Дело № 2-2767/13
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Исайкиной Л.В.,
с участием представителя истца Ситниковой Н.В. Ситниковой Л.И., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика (Наименование1) Деменок Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица открытого акционерного общества (Наименование2) Пожидаевой Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ситниковой Н. В. к (Наименование1) о признании незаконным включения в квитанцию об оплате коммунальных услуг суммы оплаты за электроэнергию мест общего пользования, об обязании исключить сумму оплаты за электроэнергию мест общего пользования из квитанции, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ситникова Н.В. обратилась в суд с иском к (Наименование1) о признании незаконным включения в квитанцию об оплате коммунальных услуг за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> суммы <данные изъяты> рублей по тарифу <данные изъяты> рубль за электроэнергию мест общего пользования, обязании (Наименование1) исключить данную сумму из квитанции за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес>. Взыскать с (Наименование1) в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за причиненные нравственные и физические страдания, связанные с нервными переживаниями в связи с включением данной суммы в квитанцию. В обоснование своих требований истец указала, что (Наименование1) является обслуживающей организацией жилого дома по <адрес>. (Наименование1) самостоятельно, не предупредив истца в письменном виде, включило в квитанцию по оплате коммунальных услуг Ситниковой Н.В. графу «электроэнергия мест общего пользования» и выставило сумму к оплате <данные изъяты> рублей по тарифу <данные изъяты> рубль с поквартирным объемом (№), что привело к невозможности оплаты коммунальных услуг. Включение данной суммы в квитанцию является незаконным, поскольку ЖК РФ в числе платежей за коммунальные услуги не предусматривает оплату за места общего пользования. Установленного законом тарифа 2,41 рубль не существует, данный тариф является выдуманным (Наименование1). Собственники жилого дома не принимали решения о внесении в квитанцию об оплате коммунальных услуг графы «электроэнергия мест общего пользования». Ответчик не заключал с истцом договор на оплату за электроэнергию мест общего пользования. Истец не обращалась с заявлением в (Наименование1) с просьбой о включении данной суммы в квитанцию об оплате коммунальных услуг.
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО (Наименование2) (л.д. 68-69).
Впоследствии исковые требования были уточнены, истец просит признать незаконной сумму <данные изъяты>, включенную в квитанцию за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> за электроэнергию мест общего пользования, обязать (Наименование1) исключить данную сумму из квитанции, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец Ситникова Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Ситникова Л.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.
Представитель ответчика (Наименование1) Деменок Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения.
Представитель третьего лица открытого акционерного общества (Наименование2) Пожидаева Л.А., действующая на основании доверенности, полагалась на усмотрение суда при разрешении исковых требований, указав, что истец обязана оплачивать электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Отношения по поводу содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством согласно статье 4 ЖК РФ.
Судом установлено, что (ДД.ММ.ГГГГ) между ООО (Госорган3) и Ситниковой Н.В. был заключен договор (№) на участие в долевом строительстве однокомнатной квартиры с условным номером (№) (л.д. 8-11).
Согласно акту приемки-передачи квартиры от (ДД.ММ.ГГГГ) Ситниковой Н.В. передана однокомнатная квартира (№) (условный номер (№)) общей площадью 34,6 кв.м. в доме <адрес> (л.д. 7).
Содержание общего имущества дома и предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме (№), расположенном по адресу: <адрес> осуществляет (Наименование1).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с п. 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, законодательство связывает возникновение обязанности по уплате платежей за жилье с моментом фактического поступления жилого помещения во владение и пользование лица, являющегося участником долевого строительства.
Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу частей 1-3 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, предусматривают, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (п. 2 Правил).
Согласно п.п. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
В силу п. 8 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из разъяснения, содержащегося в письме (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Следовательно, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.
Доводы истца о том, что плата за электроэнергию мест общего пользования не предусмотрена ЖК РФ в числе платежей за коммунальные услуги, суд считает несостоятельными.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 89 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", действовавших в период возникновения спорных правоотношений, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Поставка электроэнергии для использования в местах общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется по договору поставки электрической энергии (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, заключенному между ОАО (Наименование2) (л.д.43-45).
На основании п. 3.2 вышеуказанного договора количество переданной энергии определяется на основании приборов учета электроэнергии в порядке, предусмотренном разделом (№).
Учет и контроль поставляемой энергии осуществляются приборами учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений, по каждой точке поставки и точке технологического присоединения (п. 5.1. договора).
Показания приборов учета передаются гарантирующему поставщику и сетевой организации по всем точкам поставки и точкам технологического присоединения ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным любыми средствами связи по установленной гарантирующим поставщиком форме с последующим письменным подтверждением указанных сведений в течение трех последующих дней (п. 5.3. договора).
По окончании расчетного периода стороны оформляют акт приема-передачи энергии и акт сверки расчетов в натуральном и стоимостном выражении (п. 6.10. договора).
Приложением (№) к договору (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) определены 28 мест установки электросчетчиков и применяемых тарифов, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (л.д. 47-49).
Таким образом, между энергосбытовой организацией и ответчиком был заключен договор на поставку электрической энергии, согласно которому учет поставляемой энергии осуществляется приборами учета, установленными в местах, определенных договором, оплата энергии производится на основании выставляемых гарантирующим поставщиком счетов фактур и платежных документов.
Согласно ведомости электропотребления по точкам учета за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) всего было поставлено <данные изъяты> кВт.ч. На основании счет-фактуры (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) ОАО (Наименование2) выставлено (Наименование1) к оплате <данные изъяты> рублей (без НДС), <данные изъяты> рублей (с учетом НДС) (л.д. 39).
Тот факт, что дом по <адрес> оснащен самостоятельными приборами учета электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, не имеет правового значения, поскольку согласно пунктам 88, 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, определение объемов электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом, осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При этом возможности использования в целях расчета за потребленную электроэнергию каких-либо иных приборов учета, кроме общедомовых (коллективных) и индивидуальных Правила оказания коммунальных услуг гражданам не предусматривают.
В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось сторонами настоящего спора, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги по электроснабжению должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года, дифференцируется порядок расчета платы за коммунальные услуги в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета.
При установленных судом обстоятельствах плата за электрическую энергию должна быть рассчитана в соответствии с формулой 3 пп. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (в редакции от 29.07.2010 года № 580), предусмотренной для расчета размеры платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Согласно указанной формулы расчет платы за коммунальную услугу «электроэнергия мест общего пользования» зависит от количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.) и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).
Как следует из материалов дела, Ситниковой Н.В. выставлена к оплате сумма за потребление электроэнергии в местах общего пользования за (ДД.ММ.ГГГГ) года в сумме <данные изъяты>, исходя из тарифа <данные изъяты> рубль, поквартирного объема 8,3282 (л.д. 5).
Начисления по услуге электроэнергия мест общего пользования производились (Госорган1) на основании писем (Наименование1) с указанием тарифа 0,58 рублей/кв.м. (л.д. 37).
Согласно представленного ответчиком расчета норматив потребления по строке «электроэнергия мест общего пользования» за (ДД.ММ.ГГГГ) года рассчитывался следующим образом: 5515 квт.час * <данные изъяты> рублей (стоимость 1 квт.час) / 22915,4 кв.м. (площадь квартир) = 0,58 рублей/кВт.час.
Данный расчет произведен ответчиком не в соответствии с вышеуказанными нормами Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Производя данный расчет, (Наименование1) учитывало показатели фактически потребленного коммунального ресурса по выставленным счетам ОАО (Наименование2), общую площадь квартир, которая не соответствует сведениям, внесенным в технический паспорт на жилой дом и земельный участок по <адрес>
Следовательно, действия ответчика по взиманию платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования исходя из площади квартир, являются незаконными.
На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Ситниковой Н.В. о признании незаконным включение в квитанцию суммы <данные изъяты> копеек за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> в качестве оплаты за электроэнергию мест общего пользования и об обязании (Наименование1) исключить данную сумму из квитанции на оплату коммунальных услуг.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, на правоотношения, возникшие между Ситниковой Н.В. и (Наименование1) по предоставлению коммунальной услуги «электроэнергия мест общего пользования» распространяются нормы закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку действиями ответчика были нарушены права Ситниковой Н.В. на получение качественной услуги по расчету платы за коммунальную услугу «электроэнергия мест общего пользования», суд полагает, что с (Наименование1) подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Размер компенсации морального вреда, указанный в исковом заявлении, в сумме <данные изъяты> рублей, суд считает завышенным. При определении размера компенсации, суд учел характер причиненных истцу страданий, степень вины ответчика, длительность нарушения прав истца.
Довод представителя ответчика о том, что истцом не доказан факт причинения физических и нравственных страданий не основан на законе.
Исходя из смысла положений статьи 15 Закона при решении вопроса о компенсации морального вреда потребителю, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 333.19. НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - <данные изъяты> рублей.
В связи с тем, что при обращении в суд с иском Ситникова Н.В. была освобождена от уплаты государственной пошлины, с (Наименование1) в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей (3 требования по <данные изъяты> рублей).
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным включение в квитанцию за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> суммы <данные изъяты> копеек в качестве оплаты за электроэнергию мест общего пользования.
Обязать (Наименование1) исключить из квитанции за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> сумму оплаты за электроэнергию мест общего пользования в размере <данные изъяты> копеек.
Взыскать с (Наименование1) в пользу Ситниковой Н. В. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с (Наименование1) госпошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на счет органа Федерального казначейства по <адрес> (№) ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК: (№), корсчета нет, получатель: УФК по <адрес> (ИФНС России по <адрес>) ИНН (№), КПП (№), ОКАТО (№), КБК (№).
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова.
Мотивированное решение
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Дело № 2-2767/13
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Исайкиной Л.В.,
с участием представителя истца Ситниковой Н.В. Ситниковой Л.И., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика (Наименование1) Деменок Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица открытого акционерного общества (Наименование2) Пожидаевой Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ситниковой Н. В. к (Наименование1) о признании незаконным включения в квитанцию об оплате коммунальных услуг суммы оплаты за электроэнергию мест общего пользования, об обязании исключить сумму оплаты за электроэнергию мест общего пользования из квитанции, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ситникова Н.В. обратилась в суд с иском к (Наименование1) о признании незаконным включения в квитанцию об оплате коммунальных услуг за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> суммы <данные изъяты> рублей по тарифу <данные изъяты> рубль за электроэнергию мест общего пользования, обязании (Наименование1) исключить данную сумму из квитанции за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес>. Взыскать с (Наименование1) в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за причиненные нравственные и физические страдания, связанные с нервными переживаниями в связи с включением данной суммы в квитанцию. В обоснование своих требований истец указала, что (Наименование1) является обслуживающей организацией жилого дома по <адрес>. (Наименование1) самостоятельно, не предупредив истца в письменном виде, включило в квитанцию по оплате коммунальных услуг Ситниковой Н.В. графу «электроэнергия мест общего пользования» и выставило сумму к оплате <данные изъяты> рублей по тарифу <данные изъяты> рубль с поквартирным объемом (№), что привело к невозможности оплаты коммунальных услуг. Включение данной суммы в квитанцию является незаконным, поскольку ЖК РФ в числе платежей за коммунальные услуги не предусматривает оплату за места общего пользования. Установленного законом тарифа 2,41 рубль не существует, данный тариф является выдуманным (Наименование1). Собственники жилого дома не принимали решения о внесении в квитанцию об оплате коммунальных услуг графы «электроэнергия мест общего пользования». Ответчик не заключал с истцом договор на оплату за электроэнергию мест общего пользования. Истец не обращалась с заявлением в (Наименование1) с просьбой о включении данной суммы в квитанцию об оплате коммунальных услуг.
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО (Наименование2) (л.д. 68-69).
Впоследствии исковые требования были уточнены, истец просит признать незаконной сумму <данные изъяты>, включенную в квитанцию за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> за электроэнергию мест общего пользования, обязать (Наименование1) исключить данную сумму из квитанции, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец Ситникова Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Ситникова Л.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.
Представитель ответчика (Наименование1) Деменок Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения.
Представитель третьего лица открытого акционерного общества (Наименование2) Пожидаева Л.А., действующая на основании доверенности, полагалась на усмотрение суда при разрешении исковых требований, указав, что истец обязана оплачивать электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Отношения по поводу содержания и ремонта жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством согласно статье 4 ЖК РФ.
Судом установлено, что (ДД.ММ.ГГГГ) между ООО (Госорган3) и Ситниковой Н.В. был заключен договор (№) на участие в долевом строительстве однокомнатной квартиры с условным номером (№) (л.д. 8-11).
Согласно акту приемки-передачи квартиры от (ДД.ММ.ГГГГ) Ситниковой Н.В. передана однокомнатная квартира (№) (условный номер (№)) общей площадью 34,6 кв.м. в доме <адрес> (л.д. 7).
Содержание общего имущества дома и предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме (№), расположенном по адресу: <адрес> осуществляет (Наименование1).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с п. 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, законодательство связывает возникновение обязанности по уплате платежей за жилье с моментом фактического поступления жилого помещения во владение и пользование лица, являющегося участником долевого строительства.
Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу частей 1-3 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, предусматривают, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (п. 2 Правил).
Согласно п.п. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
В силу п. 8 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из разъяснения, содержащегося в письме (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Следовательно, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.
Доводы истца о том, что плата за электроэнергию мест общего пользования не предусмотрена ЖК РФ в числе платежей за коммунальные услуги, суд считает несостоятельными.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 89 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", действовавших в период возникновения спорных правоотношений, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Поставка электроэнергии для использования в местах общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется по договору поставки электрической энергии (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, заключенному между ОАО (Наименование2) (л.д.43-45).
На основании п. 3.2 вышеуказанного договора количество переданной энергии определяется на основании приборов учета электроэнергии в порядке, предусмотренном разделом (№).
Учет и контроль поставляемой энергии осуществляются приборами учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений, по каждой точке поставки и точке технологического присоединения (п. 5.1. договора).
Показания приборов учета передаются гарантирующему поставщику и сетевой организации по всем точкам поставки и точкам технологического присоединения ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным любыми средствами связи по установленной гарантирующим поставщиком форме с последующим письменным подтверждением указанных сведений в течение трех последующих дней (п. 5.3. договора).
По окончании расчетного периода стороны оформляют акт приема-передачи энергии и акт сверки расчетов в натуральном и стоимостном выражении (п. 6.10. договора).
Приложением (№) к договору (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) определены 28 мест установки электросчетчиков и применяемых тарифов, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (л.д. 47-49).
Таким образом, между энергосбытовой организацией и ответчиком был заключен договор на поставку электрической энергии, согласно которому учет поставляемой энергии осуществляется приборами учета, установленными в местах, определенных договором, оплата энергии производится на основании выставляемых гарантирующим поставщиком счетов фактур и платежных документов.
Согласно ведомости электропотребления по точкам учета за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) всего было поставлено <данные изъяты> кВт.ч. На основании счет-фактуры (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) ОАО (Наименование2) выставлено (Наименование1) к оплате <данные изъяты> рублей (без НДС), <данные изъяты> рублей (с учетом НДС) (л.д. 39).
Тот факт, что дом по <адрес> оснащен самостоятельными приборами учета электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, не имеет правового значения, поскольку согласно пунктам 88, 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, определение объемов электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом, осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При этом возможности использования в целях расчета за потребленную электроэнергию каких-либо иных приборов учета, кроме общедомовых (коллективных) и индивидуальных Правила оказания коммунальных услуг гражданам не предусматривают.
В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось сторонами настоящего спора, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги по электроснабжению должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года, дифференцируется порядок расчета платы за коммунальные услуги в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета.
При установленных судом обстоятельствах плата за электрическую энергию должна быть рассчитана в соответствии с формулой 3 пп. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (в редакции от 29.07.2010 года № 580), предусмотренной для расчета размеры платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Согласно указанной формулы расчет платы за коммунальную услугу «электроэнергия мест общего пользования» зависит от количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.) и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).
Как следует из материалов дела, Ситниковой Н.В. выставлена к оплате сумма за потребление электроэнергии в местах общего пользования за (ДД.ММ.ГГГГ) года в сумме <данные изъяты>, исходя из тарифа <данные изъяты> рубль, поквартирного объема 8,3282 (л.д. 5).
Начисления по услуге электроэнергия мест общего пользования производились (Госорган1) на основании писем (Наименование1) с указанием тарифа 0,58 рублей/кв.м. (л.д. 37).
Согласно представленного ответчиком расчета норматив потребления по строке «электроэнергия мест общего пользования» за (ДД.ММ.ГГГГ) года рассчитывался следующим образом: 5515 квт.час * <данные изъяты> рублей (стоимость 1 квт.час) / 22915,4 кв.м. (площадь квартир) = 0,58 рублей/кВт.час.
Данный расчет произведен ответчиком не в соответствии с вышеуказанными нормами Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Производя данный расчет, (Наименование1) учитывало показатели фактически потребленного коммунального ресурса по выставленным счетам ОАО (Наименование2), общую площадь квартир, которая не соответствует сведениям, внесенным в технический паспорт на жилой дом и земельный участок по <адрес>
Следовательно, действия ответчика по взиманию платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования исходя из площади квартир, являются незаконными.
На основании изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Ситниковой Н.В. о признании незаконным включение в квитанцию суммы <данные изъяты> копеек за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> в качестве оплаты за электроэнергию мест общего пользования и об обязании (Наименование1) исключить данную сумму из квитанции на оплату коммунальных услуг.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, на правоотношения, возникшие между Ситниковой Н.В. и (Наименование1) по предоставлению коммунальной услуги «электроэнергия мест общего пользования» распространяются нормы закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку действиями ответчика были нарушены права Ситниковой Н.В. на получение качественной услуги по расчету платы за коммунальную услугу «электроэнергия мест общего пользования», суд полагает, что с (Наименование1) подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Размер компенсации морального вреда, указанный в исковом заявлении, в сумме <данные изъяты> рублей, суд считает завышенным. При определении размера компенсации, суд учел характер причиненных истцу страданий, степень вины ответчика, длительность нарушения прав истца.
Довод представителя ответчика о том, что истцом не доказан факт причинения физических и нравственных страданий не основан на законе.
Исходя из смысла положений статьи 15 Закона при решении вопроса о компенсации морального вреда потребителю, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 333.19. НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - <данные изъяты> рублей.
В связи с тем, что при обращении в суд с иском Ситникова Н.В. была освобождена от уплаты государственной пошлины, с (Наименование1) в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей (3 требования по <данные изъяты> рублей).
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным включение в квитанцию за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> суммы <данные изъяты> копеек в качестве оплаты за электроэнергию мест общего пользования.
Обязать (Наименование1) исключить из квитанции за (ДД.ММ.ГГГГ) года по квартире <адрес> сумму оплаты за электроэнергию мест общего пользования в размере <данные изъяты> копеек.
Взыскать с (Наименование1) в пользу Ситниковой Н. В. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с (Наименование1) госпошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей на счет органа Федерального казначейства по <адрес> (№) ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК: (№), корсчета нет, получатель: УФК по <адрес> (ИФНС России по <адрес>) ИНН (№), КПП (№), ОКАТО (№), КБК (№).
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова.
Мотивированное решение
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: