Р Е Ш Е Н И Е
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2015 г. Промышленный районный суд г. Самара в составе:
Председательствующего Сёмина С.Ю.
при секретаре Ковригиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Администрации г.о.Самара о признании незаконным и отмене предписания ОГИБДД УМВД России по <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.о. Самара обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ. к ним поступило предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самаре, в соответствии с которым на администрации городского округа Самара предложено организовать работу по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (выбоины, дефекты покрытия), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по <адрес> Считая предписание необоснованным и подлежащим отмене просит признать незаконным и отменить предписание отдела ГИБДД УМВД по г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель заявителя, по доверенности, поддержал свои требования просит признать незаконным и отменить предписание отдела ГИБДД УМВД по г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ.и поддержал доводы изложенные в заявлении.
Представитель отдела ОГИБДД УМВД по г.Самара, по доверенности, в судебном заседании требования не признал полностью, по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель Департамента благоустройства и экологии администрации г.о.Самара, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявление не оспорил, отзыв не приставил, о причинах не явки не известил.
Выслушав пояснения сторон, изучив доказательства представленные сторонами, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из пояснений сторон и представленных доказательств следует, что Госавтоинспекцией в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, порядок осуществления которого установлен Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утв. Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, на внутриквартальной территории напротив домов №№ по <адрес>, выявлены недостатки в содержании проезжей части внутриквартального проезда (а также тротуаров и пешеходных дорожек) (выбоины, дефекты покрытия), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В целях устранения выявленного недостатка, администрации городского округа Самара 26.06.2015 года выдано предписание Отдела ГИБДД УМВД России по г.Самаре за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с предложением организовать мероприятия по устранению недостатков в содержании проезжей части внутри квартального проезда по адресу: <адрес>, ул. <адрес> в районе домов №№. Срок исполнения предписания 10 суток.
Проверив доводы заявителя, что указанный в представлении проезд не является дорогой общего пользования на том основании, что не внесен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. №1441 и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не вызывает сомнений, сторонами также не оспаривается, то обстоятельство, что внутри квартальный проезд по адресу: <адрес>, ул.<адрес> в районе домов №№ находится в границах городского округа Самара.
В Конституции Российской Федерации в п.1 ст.130 установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Статьей 132 закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч.1 п.5 ст.16 к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 34 указанного закона к органам местного самоуправления отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 13 ФЗ РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; …
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 5 ст.7 «Устава городского округа Самара Самарской области», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 к вопросам местного значения городского округа Самара также отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара
Частью 2 пп.1 п. «в» статьи 25 «Устава городского округа Самара Самарской области» Администрация городского округа Самара, для решения вопросов местного значения городского округа Самара, отнесенных к полномочиям Администрации городского округа Самара, наделена полномочиями от имени городского округа Самара осуществлять права собственника в отношении муниципального имущества в части принятия решений по вопросам распоряжения земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством.
Во исполнение возложенных полномочий Администрацией Городского округа Самара принято постановление №273 от 05.04.2013г. «Об утверждении Положения о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара» согласно п.1.4. которого к мероприятиям, направленным на обеспечение сохранности автомобильных дорог, относится соблюдение:
требований технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов при проведении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог;
требований технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ №12-П от 28 мая 2010 года и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определен состав общего имущества и подпунктом «е» определено, что в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) определено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В ходе судебного разбирательства заявитель не представил доказательств формирования земельного участка по адресу: <адрес> и постановке его на государственный кадастровый учет.
Согласно п. 6 ст. 3 и ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статья 5 ФЗ №257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или муниципального значения и автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно п. 11 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Внутриквартальный проезд по адресу: <адрес>, ул. <адрес> в районе домов <адрес> - дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам, расположенным на внутриквартальной территории, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, заявителем и заинтересованными лицами данное обстоятельство не опровергнуто, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).
В соответствии с Положением о разграничении территории города Самары по содержанию элементов благоустройства (Постановление Главы г. Самары от 06.08.1996г. №1041 «О закреплении городских территорий и элементов благоустройства»), администрации районов обеспечивают, в числе прочего, содержание внутриквартальных и дворовых территорий, проездов, тротуаров.
Согласно п. 3.12 Положения о Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, утвержденных Решением Думы г.о, Самара от 10.03.2011 №69 «Департамент осуществляет от лица г.о. Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы и др.объекты)». Помимо указанного, Постановлением Администрации г.о. Самара от 24 августа 2012 года №1167 утверждена «Долгосрочная целевая программа г.о. Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012- 2018 годы». Согласно Паспорту указанной программы: заказчик программы - администрация городского округа Самара и цель программы - увеличение протяженности, пропускной способности, а также достижение требуемого технического и эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в городского округе Самара. Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач: проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения, в том числе строительство дорог местного значения в новых микрорайонах малоэтажной застройки; ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Самара.
Ссылка заявителя на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (Правила Госстроя), которыми определены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку названные Правила Госстроя определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда и не относятся к обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и содержании автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и указанный в заявлении администрации перечень работ при капитальном ремонте жилищного фонда носит примерный состав видов работ, относящихся к текущему ремонту жилищного фонда.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования является обязанностью органов местного самоуправления, которым в г.Самара является администрация г.о.Самара, которой законно и обосновано, уполномоченным должностным лицом, предложено устранить выявленные нарушения.
По изложенным выше основаниям суд приходит к выводу, что заявление Администрации г.о.Самара не обосновано и не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Администрации г.о.Самара в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания ОГИБДД УМВД России по г.Самара – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Промышленный районный суд г.Самары, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде. Решение в окончательном виде изготовлено 08.09.15г.
Председательствующий: Сёмин С.Ю.