Дело № 2-7869/32-2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Ероха О.Ю.,
с участием истца Пахомова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомова В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия о перерасчете базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Пахомов В.А. обратился в суд по тем основаниям, что во время трудовой деятельности в <данные изъяты>, в должности <данные изъяты>, он неоднократно направлялся работодателем в командировки в районы Крайнего Севера. Истец полагает, что данное обстоятельство дает ему право на перерасчет базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с Федеральным законом 01.12.2007 №312-ФЗ, поскольку период командировки является периодом работы на Крайнем Севере. Ответчик отказал ему в перерасчете базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения в командировке в районах Крайнего Севера. На основании изложенного, Пахомов В.А. просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске РК) произвести ему перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера, с учетом его нахождения в командировках в районах Крайнего Севера. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда за причинение вреда его здоровью (повышение давления, головные боли, потеря сна) в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что в период своей работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, он направлялся работодателем в командировки в районы Крайнего Севера. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был направлен работодателем в служебную командировку в <адрес>, где находилось <данные изъяты>. Целью командировки являлось сопровождение комиссии ЦРБ. Указанная командировка оформлялась командировочным удостоверением, издавался приказ о направлении работника в командировку. Просит обязать ответчика произвести ему перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера, с учетом ее нахождения в командировках в районах Крайнего Севера. Кроме того, указал, что действиями ответчика его здоровью причинен вред, а именно из-за отказа ответчика в перерасчете ему базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, у него поднялось давление, начались головные боли, бессонница, денежную компенсацию морального вреда истец оценивает в <данные изъяты> рублей.
ГУ – УПФ РФ в г.Петрозаводске РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. До начала слушания дела по существу ответчиком направлен отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав истца, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит основания для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что Пахомов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, имея необходимый страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из трудовой книжки на имя Пахомова В.А., истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» в связи с работой в районах Крайнего Севера
- мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4917,89 руб. в месяц.
- мужчинам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4262,18 руб. в месяц.
При этом законом установлено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы для исчисления повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера. При этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не определен.
Юридически значимым обстоятельством для исчисления повышенного базового размера страховой части пенсии для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
В силу ст.166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Таким образом, исполнение работником, осуществлявшим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебного поручения в рамках трудовых отношений в период командировки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления базовой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Из имеющихся в материалах дела приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также командировочного удостоверения № 132 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пахомов В.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялся работодателем в командировку в район Крайнего Севера – в <адрес> с целью сопровождения комиссии ЦРБ.
В подтверждение своих доводов о работе в районах Крайнего Севера в указанный период истцом представлены трудовая книжка, показания свидетеля ФИО6, работавшего вместе с истцом и подтвердившего факт нахождения истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в служебной командировке, факт работы и осуществление трудовой функции в районе Крайнего Севера – <адрес>).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец, как сторона по делу, вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям положений главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости. Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу. В соответствии с ч.1 ст.69 ГПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела.
Показания свидетеля ФИО6 являются допустимым доказательством по делу, не опровергнуты ответчиком. Показания данного свидетеля не противоречат указанным выше правовым принципам, оснований не доверять этим показаниям у суда не имеется, трудовая книжка свидетеля обозревалась судом в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд считает, что в судебном заседании нашел подтверждение факт работы истца в районах Крайнего Севера в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2 ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае наличия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страхового стажа производится соответствующий перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера …, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 (с посл. изменениями) <адрес> отнесена к районам Крайнего Севера.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для понуждения ответчика произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – УПФ РФ в г.Петрозаводске РК за назначением пенсии, одновременно с чем им был поставлен вопрос о назначении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере.
При таких обстоятельствах суд полагает с учетом положений ст.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимым возложить на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет трудовой пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Требование истца Пахомова В.А. о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., суд считает не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению, поскольку указанное требование производно от нарушения имущественных прав истца, в то время как в соответствии со ст.151 ГК РФ положение о компенсации морального вреда установлено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Доказательств нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные благ, стороной истца не предоставлено.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета Петрозаводского городского округа РК подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.12,55,56,57,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пахомова В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия о перерасчете базового размера страховой части трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия произвести с ДД.ММ.ГГГГ Пахомову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Ю.Л. Саврук
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.