Дело №2-370/2021
10RS0014-01-2021-000795-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 сентября 2021 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием представителя истца Федосова В.А. – Шилика И.В., при секретаре Арефьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосова В. А. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Федосов В.А. обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что является наследником после смерти отца А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти А. открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Ранее жилой дом (имевший номер №) был подарен наследодателю тещей Д. на основании договора дарения 0т ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ наследодателем получено разрешение <данные изъяты> поселковой администрации на строительство жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> «на месте старого, с последующим его сносом, принадлежащий ему на праве личной собственности». В 1996 году наследодателем осуществлено строительство жилого дома, каких-либо действий по регистрации права произведено не было. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чалнинского поселения дому присвоен актуальный адрес (<адрес>). При доме имеется земельный участок площадью <данные изъяты> Га, что подтверждается справкой из кадастровой книги <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Д. На основании изложенных в иске обстоятельств истец просит признать за собой право собственности на жилой дом и земельный участок.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, их представители, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела и наследственного дела №, суд приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – А., истец, согласно пункту 11 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), является его наследником первой очереди и своевременно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства в пределах установленного статьей 1154 ГК РФ шестимесячного срока (ДД.ММ.ГГГГ, том 1, л.д. 190-191), действуя, в том числе, в интересах второго наследника первой очереди – С. (супруга наследодателя и мать истца). Последняя скончалась ДД.ММ.ГГГГ, единственным наследником, своевременно (ДД.ММ.ГГГГ) обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является истец (том 1, л.д. 113).
На основании абзаца второго пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ Д. подарила А. «целый жилой дом, находящийся в <адрес> (том 1, л.д. 10), был заключен соответствующий договор, заверенный нотариально и зарегистрированный в РГЦ «Недвижимость» ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный жилой дом, возникло до 31 января 1998 года – даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Согласно пункту "г" §1 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года №83, в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений, в том числе, жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Регистрация сделок и прав на недвижимое имущество ранее проводилась бюро технической инвентаризации в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 №380. На территории Республики Карелия функции бюро технической инвентаризации согласно постановлению Совета Министров КАССР от 22 января 1993 года №18 выполнял РГЦ «Недвижимость» (ГУП РК РГЦ «Недвижимость»), который осуществлял учет владельцев объектов недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 14 июля 1995 года №593.
Таким образом, договор дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ был заключен и зарегистрирован в соответствии с действовавшими в указанный период нормативными актами.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением <данные изъяты> сельской администрации № А. разрешено строительство жилого дома на месте старого с последующим его сносом. Такое распоряжение принято в пределах полномочий поселковой администрации, определенных пунктом 4 статьи 52 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Строительство нового дома было осуществлено в 1996 году, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 13-19). Согласно справке местной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.8-415 (том 1, л.д. 12) в настоящее время жилой дом имеет № по <адрес>.
С учетом перечисленных обстоятельств, имеются основания полагать, что упомянутый жилой дом принадлежал А. на праве собственности, а потому исковые требования о признании права собственности на дом в порядке наследования подлежат удовлетворению.
Исковые же требования о признании права собственности на земельный участок подлежат отклонению, поскольку из материалов дела не следует факт предоставления А. или Д. земельного участка по смыслу, придаваемому этому термину положениями пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации. Изложенное не препятствует последующему формированию земельного участка и его приобретению в собственность в предусмотренном законом порядке.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы по оплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать за Феосовым В. А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК РФ составлено 10 сентября 2021 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 11 октября 2021 года.