тимергалиевой Ф.Н. Сведения об отце в свидетельстве о рождении Тимергалиевой Ф.Н. указаны со слов матери. 26.01.1992г. ФИО6 умерла.
Решением исполнительного комитета Кукморского райсовета народных депутатов №301 от 16.11.1988г., как оставшаяся без попечения родителей, была направлена в детский дом. В период с 22.11.1988г. по 01.09.2001г. Тимергалиева Ф.Н. воспитывалась в Нурлатском детском доме Зеленодольского района РТ и находилась на полном государственном обеспечении.
Решением МО и науки РТ №23 от 09.10.2015г. Тимергалиевой Ф.Н. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд считает незаконным решение МО и науки РТ №23 от 09.10.2015г. об отказе во включении Тимергалиевой Ф.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) отмечено, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Основанием для отказа истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, явилось достижение ею возраста 23 лет.
Как установлено судом, директор Нурлатского детского дома письменно ходатайствовал перед Главой администрации Кукморского района РТ с целью изыскания возможности предоставления жилой площади Тимергалиевой Ф.Н. до достижения ею возраста 23 лет, однако указанное ходатайство было оставлено без внимания.
Учитывая изложенное, а также то, что иного жилья, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма, истец не имеет, она имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2013 № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» уполномоченными органами исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан, по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В соответствии с положениями Закона Республики Татарстан от 12.01.2013 № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» на Министерство образования и науки Республики Татарстан подлежит возложению обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Тимергалиевой Ф.Н. право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признать незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан №23 от 09.10.2015г. об отказе во включении Тимергалиевой Ф.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Тимергалиеву Ф.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента приятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова