дело № 12-179 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Зея 7 ноября 2019 года
Судья Зейского районного суда Амурской области Охотская Е.В.,
с участием представителя ОНДПР по г.Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Туркина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района на постановление мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 25 сентября 2019 года юридическое лицо - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района (далее – МАОУ Береговая СОШ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица – директор МАОУ Береговая СОШ Сдержикова П.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, указанные требования мотивирует тем, что предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений требований пожарной безопасности ввиду того, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара учреждения не соответствует требованиям пожарной безопасности, не были исполнено в установленный срок – до 1 августа 2019 года, поскольку у образовательной организации отсутствуют денежные средства, финансирование на устранение указанных нарушений со стороны учредителя не поступало, несмотря на неоднократные обращения МАОУ Береговая СОШ в администрацию Зейского района, отдел образования администрации Зейского района.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, МАОУ Береговая СОШ своего представителя в судебное заседание не направило, надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель Сдержикова П.А. просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора г.Зея и Зейского района по пожарному надзору Стрюков Е.Ю. в судебное заседание не явился, представитель административного органа - ОНДПР по г.Зея и Зейскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области Туркин И.О. в судебном заседании против удовлетворения жалобы не возражал.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В судебном заседании установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной 30 мая 2019 года на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Зея и Зейского района по пожарному надзору № 73 от 16 мая 2019 года, в отношении МАОУ Береговая СОШ заместителем главного государственного инспектора г.Зея и Зейского района по пожарному надзору Стрюковым Е.Ю. вынесено предписание № 73/1/1 от 30 мая 2019 года об устранении в срок до 1 августа 2019 года выявленных нарушений, выразившихся в том, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации в случае возникновения пожара не соответствует требованиям нормативных документов; предписание получено директором учреждения Сдержиковой П.А. 30 мая 2019 года.
Распоряжением руководителя главного государственного инспектора г.Зея и Зейского района по пожарному надзору от 29 июля 2019 года № 83 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении МАОУ Береговая СОШ с целью исполнения указанного предписания. Актом проверки № 83 от 21 августа 2019 года установлено, что предписание № 73/1/1 от 30 мая 2019 года не выполнено.
По данному факту 21 августа 2019 года заместителем главного государственного инспектора г.Зея и Зейского района по пожарному надзору Стрюковым Е.Ю. в отношении МАОУ Береговая СОШ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 25 сентября 2019 года МАОУ Береговая СОШ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, а именно в неисполнении в установленный срок предписания № 73/1/1 от 30 мая 2019 года об устранении требований пожарной безопасности.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Как установлено ч. 1 ст. 6 того же Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390.
Согласно п. 61 названных Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Как установлено ст.46 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, средства пожарной автоматики предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов. Средства пожарной автоматики подразделяются на: 1) извещатели пожарные; 2) приборы приемно-контрольные пожарные; 3) приборы управления пожарные; 4) технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные; 5) системы передачи извещений о пожаре; 6) другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.
Согласно ст.54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ,системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно ст.91 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.
Таким образом, оснований для признания требований, изложенных в предписании, вынесенном уполномоченным на то должностным лицом, незаконными, не имеется.
Между тем, в силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций.
Поскольку законодательство не устанавливает критериев для разграничения ответственности собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, вина лица определяется в каждом конкретном случае, исходя их вида и характера вменяемого правонарушения и конкретных обстоятельств дела.
Владение и пользование имуществом предполагает соблюдение должностными и юридическими лицами установленных законодательством требований пожарной безопасности при использовании этого имущества.
Как следует из Устава МАОУ Береговая СОШ, учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности, по типу реализуемых основных программ является общеобразовательной организацией (п. 1.3-1.4), организационно-правовая форма ОУ: автономное учреждение (п. 1.5). Учредителем и собственником имущества ОУ является муниципальное образование Зейский район Амурской области. Функции и полномочия учредителя ОУ в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами администрации Зейского района Амурской области осуществляет отдел образования администрации Зейского района Амурской области. Функции и полномочия собственника имущества ОУ в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами муниципального образования Зейский район Амурской области осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Зейского района (п. 1.6).
Как видно из представленных доказательств собственных доходов учреждения не имеет, для устранения нарушений, указанных в предписании и требующих значительные материальные средства (согласно локальному сметному расчету – 924067 рублей), директор школы в срок до 1 августа 2019 года, приняв меры к получению технической документации, определению лица, которое будет выполнять работы, и получению сметного расчета, неоднократно направляла в адрес администрации Зейского района и отдела образования администрации Зейского района обращения о необходимости финансирования школы с целью устранения нарушений противопожарного законодательства и исполнения рассматриваемого предписания.
Из ответа, представленного отделом образования администрации Зейского района, от 29 октября 2019 года следует, что в связи с дефицитом бюджетных средств на внеочередной сессии Зейского районного Совета народных депутатов 18 октября 2019 года были утверждены расходы в сумме 262,153 тысячи рублей только для приобретения оборудования и материалов для приведения системы АПС И СОУЭ МАОУ Береговая СОШ в соответствие с требованиями нормативных документов, на очередную сессию Совета будет вынесен вопрос о финансировании работ по приведению указанных систем в соответствие.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Зейского районного суда от 10 сентября 2019 года с учетом определения Зейского районного суда от 25 сентября 2019 года, вступившим в законную силу, на МАОУ Береговая СОШ возложена обязанность устранить в здании учреждения, расположенного по адресу: Амурская область, Зейский район, пос. Береговой, ул. Студенческая, д.1, нарушения требований пожарной безопасности, а именно: привести в соответствие с требованиями действующих нормативных документов систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией, при этом одновременно на администрацию Зейского района возложена обязанность обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования Зейского района Амурской области финансирование расходов на выполнение указанных мероприятий, поскольку судом установлено, что для проведения указанных мероприятий МАОУ Береговая СОШ необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального образования финансирование на указанные цели не производилось.
Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии в действиях МАОУ Береговая СОШ, принявшего все зависящие от него меры для устранения выявленных органом пожарного надзора и указанных в предписании № 73/1/1 нарушений, состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем обжалуемое постановление мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 25 сентября 2019 года, вынесенное в отношении заявителя, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях МАОУ Береговая СОШ состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района удовлетворить.
Постановление мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 25 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения Береговая средняя общеобразовательная школа Зейского района отменить.
Прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Е.В. Охотская