Дело № 2-799/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2017 г. Кировский районный суд г.Красноярска
в составе председательствующего судьи Литвинова О.А.
при ведении протокола секретарем Жибчук О.В.
с участием: истца Степановой Г.И.,
представителей ответчика – Максименко Е.Н., Прокопьевой Н.В.
рассмотрев исковое заявление Степанова Г.И. к КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 1» о взыскании вреда
УСТАНОВИЛ:
Степанова Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 1» (КГБУЗ «КМП №1») о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала следующее.
Она, Степанова Г.И. , является <данные изъяты>, болеет <данные изъяты>. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 <данные изъяты> попадает в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых все лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно. Она воспользовалась своим правом и выбрала льготу по категории заболеваний «<данные изъяты>». На протяжении многих лет приходится доказывать свое право на льготное лекарственное обеспечение. На протяжении 2016 года администрация КГБУЗ «КМП №1» отказывала ей в лечении <данные изъяты> и в медицинских изделиях (иглах), мотивируя тем, что она отказалась от набора социальных услуг. Лечащий врач не выписал рецепт на льготный лекарственный препарат в соответствии с диагнозом, объяснив это тем, что препараты выписываются по решению врачебной комиссии. Тем самым учреждение обрекло её на физическое и моральное страдание, нарушило Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Она купила за свой счет препараты и поставила уколы в процедурном кабинете поликлиники, потому что её состояние здоровья ухудшалось, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к главному врачу КГБУЗ «КМП №1» ФИО5 о допустимости назначения ей лекарственных препаратов из перечня жизненно важных лекарственных средств по решению врачебной комиссии. 27 октября получила ответ, где указано, что ей выписали иглы дважды (200 штук). Ей же положены для <данные изъяты>.). Получается, что не выписывая достаточное количество одноразовых игл <данные изъяты> медицинское учреждение понуждает <данные изъяты>, нестерильными иглами, что не безопасно для здоровья. Ей фактически отказали в предоставлении медицинской услуги. В декабре 2016 г. за выпиской льготного рецепта ей как за милостыней пришлось обращаться к председателю ВК ФИО6, выслушать ряд упреков в нежелании пользоваться многократно одноразовой иглой, что другие больные используют 100 штук в течение года. Только после длительной дискуссии о нарушении ее прав и незаконных действиях при выписке рецептов, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 дала разрешение на выписку льготного рецепта на медицинские изделия (иглы), что доказывает неправомерность действий. Выписанные иглы она получила только ДД.ММ.ГГГГ До этого ей пришлось пользоваться одной иглой многократно, после чего появились <данные изъяты>. На приеме у узких специалистов в КГБУЗ «КМП №1» ей назначали лечение, на рецепты не выписывались, так как оформлен отказ от соцпакета, а только направление на уколы в процедурный кабинет, лекарственные препараты она покупала за свой счет. Полагает, что это незаконно. Просила обязать ответчика производить выписку ей льготных рецептов на лекарственные препараты в полном объеме по назначению врача в соответствии с диагнозом по медицинским показателям. Возместить материальный ущерб в размере 11 404,68 руб. (у учетом уточнений), взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании Степанова Г.И. поддержала свои требования, изложенные в исковом заявлении и уточнении, в полном объеме.
Представители ответчика КГБУЗ «КМП №1» – ФИО4 и ФИО6 иск не признали. В устных и письменных объяснениях указали на то, что Степанова Г.И. , <данные изъяты> г.р., проживающая по адресу <адрес>, является <данные изъяты> бессрочно. Наблюдается в поликлинике с диагнозом: <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно действующего законодательства, Истица от получения набора социальных услуг отказалась, в связи с чем лекарственные препараты в связи с ее заболеваниями могут быть выписаны ей только на основании Постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г. На основании Постановления правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», заболевание Степановой Г.И. - <данные изъяты>, попадает в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1 к Постановлению № 890) в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 25.12.2015 №703-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов". Степанова Г.И. получает следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>. На данной терапии состояние стабильное, проводимая терапия соответствует стандартам. Достигнут целевой уровень <данные изъяты> На основании п. 5 Постановления Совета администрации Красноярского края от 11.05.2006 г. № 129-п «О порядке обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно или на льготных условиях и предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов» (в редакции, действовавшей до 31.12.2016г.), гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но отказавшимся от ее получения, предоставление лекарственных средств бесплатно или на льготных условиях осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94г. № 890 только в пределах утвержденного Перечня. Препарат «<данные изъяты>» в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Красноярского края от 25.12.2015 №703-п не входит. Иглы для инъекций Истице выдавались трижды в 2016 году: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (300 штук за 2016 год). <данные изъяты>» Степанова Г.И. получала по рецептам 4 раза за 2016 год (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), суммарно 200 штук. Выписка лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам регламентируется стандартом медицинской помощи при <данные изъяты> (Клинические рекомендации. «Стандарты ведения больных. Рекомендовано Минздравсоцразвития РФ, 2006 г. раздел 5. <данные изъяты>: «Один и тот же шприц и иглу можно использовать 4-6 раз в течение 2-3 дней»). На основании стандарта оказания медицинской помощи пациентам с <данные изъяты> <данные изъяты>, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2007 г. № 748, обеспечение <данные изъяты> для <данные изъяты> осуществляется из расчета 180 в год, <данные изъяты> иглы к <данные изъяты> 110 в год. В инструкции к <данные изъяты>, использование спирта для обработки места инъекции не рекомендуется. Неблагоприятных побочных реакций зарегистрированных в центре мониторинга безопасности лекарственных препаратов нет. Считают действия специалистов КГБУЗ «КМП № 1» соответствующими требованиям нормативных документов в части соблюдения процедуры выписки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения истцу, на основании чего возражаю против удовлетворения требований истца Степановой Г.И. в части взыскания материального и морального вреда.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2.).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Указанным Постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
При этом согласно названному Постановлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890.
Так, в п. 5 Постановления Совета администрации Красноярского края от 11.05.2006 г. № 129-п «О порядке обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно или на льготных условиях и предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов» (в редакции, действовавшей до 31.12.2016), указано, что гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но отказавшимся от ее получения, предоставление лекарственных средств бесплатно или на льготных условиях осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 по категориям заболеваний.
В Приложении №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 приведен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В перечне при заболевании «<данные изъяты>» гражданину положено предоставление всех лекарственных средств в соответствии с заболеванием, <данные изъяты> спирта (100 гр в месяц), <данные изъяты>, шприцов типа «<данные изъяты>», «<данные изъяты> 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В судебном заседании установлено, что Степанова Г.И. , <данные изъяты> г.р., длительное время обслуживается в КГБУЗ «КМП №1», страдает рядом <данные изъяты>
От получения набора социальных услуг Степанова Г.И. отказалась, лекарственные препараты ей выписываются на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890. Как указано ответчиком на основании медицинских документов, Степанова Г.И. получает следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>
Иглы для инъекций истице выдавались трижды в 2016 году: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (300 штук за 2016 год). <данные изъяты>» Степанова Г.И. получала по рецептам 4 раза за 2016 год (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), суммарно 200 штук.
Представителями ответчика при этом делается ссылка на то, что выписка лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам регламентируется стандартом медицинской помощи при <данные изъяты> (Клинические рекомендации. «Стандарты ведения больных. Рекомендовано Минздравсоцразвития РФ, 2006 г. раздел 5. <данные изъяты>: «Один и тот же шприц и иглу можно использовать 4-6 раз в течение 2-3 дней»).
Исходя из <данные изъяты> (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) среднее количество предоставления игл к шприц-ручкам в год – 110 штук.
Степанова Г.И. не согласна с тем, что одноразовые иглы можно использовать неоднократно, в инструкциях к <данные изъяты> это запрещается, использование тупых игл, по ее мнению, может привести к неблагоприятным последствиям для её здоровья.
Из исковых требований и объяснений истца в суде усматривается, что основная претензия к ответчику заключается в несогласии Степанова Г.И. с порядком и количеством выдаваемых ей игл для <данные изъяты> необходимости согласовывать количество с председателем врачебной комиссии ФИО6, ходить выпрашивать необходимые ей изделия медицинского назначения считает для себя унизительным.
По мнению суда, этот вопрос должен регулироваться не только пожеланиями пациента лечебного учреждения и усмотрением суда, а, главным образом, соответствующими медицинскими рекомендациями.
Решение об увеличении количества выдаваемых <данные изъяты> за пределами установленных стандартов может врачебная комиссия при реальной потребности для больного <данные изъяты>. В данном случае по просьбе Степанова Г.И. в течение 2016 года ей бесплатно выписано 300 штук игл для инъекций. Необходимость и большего количества таких игл для Степанова Г.И. может быть признана врачебной комиссией по согласованию с лечащим врачом. Обязать ответчика выдавать именно 1095 штук игл в год фактических и законных оснований у суда нет.
Что касается требований о возмещении материального ущерба, возникшего после покупки лекарственных средств, то из искового заявления нельзя понять, какие расходы понесены Степанова Г.И. в связи с установленными льготами на бесплатное приобретение лекарств. Заявлено о взыскании с ответчика и стоимости таблеток, приобретенных на лечение супруга истицы – ФИО2, что не относится к предмету заявленного Степановой Г.И. иска.
В соответствии со статьями 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В силу ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик.
Степанова Г.И. в требованиях о взыскании с ответчика 11 404,68 руб. соединила все семейные расходы на лекарственные препараты, без какого-либо разграничения. Её ссылка на ст. 33 Семейного кодекса РФ в рамках данных заявленных требований недопустима, поскольку вышеуказанные нормы процессуального законодательства устанавливают личное обращение в суд за защитой своих прав, и только в предусмотренных законом случаях возможно обращение в интересах другого лица, к которым настоящий спор не относится.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлено фактов отказа в выписке Степановой Г.И. льготных рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в полном объеме по назначению врача в соответствии с диагнозом по медицинским показателям.
Основания компенсации морального вреда предусмотрены ст. 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Денежная компенсация морального вреда может быть взыскана в случае нарушения прав потребителя, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Физические и нравственные страдания проявляются в форме негативных физических ощущений, психических переживаний, в той или иной степени лишающих человека психического благополучия, душевного равновесия.
Однако право на денежную компенсацию морального вреда возникает лишь при наличии одновременно следующих условий: 1) претерпевание морального вреда; 2) неправомерные действия причинителя вреда; 3) причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом; 4) вина причинителя вреда.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком представлены доказательства отсутствия нарушения прав потребителя медицинских услуг - Степановой Г.И. На последней же лежит обязанность доказать только наличие факта такого нарушения, а это в суде не нашло своего подтверждения и является основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Степанова Г.И. к КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 1» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца.
Председательствующий О.А. Литвинов