Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО3;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4354/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к ФИО1 о взыскании задолженности,
установил:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, уточнив требования, просила взыскать с административного ответчика задолженность за 2018 г. по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 156 753, 84 рублей, пени в размере 1 104,83 рублей, а всего 157 858, 67 руб., указав в обоснование иска, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование не было исполнено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в отсутствие, сообщил, что оплата задолженности на лицевой свет налогоплательщика не поступала.
Административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что суд заблаговременно направлял ответчику судебные извещения, которые вернулись в суд с отметкой "за истечением срока хранения". Каких-либо сведений об уважительности причин неявки, а также ходатайств о рассмотрении дела без его участия от ответчика в суд не поступило.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам (статья 15 НК РФ).Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 НК РФ).
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Не являются объектом налогообложения объекты недвижимости, указанные в пункте 3 статьи 401 НК РФ.
В силу статьи 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с положениями статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с положениями статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1); налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3); налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности ФИО1 в налоговом периоде 2018 года находились следующие объекты налогообложения:
- иные строения, помещения и сооружения: <адрес>, кадастровый №, площадь 99,50, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями об имуществе, в силу чего, административным ответчиком подлежит уплата налога за указанный период. Налоговым органом произведен расчет суммы налога, который составил 11 959,00 руб. исходя из расчета: 4 941 698 (налоговая база - кадастровая стоимость)*1 (доля в праве)*0,50 (налоговая ставка): 12/12 месяцев (количество месяцев владения);
- иные строения, помещения и сооружения: <адрес> кадастровый №, площадь 280,10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями об имуществе, в силу чего, административным ответчиком подлежит уплата налога за указанный период. Налоговым органом произведен расчет суммы налога, который составил 281 150,00 руб. исходя из расчета: 15 619 440 (налоговая база - кадастровая стоимость)*1 (доля в праве)*1,80 (налоговая ставка): 12/12 месяцев (количество месяцев владения);
- иные строения, помещения и сооружения: <адрес>, кадастровый №, площадь 139,70, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями об имуществе, в силу чего, административным ответчиком подлежит уплата налога за указанный период. Налоговым органом произведен расчет суммы налога, который составил 16 791,00 рубля исходя из расчета: 6 938 243 (налоговая база - кадастровая стоимость)*1 (доля в праве)*0,50 (налоговая ставка): 12/12 месяцев (количество месяцев владения).
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате суммы налога на имущество физических лиц за 2018 год.
Налоговое уведомление оставлено без исполнения в срок, предусмотренный законодательством – до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой налога налогоплательщику в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены пени со следующего дня после срока уплаты налога (ДД.ММ.ГГГГ) до даты выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 104,83 рублей.
Расчет суммы налога и пени судом проверен, признается верным, оснований не доверять правильности расчета не имеется, административным ответчиком расчет не оспорен.
В установленный статьей 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц и пени.
Требования административным ответчиком исполнены не были, в связи с чем у административного истца возникло право на обращение в суд с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании с административного ответчика налога и пени.
Из обозренного в ходе судебного разбирательства административного дела № года по заявлению ИФНС России по <адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании налога и пени с административного ответчика, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 241 786, 44 рублей и пени в размере 1104,83 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда по заявлению административного ответчика судебный приказ отменен.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец, в установленный статьей 286 КАС РФ срок, обратился в суд с настоящим административным иском.
Поскольку, административным ответчиком до подачи искового заявления требования налогового органа в добровольном порядке исполнены не были, в силу статьей 286 КАС РФ у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени.
Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату им недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пени предоставлены не были.
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц и пени.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 4 357,17 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недоимку и пени в размере 157 858,67 рублей, из которых:
недоимка по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2018 год в размере 156 753,84 рублей;
пени в размере 1 104,83 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 4 357,17 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: