Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-743/2020 ~ М-435/2020 от 27.02.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2020 года                         город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,

с участием: прокурора Макаренко Ю.В., истца Черепановой В.А.,

представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Свердловской области № 21 Чарской М.А., действующей на основании доверенности № 60 от 01.06.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-743/2020 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Черепановой В. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Свердловской области № 21 о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил, действуя в интересах Черепановой В.А., обратился в суд с иском к Свердловской области № 21, в котором просит возложить на ответчика обязанность принять истца на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, включив в список для целей предоставления такого жилого помещения.

В обоснование требований указано, что в прокуратуру района 17.02.2020 поступило заявление Черепановой (Гореловой) В.А. с просьбой обратиться в суд в защиту жилищных прав как лица, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имела статус лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения возраста 23-х лет по следующим основаниям. Мать - Горелова ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области от 04.02.2005 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (фамилия после заключения брака - Черепанова). Отец - Горелов А. А.ович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 04.06.2013 Ш-АИ №804806. В соответствии с постановлением Администрации МО рабочего поселка Малышева за Черепановой (Гореловой) В.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании приказа № 14-с от 21.09.2005 года Министерства общего и профессионального образования СО несовершеннолетняя Черепанова (Горелова) В.А., 1993 г.р. направлена в Алапаевский детский дом по адресу: ул. Клубная, 20 что подтверждается копией направления № 3 от 21.09.2005 года. В соответствии с постановлением Главы МО рабочего поселка Малышева № 349 от 21.10.2005 года Черепанова (Горелова) В.А., 1993 г.р. передана в детский дом города Алапаевск на полное государственное обеспечение, где воспитывалась до августа 2010 г. После выпуска из детского дома, Черепанова (Горелова) В.А. с 01.09.2010 г. обучалась в Верхне-Синячихском Агропромышленном техникуме, на период обучения ей предоставлена комнаты в общежитии по адресу: <адрес>, где она имела регистрацию. После окончания техникума, ФИО1 снята с регистрационного учета в общежитии и летом 2013 года переехала проживать в город Асбест. Проживала у сестры Лемешевой А. А. на съемной квартире, точный адрес не помнит. На территорию МО город Нижний Тагил заявитель переехала в конце 2017 года, где проживает до настоящего времени. На основании свидетельства о заключении брака II - АИ от ДД.ММ.ГГГГ Гореловой В.А. заключен брак с Черепановым Д.Е. (присвоена фамилия Черепанова). Согласно адресной справки от 19.02.2020, выданной МУ МВД России «Нижнетагильское» Черепанова (Горелова) В.А. временно зарегистрирована по адресу: <адрес> Согласно акта проверки сохранности жилого помещения от 27.05.2011 года, составленного специалистом отдела опеки и попечительства ТОИГОВ СО - Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Асбест в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> никто не проживает с 2003 года, в связи с чем оно брошено, окна выбиты, забиты досками, дверь заколочена, в связи с чем, доступ в жилое помещение отсутствует. Забор отсутствует, приусадебный участок в запущенном состоянии. Заявитель полагает, что она подлежит включения в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ранее закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> являлось не пригодным для проживания, поскольку не отвечало установленным для жизни санитарным и техническим правилам и нормам, более того, площадь данного жилого помещения менее учетной нормы, приходящейся на одно лицо данной категории лиц. Также установлено, что вторая сестра заявителя - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании приказа Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району № 2183-ОП от 28.12.2018 г. включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании договора специализированного найма жилого помещения в связи с наличием статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 10.03.2017 года, вступившим в законную силу 18.04.2017 г. установлено, что согласно сведениям Администрации Малышевского городского округа от 27.02.2017 № АИС-421 от 27.04.2016 г., а также заключения от 27.04.2016 г. № 1 межведомственной комиссии на основании заключения ОАО «Архитектурно-градостроительная компания» по результатам технического обследования жилого <адрес>, в <адрес>, р.<адрес> подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 47. Также данным решением суда от 10.03.2017 г. установлено, что заявитель и члены ее семьи в указанном жилом помещении не проживали. До настоящего времени заявитель проживает по адресу: <адрес>, временно зарегистрирована по адресу: <адрес>. В собственности объектов недвижимости (квартир) ФИО1 на территории Асбестового городского округа, Малышевского городского округа и городского округа Рефтинский, а также на территории МО город Нижний Тагил не имеет, что подтверждается справкой №508 от 25.07.2019 г. филиала Асбестовского БТИ». Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма заявитель не являлась и не является до настоящего времени. На учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области заявитель, не состояла. Факт обращения Черепановой (Гореловой) В.А. по вопросу улучшения жилищных условий в связи с наличием статуса ребенка-сироты до достижения предельного возраста (23-х лет) подтверждается копией ответа и.о. Главы Асбестовского городского округа от 24.03.2012 г. исх. № 44-04-702/2 на имя заявителя, согласно которого обращение передано на имя Главы Малышевского городского округа. Ответ о результатах рассмотрения указанного обращения в адрес заявителя не поступил. На момент составления отделом опеки и попечительства ТОИГОВ СО -Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Асбест акта проверки сохранности жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> от 27.05.2011 года о признании жилого помещения не пригодным для проживания, заявитель была несовершеннолетней, что свидетельствовало о наличии основания для постановки последней на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием указанного статуса. Кроме того, площадь жилого помещения, составляла менее учетной нормы площади жилого помещения приходящейся на одно лицо на территории Малышевского округа. Таким образом, Черепанова В.А., имеющая статус лица из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей до достижения 23-х летнего возраста, своевременно не была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, не смотря на наличие оснований. После обращения Черепановой В.А. в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району 29.07.2019 г. в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и по договору найма специализированного жилищного фонда заявитель не включена в связи с достижением на момент обращения предельного возраста, что подтверждается информацией, представленной Управлением в прокуратуру района 25.02.2020 исх. №840Д.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства».

В судебном заседании истец Черепанова В.А., прокурор Макаренко Ю.В., поддержали основание и предмет исковых требований по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Свердловской области № 21 Чарская М.А., действующая на основании доверенности № 60 от 01.06.2020, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что постановка на учет носит заявительный характер. Истец письменно не обращалась в Управление социальной политики с заявлением о постановке ее на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Если бы в настоящее время истец обратилась письменно, то ей все равно было бы отказано, в связи с тем, что ее возраст превышает 23-летний. Также пояснила, что меры поддержки предоставляются до достижения 23 лет. На сегодняшний день Черепановой В.А. 27 лет, в связи с чем она утратила право. Уважительных причин пропуска не имеется.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве указал, что в соответствии с преамбулой Закона № 159-ФЗ Черепанова В.А. в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23- летнего возраста. В списках детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Свердловской области, направленному в Фонд Министерством социальной политики Свердловской области Черепанова В.А. не числится. Согласно действующему законодательству Российской Федерации предоставление жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения социальной поддержки. Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки: его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет.

Представитель третьего лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В письменном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Заслушав истца, прокурора, представителя ответчика, огласив позиции не явившихся представителей третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012, вступившего в законную силу 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:

1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;

по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:

по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;

3) Министерство социальной политики Свердловской области:

по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;

по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.

Согласно положений Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставлении жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям–сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений. Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области. Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, которое ежегодно, в срок до 05 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Уточненный список детей-сирот направляется Министерством социальной политики Свердловской области в Фонд в срок до 05 октября года, предшествующего планируемому.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 родилась в <адрес>.

Мать - Горелова ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области от 04.02.2005 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (фамилия после заключения брака - Черепанова).

Отец - Горелов А. А.ович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ III-АИ .

В соответствии с постановлением Администрации МО рабочего поселка Малышева за Черепановой В.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р. <адрес>.

На основании приказа № 14-с от 21.09.2005 года Министерства общего и профессионального образования СО несовершеннолетняя Черепанова В.А., 1993 г.р. направлена в Алапаевский детский дом по адресу: ул. Клубная, 20 что подтверждается копией направления № 3 от 21.09.2005 года.

В соответствии с постановлением Главы МО рабочего поселка Малышева № 349 от 21.10.2005 Черепанова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. передана в детский дом города Алапаевск на полное государственное обеспечение, где воспитывалась до августа 2010.

После выпуска из детского дома, Черепанова (Горелова) В.А. с 01.09.2010 обучалась в Верхне-Синячихском Агропромышленном техникуме, на период обучения ей предоставлена комнаты в общежитии по адресу: <адрес>, где она имела регистрацию.

После окончания техникума, Черепанова (Горелова) В.А. снята с регистрационного учета в общежитии и летом 2013 года переехала проживать в город Асбест. Проживала у сестры Лемешевой А. А. на съемной квартире, точный адрес не помнит.

На территорию МО город Нижний Тагил заявитель переехала в конце 2017 года, где проживает до настоящего времени.

На основании свидетельства о заключении брака II - АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Гореловой В.А. заключен брак с Черепановым Д.Е. (присвоена фамилия Черепанова).

Согласно адресной справке от 19.02.2020, выданной МУ МВД России «Нижнетагильское» Черепанова (Горелова) В.А. временно зарегистрирована по адресу: <адрес>

Согласно акта проверки сохранности жилого помещения от 27.05.2011 года, составленного специалистом отдела опеки и попечительства ТОИГОВ СО - Управления социальной защиты населения МСЗН СО по <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> никто не проживает с 2003 года, в связи с чем оно брошено, окна выбиты, забиты досками, дверь заколочена, в связи с чем, доступ в жилое помещение отсутствует. Забор отсутствует, приусадебный участок в запущенном состоянии. Учитывая изложенное, специалистом сделан вывод о нахождении объекта недвижимости в неудовлетворительном состоянии.

Из объяснения Черепановой В.А. на имя прокурора района следует, что ее сестра - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании приказа Управления социальной политики по городу Асбест от ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составляет 14,85 кв. м., что менее учетном нормы площади жилого помещения на территории Малышевского городского округа (15 кв.м.). На основании решения Асбестовского городского суда Свердловской области от 10.03.2017 года сестре ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. восстановлен срок для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец считает, что она подлежит включения в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ранее закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> являлось не пригодным для проживания, поскольку не отвечало установленным для жизни санитарным и техническим правилам и нормам, более того, площадь данного жилого помещения менее учетной нормы, приходящейся на одно лицо данной категории лиц.

В судебном заседании установлено, что сестра истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании приказа Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району № 2183-ОП от 28.12.2018 включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании договора специализированного найма жилого помещения в связи с наличием статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 10.03.2017, вступившим в законную силу 18.04.2017 установлено, что согласно сведениям Администрации Малышевского городского округа от 27.02.2017 № АИС-421 от 27.04.2016, а также заключения от 27.04.2016 № 1 межведомственной комиссии на основании заключения ОАО «Архитектурно-градостроительная компания» по результатам технического обследования жилого <адрес>, в <адрес>, р.<адрес> подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 47. Также данным решением суда от 10.03.2017 установлено, что заявитель и члены ее семьи в указанном жилом помещении не проживали.

Факт обращения ФИО1 по вопросу улучшения жилищных условий в связи с наличием статуса ребенка-сироты до достижения предельного возраста (23-х лет) подтверждается копией ответа и.о. Главы Асбестовского городского округа от 24.03.2012 исх. № 44-04-702/2 на имя Черепановой, согласно которого обращение передано на имя Главы Малышевского городского округа. Ответ о результатах рассмотрения указанного обращения в адрес заявителя не поступил.

На момент составления отделом опеки и попечительства ТОИГОВ СО -Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Асбест акта проверки сохранности жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> от 27.05.2011 года о признании жилого помещения не пригодным для проживания, Черепанова была несовершеннолетней, что свидетельствовало о наличии основания для постановки последней на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием указанного статуса. Кроме того, площадь жилого помещения, составляла менее учетной нормы площади жилого помещения приходящейся на одно лицо на территории Малышевского округа.

Таким образом, Черепанова В.А., имеющая статус лица из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей до достижения 23-х летнего возраста, своевременно не была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, не смотря на наличие оснований.

Из материалов дела усматривается, что документы, подтверждающие направление учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых заявитель находилась на полном государственном обеспечении информации об окончании заявителем обучения и необходимости решения вопроса об улучшении его жилищных условий в личном деле подопечного отсутствуют.

После обращения Черепановой В.А. в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району 29.07.2019 в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и по договору найма специализированного жилищного фонда истец не включена в связи с достижением на момент обращения предельного возраста, что подтверждается информацией, представленной Управлением в прокуратуру района 25.02.2020 исх. №840Д.

ДД.ММ.ГГГГ истец достигла возраста 18 лет, а ДД.ММ.ГГГГ возраста 23 лет.

На учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области истец не состояла и не состоит в настоящее время.

Таким образом, Черепанова В.А. в настоящее время в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и по договору найма специализированного жилищного фонда, не включена.

Из материалов дела также следует, что истцу на условиях договора социального найма жилое помещение не предоставлялось. В собственности истец жилых помещений не имеет.

Органами опеки какие-либо жилое помещение за истцом не закреплялось.

В судебном заседании также установлено, что истец проживает по адресу: <адрес>, временно зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В собственности объектов недвижимости (квартир) Черепанова (Горелова) В.А. на территории Асбестового городского округа, Малышевского городского округа и городского округа Рефтинский, а также на территории МО город Нижний Тагил не имеет, что подтверждается справкой №508 от 25.07.2019 филиала Асбестовского БТИ». Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма заявитель не являлась и не является до настоящего времени.

До настоящего времени Черепанова В.А. жильем не обеспечена, нанимателем либо собственником жилого помещения не является.

Тот факт, что Черепанова В.А. в настоящее время исполнилось уже 27 лет, не имеет значения для разрешения настоящего дела.

Поскольку Черепанова В.А. до достижения возраста 18 лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а с 18 до 23 лет - лиц из их числа, поэтому она имела право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантий, к числу которых относится обеспечение жилым помещением, предусмотренное статьей 8 данного закона.

В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь, что до достижения возраста 23 лет истец не обратилась в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управления социальной политики с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем утратила право на льготное обеспечение жилым помещением. Суд не принимает указанные доводы во внимание, поскольку до достижения возраста 23 лет обязанность по постановке на учет была возложена на органы местного самоуправления.

Действительно, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. До достижения указанного возраста дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу указанной нормы в редакции, действовавшей до достижения Черепановой В.А. возраста 23 лет, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Действующим правовым регулированием определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Поскольку по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.

Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

На момент нахождения Черепановой В.А. в несовершеннолетнем возрасте заявления из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступали.

Несмотря на наличие у заявителя статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, руководство детского дома г. Алапаевск не предприняло действий, направленных на постановку на тот период несовершеннолетней Черепановой В.А. на учет нуждающихся в предоставлении жилья.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> являлось не пригодным для проживания, что подтверждается актом проверки сохранности жилого помещения от 27.05.2011 года, составленного специалистом отдела опеки и попечительства ТОИГОВ СО - Управления социальной защиты населения МСЗН СО по г. Асбест, при этом площадь жилого помещения составляла менее учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо.

Заявителем до достижения предельного возраста (23 лет) предпринимались попытки обращения с соответствующими заявлениями с целью улучшения жилищных условий, что подтверждается копией ответа и.о. Главы Асбестовского городского округа от 24.03.2012 г. исх. № 44-04-702/2 на имя заявителя, согласно которого обращение передано на имя Главы Малышевского городского округа. Ответ о результатах рассмотрения указанного обращения в адрес заявителя не поступил.

Учитывая изложенное, Черепанова В.А. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, то к спорным правоотношениям применимы положения ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2013, в том числе в период, когда истец должна была реализовать меры по обеспечению жильем, лица указанной категории подлежали обеспечению жильем, в случае если они не имеют закрепленного жилого помещения.

Как следует из материалов дела, до достижения Черепановой В.А. совершеннолетия в период нахождения ее в детских учреждениях на полном государственном обеспечении уполномоченные на то органы, имея сведения о том, что истец нуждается в жилом помещении, обязанность по постановке истца на учет нуждающихся в жилье не исполнили, что послужило причиной, ограничившей Черепановой В.А. в праве на реализацию предусмотренных законом гарантий по обеспечению жильем.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что истец в силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ имела право на дополнительные социальные гарантии. Однако до достижения возраста 23 лет истец не была своевременно постановлена на учет нуждающихся в жилом помещении. Права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите ее прав уполномоченными на то органом и лицами, в тот период, когда она была несовершеннолетней, и поэтому по обстоятельствам, не зависящим от истца, она была лишена возможности реализовать предоставленное данным законом право на обеспечение жильем.

Таким образом, органы местного самоуправления должны были обеспечить Черепанову В.А. по достижении ей возраста 18 лет жилым помещением. Однако указанная обязанность исполнена не была, жилье истцу ни по договору социального найма, как того требовали статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 8 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакциях, действовавших до 31.12.2012, ни на условиях договора найма специализированного жилого помещения, как это определено ныне действующим законодательством, не предоставлено до настоящего времени.

В связи с этим защита прав и интересов Черепановой В.А. должна быть осуществлена судом.

Таким образом, отсутствие Черепановой В.А. до достижения 23-х лет на учете нуждающихся в жилых помещениях не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении исковых требований о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку судом должны учитываться причины, которые привели к этому.

Учитывая изложенное, суд считает надлежащим ответчиком по делу Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21, а исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черепановой В. А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 удовлетворить.     

Возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 21 обязанность принять Черепанову В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из специализированного жилищного фонда Свердловской области, с включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.07.2020.

Председательствующий/

                        Н.А.Зевайкина     

2-743/2020 ~ М-435/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЧЕрепанова Вера Алексеевна
Прокурор Ленинского района г Н.Тагил в интересах Черепановой (Гореловой) Веры Алексеевны
Ответчики
Управление социальной политики по городу Н.Тагил и пригородному району
Другие
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Зевайкина Н.А.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.04.2020Предварительное судебное заседание
06.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.05.2020Предварительное судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее