Дело № 2-121
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2012 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М
с участием прокурора Третьяк К.А.
при секретаре Гуль И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Питкярантского муниципального района об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела службы судебных приставов по Питкярантскому району УФССП России по Республике Карелия о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Питкярантского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в суд по том основаниям, что постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела службы судебных приставов по Питкярантскому району УФССП по РК (далее - Отдела) от 15.12.2011 года, принятым в рамках исполнительного производства № возбужденного на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ № г., взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене.
С учетом сложной финансовой ситуации в бюджете Питкярантского муниципального района на 2011 г. были предусмотрены средства только на первоочередные статьи расходов. В связи с этим, единственным источником для финансирования приведения учреждений в соответствии с действующими требованиями пожарного и санитарного законодательства являлись средства, предусмотренные распоряжением Правительства РК от 25.03.2010г. № 112р-П по выполнению наказов избирателей, поступивших в период избирательной кампании в органы местного самоуправления 2009г
Распоряжением администрации Питкярантского муниципального района от 23.09.2011г. № 126-р «Об организации работы по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности, санитарного законодательства, укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Питкярантского муниципального района. На данные мероприятия муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> РК выделено <данные изъяты> рублей, в том числе на ремонт системы вытяжной вентиляции на пищеблоке школы <данные изъяты> руб. В настоящее время все ремонтные работы выполнены и оплачены.
Администрация просит отменить постановление пристава-исполнителя от 15.12.2011 г. по вышеуказанному исполнительному производству и освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель администрации, действующая на основании доверенности Потина М.В., заявленные требования поддержала по вышеизложенным доводам, просит учесть принятые должником меры.
И.о. начальника отдела судебных приставов по Питкярантскому району Тимофеев М.Д., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, пояснил, что администрации был предоставлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа, однако, в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, решение суда исполнено не было. Администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01.07.2011г., однако решение суда исполнено не было. Заявителем не предоставлено доказательств отсутствия вины, а также незаконности действий судебного пристава, нарушения этими действиями прав заявителя.
Прокурор заявленные требования не признал, полагает, что не имеется оснований для признания постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным и подлежащим отмене.
Представитель заинтересованного лица МОУ СОШ п.<адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1,2 ст.441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов
Предусмотренный законом 10-дневный срок для подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя администрацией не пропущен, поскольку оспариваемое постановление от 15.12.2011 года получено заявителем 13.01.2012 года.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее Закон № 229-ФЗ), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
В соответствии с частью 6 статьи 112 названного закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 этой же статьи установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 2 названной статьи лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Питкярантского городского суда РК от 31.01.2011 года на администрацию Питкярантского муниципального района возложена обязанность профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа <адрес> Республики Карелия.
Исполнительный лист предъявлен для принудительного исполнения 18.02.2011 года, 02.03.2011г. было возбуждено исполнительное производство №, копия которого была направлена должнику. Администрация, получив постановление о возбуждении исполнительного производства, в установленный для добровольного исполнения пятидневный срок, требования судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа о финансировании мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа <адрес> Республики Карелия не выполнила.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В марте 2011г заявитель обращался с заявлениями об отсрочке исполнения решения, определением Питкярантского городского суда от 28.03.2011 заявление Администрации удовлетворено частично, предоставлена отсрочка до 01.07.2011г. За период с июля по декабрь 2011 заявитель не обращался с заявлением о рассрочке либо отсрочке судебного решения, сведений, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в силу чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, судебному приставу-исполнителю предоставлены не были. 15.12.2011г. исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа
Таким образом, установлено, что администрация в установленный для добровольного исполнения срок, решение суда не исполнила.
Доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, администрацией не предоставлено.
Довод представителя администрации, что судебный пристав-исполнитель незаконно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, так как на момент его вынесения решение суда было фактически исполнено, не основан на законе.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также, что администрация без уважительных причин не исполняла обязательства, возложенные на нее законом и судебным решением, суд считает, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено законно и в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления судебного пристава-исполнителя следует отказать.
Требования администрации об освобождении от взыскания исполнительского сбора также удовлетворению не подлежат, поскольку из вышеприведенных обстоятельств не следует, что заявителем предпринимались все меры для своевременного и надлежащего исполнения решения суда, что он проявил должную заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Вместе с тем, учитывая то, что Администрация фактически исполнила требования исполнительного документа, суд считает возможным в соответствии с ч.7 ст.112 Закона № 229-ФЗ, уменьшить размер исполнительского сбора до 3750 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.254-258, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления администрации Питкярантского муниципального района о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела службы судебных приставов по Питкярантскому району УФССП по РК от 15.12.2011 года о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, об освобождении от исполнительского сбора, отказать.
Снизить сумму исполнительского сбора, взысканного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ с 5000 рублей до 3750 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
.
Председательствующий И.М. Прокофьева