Решение по делу № 2-3921/2016 ~ М-3024/2016 от 04.04.2016

Решение

Именем Российской Федерации

11 мая 2016 года                                         г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,

при секретаре Манжировой Е.Ю.,

представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Миньковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляниновой (Савельевой) А.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерство Финансов Саратовской области о признании незаконным действий по неисполнению решения суда, компенсации морального вреда,

установил:

Савельева А.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что решением Кировского районного суда г. Саратова от ***. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области было обязано предоставить Беляниновой (добрачная фамилия Савельева) А.А. *** года рождения жилое помещение по договору специализированного найма из специализированного государственного жилищного фонда в граница <адрес> общей площадью не менее 30 кв.м.

Указанное решение не было обжаловано и вступило в законную силу *** а *** года судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области было возбуждено исполнительное производство.

До настоящего момента решение суда не исполнено.

В своем сообщении № от *** года заместитель министра строительства и ЖКХ по Саратовской области ссылается на отсутствие жилых помещений в специализированном государственном жилом фонде, и не возможность заключить с Беляниновой А.А. договор специализированного найма жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда в границах города <адрес> общей площадью не менее 30 кв.м.

Саратовским межрайонным городским отделом по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа выносило постановление о взыскании исполнительского сбора в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Саратовской области, а также неоднократно направлялись предложения-предупреждения о необходимости исполнения требований исполнительного документа.

***. в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

*** заместителем начальника отдела старшего судебного пристава вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 30 000 руб.

*** года с целью исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем вручено требование Министерству строительства и ЖКХ по Саратовской области исполнить решение суда и предоставить документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда до ***.

***. в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

*** года заместителем начальника отдела старшего судебного пристава вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 50 000 руб.

*** года с целью исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем вручено требование Министерству строительства и ЖКХ по Саратовской области исполнить решение суда и предоставить документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда до ***

***. министра строительства и ЖКХ по саратовской области предупредили о наступлении уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

*** года с целью исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем вручено требование Министерству строительства и ЖКХ по Саратовской области исполнить решение суда и предоставить документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда до ***

***. в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

30.07.2015 года заместителем начальника отдела старшего судебного пристава вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 50 000 руб.

В настоящее время Министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области неправомерно уклоняется от исполнения судебного решения, ссылаясь на отсутствие жилых помещений требуемой номенклатуры в административных границах <адрес>.

Тем временем, не имея собственного жилья, денежных средств, Белянинова А.А. вынуждена проживать в малопригодных для проживания жилых помещениях.

Для своего жизнеобеспечения, не имея специальности, она вынуждена подрабатывать на различных малооплачиваемых работах, без официального оформления.

В настоящее время истец в связи с отсутствием своего жилья, неопределенностью, находится в постоянном нервном напряжении. Все это причиняет ей нравственные и моральные страдания, а продолжающееся упорное нежелание ответчика предоставить по решению суда жилое помещение, усугубляют нравственные, моральные и физические страдания Беляниновой (Савельевой) А.А.

Поскольку жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, просит суд признать незаконным бездействие ответчика в части неисполнения решения Кировского районного суда г. Саратова от ***. об обязании Министерства строительства и ЖКХ по саратовской области представить Беляниновой (Савельевой) А.А. жилое помещения в городе <адрес> общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области, просит взыскать с Министерства финансов Саратовской области в пользу Беляниновой (Савельевой) А.А. компенсацию морального вреда в размере 500 000 тыс.

Истец Белянинова (Савельева) А.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

Представитель истца Чеботарев А.А., извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, в поданном через канцелярию суда заявлении исковые требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие. Также в заявлении просил, в случае удовлетворения исковых требований разрешить вопрос о возмещении судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Минькова С.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. По существу заявленных требований пояснила следующее. Распоряжением министерства строительства и ЖК по Саратовской области от ***. № Белянинова (Савельева) А.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области составом семьи 1 человек как лицо, ранее имевшее статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Законом Саратовской области № 123-ЗCO «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», с 01 января 2013 года детям-сиротам, и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированного жилых помещений. В соответствии с решением Кировского районного суда г. Саратова от ***. министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области обязано предоставить Беляниновой (Савельевой) А.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в г. <адрес>. По состоянию на *** года на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в Саратовской области состоит 6 098 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в том числе из них у 4037 возникло право на обеспечение жилым помещений, которое не реализовано до настоящего времени. Судебное решение Беляниновой (Савельевой) А.А. по дате вынесения – 43 в части предоставления жилого помещения в г. Балаково.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные контракты заключаются в соответствии с паном-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательстве РФ о контрактной системе в сфере закупок порядок и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Для обеспечения Беляниновой (Савельевой) А.А. благоустроенным жилым помещением в г. <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области, министерству необходимо определить поставщика на участие в долевом строительстве жилых помещений. На сегодняшний день, строительные организации не заинтересованы в реализации государственных контрактов из-за низкой цены, установленной на социальное жилье. В целях обеспечения решения Кировского районного суда г. Саратова были объявлены 31 аукцион в электронной форме на участие в долевом строительстве 90 жилых помещений в г<адрес>. Аукционы в электронной форме признаны несостоявшимися. За период *** года министерством строительства и ЖКХ по Саратовской области были объявлены 14 аукционов на участие в долевом строительстве 40 жилых помещений в г. <адрес>, которые были признаны несостоявшимися. Из вышеизложенного следует, сто решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина министерства строительства и ЖКХ по Саратовской области в неисполнении решения Кировского районного суда г. Саратова в пользу Беляниновой (Савельевой) А.А. отсутствует. Министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области осуществляет все возможные мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями.

В судебное заседание ответчик – министерство финансов Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительность причин неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя министерства финансов Саратовской области в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Из смысла указанных статей следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, основания для удовлетворения заявленных требований о признании действий должностного лица незаконными у суда отсутствуют, что следует из положений вышеприведенной ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, а также п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Статьей 72 Конституции РФ, ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшего также до 01.01.2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Федеральным законом РФ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и ЖК РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с *** года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Вступившая с *** года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

К законодательству РФ в данном случае относится Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 года №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 которого предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

На территории Саратовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02.08.2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции Законов Саратовской области от 25.12.2012 года № 208-ЗСО, от 25.12.2012 года № 223-ЗСО).

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.

Принятие лиц из - числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч. 10 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).

Граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23.04.2012 года № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2007 года №150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), включаются в список, указанный в части 10 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке (ч. 11 ст. 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года, введенная в действие Законом Саратовской области № 208-3CO от 25.12.2012 года).

В ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 30 января формирует предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на специализированный жилищный учет и достигших возраста 16 лет по состоянию на 1 января текущего года (далее - предварительный список), и направляет его не позднее 5 февраля в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства (ч. 4 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 апреля формирует выверенный список поставленных на специализированный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - выверенный список) (ч. 7 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).

На основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений: ежегодно в срок не позднее 1 мая формирует и утверждает единый сводный список (реестр) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - сводный список) (ч. 8 ст. 6 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02.08.2012 года).

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по мере формирования специализированного государственного жилищного фонда области в срок не позднее наступления возраста 18 лет у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии соответствующего заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в порядке очередности по времени постановки на специализированный жилищный учет для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет: 1) уточняет, имелись ли изменения в имущественном положении лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи; 2) в месячный срок со дня получения документов, указанных в части 11 настоящей статьи: а) принимает решение о предоставлении лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области с учетом требований статьи 7 настоящего Закона; б) проводит распределение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области на основании жеребьевки, порядок проведения которой определяется в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 3) заключает договоры найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области в месячный срок со дня проведения жеребьевки. Указанные договоры являются основанием для вселения в предоставляемые жилые помещения лиц, указанных в абзаце первом настоящей части (ч. 11 ст. 6 Закона Саратовской области №123-3CO от 02.08.2012 года).

В судебном заседании установлено, что Белянинова (Савельева) А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются решением Кировского районного суда г. Саратова от ***., и не оспаривались стороной ответчика.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № *** года Белянинова (Савельева) А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 либо в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.

Следовательно, в силу ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 года №64-ЗСО, согласно которой жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, Белянинова (Савельева) А.А. может быть обеспечена жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

В судебном заседании установлено, что с момента постановки Беляниновой (Савельевой) А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени, жилое помещение Беляниновой (Савельевой) А.А. предоставлено не было, с учета в установленном порядке Белянинова (Савельева) А.А. не снималась.

Сведений о том, что Белянинова (Савельева) А.А. улучшила свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено. Право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, Беляниновой (Савельевой) А.А. не реализовано.

При этом льгота по обеспечению истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Белянинова (Савельева) А.А. обладает указанным статусом, в связи с чем, норма предоставления жилого помещения рассчитывается, как на одиноко проживающего гражданина – 30 кв.м.

Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 года № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области» уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, что никем не оспаривается.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Рассматривая требования истца о признании незаконным бездействие ответчика по несвоевременному представлению жилого помещения, суд приходит к следующему.

Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 ГПК Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Основанием для признания незаконным бездействие министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истец указывает непредставление ответчиком жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.

В указанном случае бездействие министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области предполагает полное отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.

Доказательств, объективно подтверждающих нарушение прав истца на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, суду не представлено.

Само по себе непредставление Беляниновой (Савельевой) А.А. жилого помещения не свидетельствует о незаконном бездействии ответчика.

Поскольку совокупность обязательных условий, предусмотренных ст. 258 ГПК РФ по делу не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействие ответчика.

Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему выводу.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20.12.1994 г. N 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 г. N 10, от 15.01.1998 г. N 1, от 06.02.2007 г. N 6) следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная *** и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной ***, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

При этом следует учесть, что наличие у гражданина установленного законом права на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и управления, дознания, следствия, прокуратуры и суда, не освобождает его от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.

В силу закона Белянинова (Савельева) А.А., полагавшая, что незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред обязан доказать обстоятельства причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями и наступившим вредом (ст. 56 ГПК РФ). Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.

Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что Беляниновой (Савельевой) А.А. не представлено доказательств причинения ему морального вреда именно незаконными действиями либо бездействием ответчика, доказательств причинения вреда его личным неимущественным правам либо иным нематериальным благам, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и какими-либо нравственными либо физическими страданиями, с чем соглашается судебная коллегия.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что требование истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, так как само по себе признание незаконными действия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по неисполнению решения суда не свидетельствует о причинении вреда его личным неимущественным правам, либо иным нематериальным благам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

2-3921/2016 ~ М-3024/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Савельева Анастасия Алексеевна
Ответчики
Министерство строительства и ЖКХ по саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Кравцова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
04.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2016Передача материалов судье
08.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.10.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.10.2016Судебное заседание
27.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
07.12.2017Дело оформлено
07.12.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее